Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с чувашским орнаментом"
консультация (старшая группа) на тему

Иванова Наталия Ивановна

В работе говориться об актуальности изучения дошкольником культуры своего народа, раскрыта классификация дидактических игр и упражнений с решением образовательной задачи, отмечены требования к дидактическому материалу с учетом остроты зрения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №137»

Семинар-практикум для педагогов:

Ознакомление дошкольников с чувашским орнаментом

 посредством чувашских дидактических игр и упражнений

         

Подготовила воспитатель

Иванова Н.И.

Чебоксары, 2016

            Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, поэтому важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа с малых лет. Именно в первые годы жизни он активно входит в природный рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности.

Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный.Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле,заложенном в каждом узоре поможет: пробудить интерес к народному искусству, создать яркий эмоциональный фон, наполнить повествовательным смыслом общую композицию, сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.

Знакомство детей с семантикой народного орнамента, не преследуя цели углубления в саклярность (священность) языческих знаков и символов, способствует осознанию средств выразительности в декоративном рисовании (стилизованность, ритмичность и т.д.) и через систему игровых заданий поможет наполнить орнаментальные композиции содержательным смыслом.

В практике художественного воспитания дошкольников чаще всего применяются специально-организованные занятия разными видами изобразительной деятельности. Традиционную форму представляет и самостоятельная изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самих детей. Для этого создаются в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности. Все шире используется такая форма, как посещение выставок, музеев. В образовательном процессе игра все более вытесняется занятиями. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу прямого обучения.

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста -  истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга принадлежит Е.А.Флериной, Н.А.Сакулиной, Е.И.Радиной, процессы мышления (А.В.Запорожец, З.В.Мануйленко), протекают наиболее успешно в игре. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на «неучебный контекст» деятельности, т.е. на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.

В ходе специально созданных игр происходит «развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия,  «насмотренности» подлинно художественными произведениями народного искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного».

Дидактическая игра представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности.

Существует множество дидактических игр, способствующих художественному развитию дошкольников. Вершинина Н., Горбова О. предложили следующую классификацию дидактических игр, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством.

  1. Игры, помогающие различать виды прикладного искусства по основным стилевым признакам:

- особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др.;

- сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора;

- знакомят с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии.

Игры направлены на развитие на развитие общего эстетического восприятия предметов: «Найди лишнее», «Что изменилось», «Магазин сувениров», «Художественный  салон», «Собери предметы из избушки бабушки».

  1. Игры, направленные на закрепление знаний о стилевых особенностях элементов узора. Внимание детей педагог сосредотачивает не на узоре в целом, а на отдельных его элементах, учит вычленять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре на разных изделиях: «Лото», «Домино», «Найди пару», «Узнай элементы узора».
  2. Игры с композиционным построением узоров: «Составь узор», «Разрезные картинки», «Укрась фартук», «Укрась масмак», «Укрась варежку», «Составь цветок».

Васильева Л.Г. выделила следующую классификацию, в основе которой лежит решение какой-либо образовательной задачи.

  1. Дидактические игры, основной целью которых является ознакомление детей с народными узорами, их смысловым значением, а также обучение умению создавать их в технике рисования, лепке, аппликации;
  2. Дидактические игры, направленные на решение задач творческого развития ребенка. Под творчеством следует понимать умение составлять из знакомых элементов, комбинируя их, новые мотивы, композиции, используя знания, умения, навыки, полученные в процессе обучения при ознакомлении с предметами народного искусства.

Анализируя тематику выпускаемых игр по ознакомлению с русским декоративно-прикладным искусством для детей мы выявили  следующее, в основном это раздаточный дидактический материал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок. К сожалению, игр, направленных на реализацию национально-регионального компонента, очень мало и сделаны в основном кустарным способом.

Специфика нашего ДОУ такова, что к дидактическому материалу, представленному в играх должны быть учтены минимальные размеры,  предъявляемых детям с патологией зрения объектов. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 – не менее 15мм, при остроте зрения 0,04-0,08 – не менее 5мм, при остроте зрения 0,09-0,2 – не менее 3мм. Материал должен соответствовать состоянию основных зрительных функций ребенка: остроты зрения, цветового восприятия и т.д. Фон должен быть максимально разгружен от лишних деталей. Желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона.

Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста помогает решать и задачи коррекционной направленности: повышение остроты зрения, развитие фиксации взора, развитие прослеживающих функций глаз, развитие локализации взора, развитие зрительного восприятия цвета, формы, пространства, величины, мелкой моторики рук. У детей, страдающих косоглазием можно сформировать автоматизированные навыки синхронности действий руки и глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация с воспитателями на тему: "Азбука чувашских орнаментов и эмблем"

Консультация для средней и старшей группы.На тему:   АЗБУКА ЧУВАШСКИХ ОРНАМЕНТОВ И ЭБЛЕМ     СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧУВАШСКОГО ОРНАМЕНТА     Важную роль народ...

толкование чувашских орнаментов

толкование чувашски орнаментов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».

В конспекте раскрывается значение работы по ознакомлению дошкольников с традициями чувашского народа, с особенностями культуры; закреплению знаний орнаментальных узоров чувашского народа дошкольниками...

Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»

Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...

«Использование набора «Дары Фребеля» при знакомстве с элементами чувашского орнамента» с детьми старшего дошкольного возраста

В статье  рассматриваются возможности использования «Даров Фребеля»  при знакомстве с элементами чувашского орнамента» с детьми старшего дошкольного....

Конспект НОД в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».

Конспект  НОД в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента». Программное содержание.Образовательная область &laqu...

Знакомство дошкольника с чувашским орнаментом через устное творчество

Во все времена усвоения социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного от...