Нравственная готовность детей к школе
статья (старшая группа) на тему

Зихохова Асланхан Майоровна

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками насколько учение будет для него радостным и полезным. Но далеко не каждая семья может представить, как поведет себя ребенок в тех разнообразных ситуациях, в которые он попадет в школе.

Готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной – нравственной готовности к школе: умение жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других. Казалось бы, учение – индивидуальная деятельность и «каждый за себя». Но успешная и плодотворная для всех школьная жизнь не ограничивается рамками урока,  в ней всегда есть место и взаимному труду, и помощи, и умению радоваться чужим достижениям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственная готовность детей к школе.

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками насколько учение будет для него радостным и полезным. Но далеко не каждая семья может представить, как поведет себя ребенок в тех разнообразных ситуациях, в которые он попадет в школе.

В детском саду, в каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтоб он хорошо учился. В последние годы родители чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь лишь о том, что малыш научился читать освоил элементарные математические знания. Нередко бывает, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы 1 класса. А вот этого как раз и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботится о нравственной  и психологической готовности детей к школьному обучению.

Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом качеств, таких, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Организованность проявляется и в малом и большом: без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручения; убрать на место вещи, игрушки и т.д.

В дошкольном возрасте организованность только начинает формироваться, и, соответственно, уровень ее развития различен. Это зависит, с одной стороны, от характера индивидуального развития под воздействием семьи, с другой стороны от тех требования, которые предъявляются ребенку в детском саду. К концу старшего дошкольного возраста организованность проявляется в таких качествах, которые имеют особенно важное значение в подготовке к школьному обучению: ребенок не только выполняет требования взрослых, но и начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. Это качество особенно ценно для нравственного становления личности. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно:

- уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества;

- поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду.

Наблюдения показывают, как уверенно и легко ходят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни.

Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.

Своевременное приучение дошкольников к выполнению обязанностей в детском саду и семье предупреждает возникновение безответственности воспитывает у ребенка умение заставить себя сделать необходимое дело, преодолеть трудности, а они непременно встретятся во время учебы в школе.

Переход от положения дошкольника к положению школьника- это новые права и обязанности учащегося, первое чувства ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы развить это необходимое качество, нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущество знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

Каждый ребенок 6 -7 лет хочет пойти в школу. Этот интерес к школе проявляется в детских высказываниях: «хочу учиться», «хочу в школу», «буду хорошо учиться», в детских вопросах: «Какая учительница?», «Что мы будем делать в школе?», «Учительница строгая?». Поддерживая такую заинтересованность, родители должны рассказывать о том, как много нового они узнают в школе, как полезно учиться. Но, к сожалению, иногда желание поскорее сесть за парту пропадает («не хочу идти в школу», «играть хочу», «скучно»). Это происходит тогда, когда у ребенка не сформировано отношение к учебе как к серьезной деятельности, важной работе, а интерес к школе ограничивается внешними признаками: новое здание, незнакомая учительница, тетради, и.т.п.                  

  Поэтому, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.

Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной – нравственной готовности к школе: умение жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других. Казалось бы, учение – индивидуальная деятельность и «каждый за себя». Но успешная и плодотворная для всех школьная жизнь не ограничивается рамками урока,  в ней всегда есть место и взаимному труду, и помощи, и умению радоваться чужим достижениям.

А.М. Зихохова

воспитатель МБДОУ № 1 а.Кошехабль    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

Нравственная и психологическая готовность детей к школе.

В детском саду, в каждой семье, где растёт будущий первоклассник, часто возникают вопросы о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтоб он хорошо учился. В последние годы родители чаще всего это...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...