Как развивать художественную одарённость в условиях семьи
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_hudozhestvennuyu_odarennost_v_usloviyah_semi.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                                                               «Слишком много на свете людей,

                                                                   которым никто не помог пробудиться».

                                 А. Экзюпери

До настоящего времени нет единого мнения даже в таком бытовом вопросе: является ли одарённость, наличие таланта благом, счастьем для ребёнка и его семьи или нет? История развития науки и искусства знает случаи чрезвычайно раннего проявления удивительных способностей. Это и В.А.Моцарт, и А.С.Пушкин, и А.С.Грибоедов, и В.Гюго, и отец кибернетики Н.Винер, и многие другие. Однако проявление неких способностей может оказаться временным явлением. С другой стороны, многие известные и даже выдающиеся деятели не проявляли в раннем детстве никаких особенных способностей или даже считались очень неудобными учениками из-за своей активности.

Одаренность интересует как психологов, так и общество в целом, так как достижения одаренных людей вносят большой вклад в человеческую культуру, а одаренные дети – это будущее, потенциал общественного развития. В настоящее время существует повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам их семейного воспитания. Многие родители считают своего ребенка одаренным, потому что он раньше других начал говорить или опережает, по их мнению, в развитии своих сверстников, но часто они ошибаются, не понимая значения этого слова.

Одаренность – это наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями.

Целенаправленное обучение  имеет большое влияние на развитие одаренности ребенка, но влияние семьи является неоспоримым фактом наиболее эффективного развития одаренности. Только родители, как постоянные наблюдатели развития своего чада с самого первого дня жизни, способны заметить первоначальные признаки одаренности у своего ребенка, поэтому от их действий и отношения к этому зависит дальнейшее будущее человека. Процесс раскрытия таланта в ходе познания и творчества доставляет удовольствие не только ребенку, но и его родителям. Одаренность – это задатки самой природы, которые не исчезают со временем и непременно проявятся в дальнейшей жизни, но с условием постоянного развития этих задатков, в котором большую роль играет семья. Одаренность "определяет возможность достижения успеха, а этим определяется, в какой мере будут развиты способности". Иногда неблагоприятные условия развития, такие как плохие бытовые условия, недостаточное материальное обеспечение, неполный состав семьи не влияют на развитие одаренности, в то время как любовь родителей, внимание, поддержка и уверенность в силах ребенка является обязательным условием развития одаренности. Ведь если не придавать таланту значение, не понимать своей роли в его развитии, то раскрытие творческого потенциала у ребенка невозможно. Часто особо одаренные дети встречаются в семьях, имеющих одного ребенка или в семьях, где родителями являются пожилые люди, так как большое внимание уделяется только этому ребенку. В семьях с одаренными детьми нередко сами родители имеют непосредственное отношение к интеллектуальным профессиям либо имеют увлечения в этой сфере. Ценность образования в таких семьях особо высока. Одаренность ребенка зависит от одаренности самих родителей, а также от способов, которыми родители будут развивать задатки природы. Ребенок сначала бессознательно подражает родителям, а позже вполне осознанно перенимает манеры поведения и отношение к окружающим людям, вещам, событиям. Именно семья создает условия для творческого развития ребенка: индивидуальные занятия со специалистом, организация посещения специальных кружков и секций, организация рабочего места, обеспечение необходимым материалом. Родители включаются в познавательную деятельность вместе с детьми – общий досуг, игры, занятия, совместное обсуждение и решение познавательных проблем и задач. Это приводит к объединению интересов и к возникновению дружеских отношений между родителями и ребенком.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Для развития детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования наиболее целесообразным является путь, ориентированный на развитие общей художественной одаренности ребёнка, дающий ему возможность постигать и осваивать различные виды искусства.

Творчество детей, обладающих развитой общей художественной одарённостью, отличается большей продуктивностью и более высоким художественным уровнем, нежели творчество детей со специализированной художественной одаренностью, благодаря творческому универсализму и ассоциативной ёмкости воображения и художественного мышления. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребёнка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. А для этого необходимо внести в жизнь ребёнка как можно больше творчества!
               Таким образом, основная цель всех педагогов и родителей детей дошкольного возраста - развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы он мог преуспевать в различных видах деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одарённость в условиях ДОУ.

Детская одарённость в условиях ДОУ. Призетнацию подготовила Бегалиева Наида Сейфулаевна....

Конспект родительского собрания “Развиваем речь детей в условиях детского сада и семьи”

Продолжать знакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....

Консультация для родителей «Развиваем речь детей 6-7 лет в условиях семьи»

laquo;Развиваем речь детей 6-7 лет в условиях семьи»...

Развиваемся играя. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме организации игровой деятельности детей в домашних условиях

Опыт работы с родителями воспитанников по организации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи; овладению родителями практическими умениями поддержки игр ребенка в семье.; содействие активно...