Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников» (с детьми старшего дошкольного возраста)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Абросимова Елена Васильевна

Мастер-класс для педагогического коллектива

 «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»

(с детьми старшего дошкольного возраста)

Цель: расширение  круга  методов и приемов по улучшению эмоционального самочувствия дошкольников.

Задачи:

1. Актуализировать теоретические знания педагогов по проблеме эмоционального самочувствия детей;

2. Рассмотреть методы и приемы работы по улучшению эмоционального самочувствия детей в условиях ДОУ;

3. Проиграть с педагогами упражнения, направленные на улучшение эмоционального самочувствия дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогического коллектива

 «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»

(с детьми старшего дошкольного возраста)

Цель: расширение  круга  методов и приемов по улучшению эмоционального самочувствия дошкольников.

Задачи:

1. Актуализировать теоретические знания педагогов по проблеме эмоционального самочувствия детей;

2. Рассмотреть методы и приемы работы по улучшению эмоционального самочувствия детей в условиях ДОУ;

3. Проиграть с педагогами упражнения, направленные на улучшение эмоционального самочувствия дошкольников.

План проведения мастер -класса:

1. Теоретическая часть

1.1 Актуальность проблемы.

1.2 Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

2. Практическая часть

2.1 Разминка. Упражнение «Какого я цвета»

2.2 Эмоционально –коммуникативная игра для детей 4-10 лет «Азбука настроений»

2.3 Упражнения и игры с масками эмоций

2.4 Игра с  «кубиком эмоций»

      2.5 Упражнения и игры на снижение психоэмоционального и скетно-мышечного напряжения

3. Подведение итогов. Рефлексия

Ход мастер-класса:

I. Теоретическая часть мастер – класса:

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале! Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – это одно из важнейших направлений деятельности. Ведь эмоции дошкольника – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

У ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие  дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои эмоции, являющиеся своеобразным  индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.В. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские проблемы». Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • Безусловное принятие каждого ребенка взрослым для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  • Позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней домашней атмосферы в группах);
  • Равенство в отношениях между взрослым и ребенком;
  • Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы  тревоги и страхи;
  • Тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующей его темы с целью повышения его самооценки.

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах таких уголков:

  • Для малышей – «домотека», в специально отведенном пространстве  группы дети размещают свои вещи, принесенные из дома: фотографии, игрушки лили другие вещи, напоминающие о доме. Это по настоящему  обстановку детского сада к семейной  и разрешает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
  • Для детей 4-5 лет - «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром может разместить свою фотографию в соответствии с настроением – в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может внести изменения. Его внутреннее состояние становится, таким образом, более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и своевременной.
  • Возможность 5-7 летнему ребенку побыть одному, сменить обстановку и немного отдохнуть от потока информации приобретает все большую актуальность, так как  способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения.

Старшим дошкольникам для эмоциональной разрядке подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками.

Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателей. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия детей педагогам необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.

II. Практическая часть

Дидактические пособия, игры и упражнения для эмоционального развития детей:

  1. Упражнение «Какого я цвета?» (на материале теста Люшера)

Для определения эмоционального состояния на начало нашего мастер-класса я предлагаю вам выбрать из этих разноцветных цветочков тот, который соответствует вашему сегодняшнему настроению и разместить их на панно «Волшебная полянка».

Участники выбирают цветы по настроению и располагают их на панно (звучит музыка).

Расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера (красный –жизненная сила, стремление к успеху; желтый - надежда и ожидание большого счастья; синий – спокойствие и умиротворенность; зеленый – благополучное эмоциональное состояние; серый – безразличие; черный –негативное; коричневый – тревожное; фиолетовый – подавление чувств.

  1. Эмоционально –коммуникативная игра для детей 4-10 лет «Азбука настроений» (автор – Н.Л. Беснопольская). В игре представлены 6 персонажей (мужчина, женщина, кошка, попугай, мышка, рыбка) и 6 настроений (радость, горе, самодовольство, испуг, агрессия, недовольство). Игра рекомендуется как дидактический материал по обучении правилам поведения и основам этикета.
  2. Маски эмоций

Упражнения и игры с масками:

  • «Угадай эмоцию»
  • «Найди эмоцию»
  • «Изобрази такую же эмоцию»
  • «Назови персонажа из сказки или мультфильма, который испытывал такую эмоцию»
  • «Что может вызвать такую эмоцию»
  1. Уголок «приветствия»

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

  • Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своем присутствии в группе)
  • Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок –пиктограмм определяют свое настроение в течение дня)
  1.  «Кубик эмоций» (для детей старшего дошкольного возраста)

Задача: упражнять детей в умении передавать различные эмоции мимикой, соотнося их с определенными пиктограммами. Закреплять понятие «настроение» и формы его проявления.

Материал: кубик, украшенный самоклеящейся пленкой, на гранях которого изображены пиктограммы эмоций.

Методика использования: дети передают кубик по кругу, проговаривая слова:

«Ты катись, веселый кубик, катись быстро по рукам.

Что покажет этот кубик, повтори за ни ты сам!» Ребенок бросает кубик в круг. На какой из пиктограмм он остановится, ту эмоцию он должен показать. Задание можно усложнить- соотнести пиктограмму со звучащей музыкой, а затем показать эмоцию мимикой.

  1. Упражнения и игры на снижение психоэмоционального и скетно-мышечного напряжения.
  2. Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета.

Цветотерапия способствует:

  • Улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
  • Стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
  • Приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
  1. Подушка-колотушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
  2. Мешочек для крика и негативных эмоций.
  3.  Коробочки для разных эмоциональных состояний:
  • «Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая коробка,  которую можно «выплеснуть» негативные эмоции.
  • «Коробочка страха» - в эту коробочку можно спрятать образ любого страха, который волнует ребенка
  • «Коробочка доброты» - в эту коробочку можно «собирать» добрые слова и поступки
  • «Коробочка счастья» - в эту коробочку можно сложить слова, а может даже какие-то символы счастья.

Я предлагаю всем участникам мастер – класса получить свой кусочек счастья.

( В коробочке счастья  приготовлены конфеты  с добрыми пожеланиями.)

III. Подведение итогов. Рефлексия

Участники мастер - класса поочередно высказываются.
1. Что понравилось/не понравилось на мастер - классе?
2. Какие упражнения/игры вызвали трудности у педагогов?
3. Какие приемы/упражнения я буду применять в своей педагогической практике? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»

МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...

Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

Мастер-класс на тему «Использование дидактических игр по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста »

Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи....

Мастер- класс "Цветик- семицветик" в технике обратной аппликации из пластилина с детьми старшего дошкольного возраста

Цветик- семицветик- это цветок, исполняющий желания. Кто не захочет иметь такой у себя дома? Я предлагаю простой и не затратный способ изготовления такого волшебного цветка. Он интересен детям и взрос...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ресурсов онлайн-платформ при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу применения ресурсов онлайн платформв образовательной деятельности старших дошкольников....