Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Нет ничего на свете прекрасней доброты!»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кузнецова Наталья Викторовна

Тематическое занятие по социально-нравственному развитию детей. Направлено на формирование знаний об эмоциональном мире человека. Задачи реализуются через слушание музыки, игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

«Нет ничего на свете прекрасней доброты!»

Цель: формировать знания об эмоциональном мире человека.

Задачи:

- образовательные: раскрыть сущность понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют, учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике;

- развивающие: развивать творческое воображение, умение чувствовать и понимать другого, осознанно относиться  к нормам социального поведения;

- воспитательные: воспитывать доброжелательность, дружелюбие, желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

Материал: записи музыки; картины с изображением доброго и злого волшебников, их сердец, кота Леопольда, доктора Айболита, Крокодила Гены и Чебурашки, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Карабаса Барабаса; лист бумаги (А 2), цветные карандаши или фломастеры.

1.Настрой на совместную деятельность, общение

- Я знаю интересную игру «Доброе животное». Поиграем? Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию рядом стоящих детей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.

2.Эмоциональное восприятие музыки

- Дети, послушайте музыку. Звучит веселая музыка. Во время прослушивания взрослый предлагает детям передать эмоциональное состояние, соответствующее настроению музыкального произведения: расслабиться, улыбнуться, подмигнуть. После прослушивания дети определяют  характер музыки и эмоции, которые они испытывали во время прослушивания.

- Опишите настроение музыки. (Веселая, праздничная, ясная.) Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку? (Веселье, радость.)

- Ребята, «настроение» у музыки, так же как и у человека может быть разным. Послушайте другую музыку (второй отрывок музыкального произведения противоположного характера – «сердитый»). Во время прослушивания детям опять предлагается передать эмоциональное состояние, характер мимических движений меняется: сдвигают брови, хмурятся, смыкают губы.

- Что вы чувствовали, когда слушали «сердитую» музыку? Какая музыка вам больше понравилась? Почему? (Ответы детей.)

3.Встреча с героями сказок

- Ребята, у нас сегодня гости – два разных волшебника (показ рисунков доброго и злого волшебников). Посмотрите на них внимательно. Какой первый волшебник? А второй? (Добрый, злой.) Сначала звучала какая музыка? Как вы думаете, какой волшебник пришел бы под эту музыку? (Добрый.) А потом была какая музыка? Какой волшебник пришел бы под нее? (Злой.) В жизни у каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются гнев, агрессивность, зависть. Человек становиться злым, сердитым, недовольным, жадным, жестоким, может даже причинять боль и неприятности другим. Злой человек не способен поделиться душевной теплотой, пожалеть, помочь. Я думаю, это и произошло с нашим волшебником. Послушайте, что о себе говорит злой волшебник:

Я с улыбкой не дружу

И лишь обидам рад.

Я гневом, злостью дорожу,

Кусаю всех подряд.

Не пожалею никогда,

Нигде и никого.

Люблю на свете я всегда

Себя лишь одного.

- Что вы чувствуете после таких слов? (Ответы детей.) Дети, как вы думаете, где находятся наши мысли, в какой части тела? (В голове.) А где находятся чувства добрые или злые? (В сердце.) Ребята, волшебники нарисовали свои сердца, давайте разберемся, где чье сердце? (Дети определяют, что черное сердце – злого волшебника, а белое в нежных розовых цветах – доброго волшебника.)

Послушайте, что говорит о себе добрый волшебник:

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда –

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

- Дети, к нам сегодня пришли не только волшебники, но и другие сказочные герои, посмотрите и назовите их (кот Леопольд, доктор Айболит, Крокодил Гена и Чебурашка, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас). Каких сказочных героев можно поставить к доброму волшебнику, а каких к злому? (Дети называют.)

- Как вы думаете, дети, злые сказочные герои умеют дружить? (Нет.) Почему? (Они стараются сделать другим плохо, не умеют любить и заботиться о других…) Можно их поставить вместе? (Нет, они не могут быть друзьями.) Как вы думаете, хорошо быть одиноким, без друзей? (Нет.) Тяжело приходиться злым. А добрые сказочные герои могут подружиться? (Да.) Почему? (Ответы детей.) Давайте их поставим вместе, я тоже думаю, что им легко будет подружиться.

- Дети, я думаю, что злой волшебник становится немножечко добрее, потому что он вас услышал и понял, что быть злым – быть одиноким, всегда сердиться, никогда не радоваться. Как вы думаете, ему хочется иметь друзей? (Ответы детей.) Пусть он и другие сказочные герои подумают, и, может быть, попробуют совершить хорошие дела, поступки и поймут, как это приятно - делать добро.

- Мы с вами умеем дружить, вместе играть. Поиграем? (Да.) Превращаемся в доброе солнышко.

4.Мини-этюд «Солнце»

Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть всю землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож месяц пошел отдыхать и по пути постучал к солнышку, чтобы оно просыпалось. А солнышко сладко спит. Услышало оно, что в дверь постучали. Открыло свои глазки, а на улице темно. Не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова крепко закрыло  свои глазки. Но время не ждет. Надо будить землю. Солнышко потянулось и встало с кровати. Умыло глазки, ротик, щечки. Взяло расческу и расчесало свои золотые волосы-лучики. Лучики распрямились, ярко засияли. Солнышко расправило свою одежду и вышло на небо. Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.

5.Рассматривание ситуаций

- Дети, как бы вы поступили, если бы:

-встретили плачущего ребенка (он потерял игрушку);

-мама пришла с работы очень уставшая;

-друг просит помочь справиться с заданием.

- Все эти поступки какие? (Добрые.) Вспомните добрых людей, которые есть в вашей жизни. Расскажите о них. Какие черты отличают их? (Ответы детей.)

6.Рисуем солнце доброты

- Ребята, каждый видит доброту по-своему. Для кого-то это ласковое и нежное лицо мамы или бабушки, или заботливые мамины руки. Доброта несет в себе ласку и тепло, она нужна любому живому существу, словно солнечный свет. Давайте представим доброту в виде солнышка и нарисуем его. Какого оно будет цвета? А каким у него будет лицо? Лучики – это свойства души, сердца доброго человека, назовите их. Разными или одинаковыми по цвету будут у нашего солнышка лучики? Рисуем! Гостеприимство – желтый лучик, дружба – оранжевый, заботливость – зеленый, стремление помочь – голубой, любовь – красный, щедрость – синий, верность – фиолетовый.

- Что вы чувствуете, глядя на наше солнце? (Ответы детей.) Послушайте стихотворение «Доброта».

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Она, как солнце, светит

С небесной высоты.

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой.

Мы все живем с надеждой

На встречу с добротой!

7.Окончание занятия

- Ребята, закройте глаза, представьте, что вы солнечные лучики. Игра «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым, ласковым, добрым солнечным лучиком.

Литература

1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

2.Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.:АРКТИ, 2002.

3.Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Из опыта работы Епифановой Татьяны Сергеевны,  воспитателя МДОУ детский сад №36 г. Кунгура...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре «Отгадай и сделай»

Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Отгадай и сделай»...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Что такое радость?"

Досуговая деятельность с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы и корректировки эмоционального фона  детей....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Цветик - семицветик" по теме "Весна" с приоритетным видом деятельности по ФЭМП.

Материал включает в себя задания по ФЭМП детей старшей группы для закрепления следующих знаний:временные понятия; количественный и порядковый счет в пределах 10; умение ориентироваться относительно се...