Приемы критического мышления для работы с родителями.
учебно-методическое пособие на тему

Знароченкова Юлия Сергеевна

Цель – помочь педагогам сделать родителей своими союзниками, сделать работу с родителями разнообразной, интересной.

В работе описан прием "Ладошка Вира" и описан пример данного метода : Родительское собрание «Как сделать жизнь детей в группе лучше?»

Метод «ЗХУ» (Знаем/хотим узнать/узнали) – применяется для чтения или прослушивания лекций и в качестве примера: Лекция «Семья – здоровый образ жизни».

Метод Уолта Диснея  и как пример этого метода: Родительское собрание «Подготовка к выпускному».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы критического мышления для работы с родителями.

Цель – помочь педагогам сделать родителей своими союзниками, сделать работу с родителями разнообразной, интересной.

Прием «Ладошка Вира» - участвующие в работе, обводят свою ладонь, и пишут на пальцах ладони вопросы, начиная с большого пальца:

Большой палец – НАДО,

Указательный – ДОЛЖЕН,

Средний – БУДУ,

Безымянный – ХОЧУ,

Мизинец – МОГУ.

Обсуждение происходит в узких рамках конкретной проблемы. Каждый человек отвечает на вопросы ладони. Затем на основании всех ответов вырабатывается общий план действий, который принимается всеми членами группы.

Пример: Родительское собрание «Как сделать жизнь детей в группе лучше?»

Действовать можно только в рамках : группа – детский сад.
Родители обводят свою ладошку, пишут на ней вопросы и отвечают на них, записывая свои ответы:

C:\Users\Владелец\Desktop\Ладошка.bmp

1.Что вам надо и зачем? Зачем нам нужна идеальная группа? (прыгать, бегать, развиваться, играть …)

2.Что должен сделать? (ознакомление родителей с требованиями СанПин).

3.Что буду делать? (Составление плана: установка пластиковых окон, замена батарей отопления на новые современные, пластиковые, установка нового шкафа для раскладушек,…)

4.Что я хочу? (Дополнение плана: купить новые игрушки, оборудовать участок для прогулок,…)

5.Что я могу? (Распределение обязанностей: Я могу привезти песок в песочницу; Я могу вкопать колеса, а мама сделает украшения для участка; Я могу самостоятельно установить пластиковые окна, т.к. владею фирмой по установке окон; наша бабушка может сшить костюмы для театрального уголка,…).

При такой работе, инициатива исходит от самих родителей, они сами выдвигают предложения, берут на себя обязанности, а значит, они будут делать это с желанием.

Метод «ЗХУ» (Знаем/хотим узнать/узнали) – применяется для чтения или прослушивания лекций. Надо начертить таблицу из трех колонок (у родителей), такая же на доске.

ЗНАЕМ

Хотим узнать

Узнали

восстанавливают знания по теме

записывают спорные идеи и интересующие их вопросы по теме

записывают ответы на поставленные вопросы и новую информацию по теме

Прочая информация

Ниже располагается прочая новая информация. Затем идет обмен содержаниями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Пример: Лекция «Семья – здоровый образ жизни».

I стадия – «Вызов» - активизация имеющихся ранее знаний, пробудить интерес к теме, определить цели.

II стадия – «Осмысление» - содержательная, непосредственная работа с текстом, направленная на осмысление.

III стадия – «Рефлексия» - формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью текста, либо своей позиции в дискуссии.

            Прием 5-ти слов: На доске написано 5 слов – трезвый, счастье, здоровье, мышечный корсет, Сократ.

Задание: запишите 5 предложений, в которых встречаются данные слова.

Счастья много не бывает.

Трезвый на свадьбе – шпион.

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

Зачем нужен мышечный корсет?

Кто такой Сократ?

              Хотите узнать, что общего между этими словами, ответить на свои вопросы, узнать больше по данной теме? (Да) Начертите таблицу. Сначала запишите в первую колонку, что вы знаете по данной теме, посмотрите на название темы. Во вторую колонку запишите интересующие вас вопросы. Теперь послушайте лекцию и по ходу запишите ответы на свои вопросы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Здоровье – это…

Здоровый человек – это…

Режим дня – это…

Курение - …

-Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровье?

-Здоровый ребенок, какой он?

-Как сохранить зрение?

-Зачем соблюдать режим дня?

-Как правильно построить режим дня?

-Как курение влияет на пассивных курильщиков?

-При чем тут Сократ?

*Несоблюдение режима дня ведет к серьезному расстройству здоровья.

*Курение, пьянство – уродливые привычки.

*Историческая справка

* 5 простых правил прямой спины

* «Здоровье – не все, но без здоровья - ничто», говорил мудрый Сократ.

Эта таблица-памятка остается у родителей.

Метод Уолта Диснея – заключается в том, что процесс генерации новых идей отделяется от их критики, чем снимаются внутренние барьеры. Уолт Дисней мысленно расставлял по углам своей комнаты трех персонажей – Мечтателя, Критика и Реалиста. Затем воплощался поочередно в каждого из них. Встав на место мечтателя, он придумывал новые идеи, фантазировал. Переместившись в угол Критика, искал недостатки и слабые места, в пух и прах, разбивая радужные замки Мечтателя. Переходя в угол Реалиста, Дисней взвешивал все «за» и «против» и искал оптимальный вариант.

Пример: Родительское собрание «Подготовка к выпускному».

    На родительском собрании мы решаем, как провести выпускной бал. Воспитатель предлагает родителям превратиться в Мечтателей и пофантазировать, что бы они хотели. (Поехать в Дисней Лэнд, пойти в ресторан, полетать на воздушном шаре, посетить детский театр с чаепитием и дискотекой,… ). Записываем все идей.

Теперь вы Критики, рассмотрите все предложения и выявите «+» и «-» , аргументируйте свою точку зрения. (Не у всех есть загранпаспорт, это дорого, это опасно, …).

Теперь вы Реалисты, выберите реальную идею, которая устроит всех, без исключения.

При таком подходе не будет недовольных родителей, ведь они сами предлагали и принимали решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Использование учителем-логопедом современных технологий развития критического мышления "Корзина идей" и "Синквейн" позволяет сделать занятия более интересными и результативными....

Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"

Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...

Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов критического мышления

Методы и упражнения для формирования навыка чтения у дошкольников, с учётом особенностей восприятия литературы по возрастам. Основные приёмы критического мышления ("ассоциации", "уголки...