"Семейные традиции"
материал на тему

Материал предназначен для проведения родительтского собрания, клуба по теме "Семейные традиции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семейные традиции24.35 КБ
Файл Анкета для собрания21.7 КБ

Предварительный просмотр:

1. Вступительное слово о семейных традициях.

         Ф. Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства». И хорошо, если эти воспоминания не отрывочные (купили куклу, ел вкусное мороженое…). Хорошо, если ребенок вынес из детства и сохранил на всю последующую жизнь стойкие семейные традиции. Он их, конечно, постарается перенести в свою семью. Позаботьтесь о поддержании благоприятной эмоциональной семейной атмосферы.

         Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года, становятся нормой поведения и добрыми привычками.

Добрые традиции сделают насыщенной и интересной семейную жизнь, в том числе и детскую.

        На первое место мы поставим «детские дни рождения». Все семьи, независимо от материального уровня, могут себе позволить праздновать детские дни рождения. К сожалению, этот детский праздник зачастую родители вроде бы стараются делать для своего ребенка и его друзей, но в силу неподготовленности (а порой непродуманности и недодуманности) это мероприятие проходит как обычное застолье для взрослых, где дети предоставлены сами себе. Важно хозяевам учесть различный возраст друзей своего ребенка и продумать активное участие каждого из них в торжестве. Рекомендуем пришедших гостей более старшего возраста сделать своими помощниками в этом удивительном детском празднике. Великолепно сделать семейной традицией походы и всякого рода «вылазки» на природу. Только советуем очень вдумчиво подойти к такого рода экскурсиям: чтобы было интересно и вам и вашим детям. Субботы и воскресенья даны человеку, для того чтобы он отдыхал вместе со своей семьей. В этом плане горячо агитируем за экскурсии по городу. Чем больше экскурсий, тем больше знаний и впечатлений у дошкольников. Почти все, чем располагает город, в котором вы живете, нужно показать малышу на этапе дошкольного детства. Причем в некоторые места нужно ходить по много раз. Предлагаем примерную тематику экскурсии в пределах города и по возможности в других городах России.

- в детские театры;  в музеи; в зоопарк; в планетарий;  к красивым архитектурным зданиям;  в зоны отдыха парки; к водоемам;  в рощи и леса и т.д.

После всех экскурсий хорошо бы иметь собственные фотографии, которые всегда будут напоминать приятный досуг с родителями.

         Полезно иметь переписку. С кем – это подскажет ваши близкие, наличие родственников и друзей. Но получать письма и регулярно отвечать на них – это та традиция, которая несомненно окажет положительное влияние на ребенка. Во- вторых, взрослее он начинает понимать, что его папа и мама нужны другим людям. А как полезно составлять коллективные ответы. При этом обостренно воспринимаешь разницу между стилем устных разговоров и стилем письменной речи, что также немаловажно для грамотного человека.

        Очень хорошей семейной традицией является ведение летописи своей семьи, ее предков, которую можно оформлять в фотографиях, переписке, описаниях и мемуарных воспоминаниях. В этот вид деятельности постепенно вовлекается и дошкольник, понимая с возрастом причастность к своей многочисленной родне.

        Несомненно, полезно иметь в разнообразии своих семейных традиций коллекционирование. Неважно чего: марок, моделей машин в картинках, книг и так далее. Но уж если коллекционировать книги, то не просто стремиться к их количеству, а весьма продуманно приобретать, к примеру, словари, энциклопедии, произведения любимых авторов или определенный жанр. И ребенок со временем почувствует, что данная работа взрослыми проводится не для улучшения интерьера квартиры, а для углубления познаний в той или иной области. К таким семейным увлечениям взрослых, бесспорно, приобщаются дети.

          В прошлом веке были модными семейные чтения. И не только модными, традиционными, но и полезными в плане воспитания своего подрастающего поколения. Дети воочию убеждались, какой интерес имеют домочадцы к книгам, как они выразительно их перечитывают, какие жаркие дискуссии ведут о прочитанном. Вполне понятно, в данном случае формировалась культура речевого общения взрослых и детей. Дети стремились подсознательно подражать родителям. И дух семейного чтения передавался из поколения в поколение.

          Несколько слов о традиции проводить отдых летом совместно с детьми. По этому поводу есть различные толкования. С одной стороны, нет сомнения в том, что даже самые любящие родители устают от повседневных забот и необходимости постоянно воспитывать своих детей. Сама по себе разница в возрасте объясняет подобное состояние. Особенно справедливо это в отношении матери, которой приходится проводить со своими чадами гораздо больше времени, чем отцу. Многие женщины просто мечтают побыть в обществе только взрослых людей. Но если существует традиция отдыхать совместно с детьми, то нужно, непременно, продумать программу отдыха и подготовиться к ней. Чем больше дети будут знать, что их ожидает, тем легче они приспособятся к новой обстановке. Конечно, лучше всего путешествовать налегке вместе, но все же мы советуем захватить несколько любимых игрушек и книжек. Не следует ожидать, что наши ребята усядутся на землю и начнут любоваться природой. Мы нередко представляем себе отдых в виде полного ничегонеделания, но дети- то остаются, как всегда активными, а иной раз становятся еще более деятельными. Конечно, можно придумать много увлекательных дел с участием детей. Но время это действительно принесет всем радость и удовольствие только в том случае, если мы и в самом деле будем делать все дела вместе. Сделанные во время отпуска фотографии через годы напомнят нам о прекрасных днях, проведенных вместе. Наконец, последние два – три дня отпуска лучше провести всем вместе дома, не сразу возвращаясь к привычному повседневному ритму. Надо постараться, чтобы у детей постепенно складывалось убеждение – сколько бы ни было на земле прекрасных и замечательных мест, нет ничего лучше родного дома.

       Да, если будут семейные традиции – у вас может быть больше уверенности в том, что ребенок будет тянуться домой, будет любить близких, его не перетянет тревожная «улица» со всякими печальными неожиданностями. И дошкольник будет расти, пребывая в эмоциональном благополучии!

2. Анкетирование (анкеты прилагаются)

3. Выступление родителей и детей на тему: «Мое семейное древо».

4. Разминка. Упражнение «Конверт интеллектуальных вопросов»

(Воспитатель готовит  в конверте для родителей вопросы «от детей». Родители отвечают.)

-Почему одуванчик пушистый?

-Почему снег мокрый?

-Почему нельзя сосать сосульку?

-Почему Красную книгу называют Красной, а не Зеленой (красный цвет - опасно)

-Врачи говорят, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идет речь (черника, земляника, клюква)

-Чем лягушка отличается от жабы (лягушка – дневной образ жизни, жаба - ночной)

-Чем еж на медведя похож? (спят зимой)

-Какие деревья цветут без цветков? (хвойные)

5. АРТ-МАСТЕРСКАЯ («Ладошки», «Совместный рисунок»)

Цель: помочь родителям осознать свои чувства и эмоции, достичь более глубокого  взаимопонимания и доверия с ребенком.

Упражнение «Ладошки».

 Предлагается обвести ладошки своего ребенка. Внутри каждого пальчика вписать положительные качества ребенка и отрицательные (которые родителям не нравятся).

Вопросы:

 1.Каких качеств получилось больше всего?

2. Какие чувства у вас возникли.

Упражнение «Совместный рисунок»

Детям и родителям предлагается нарисовать общий рисунок на определенную тему «Наша семья». При этом им нельзя договариваться друг с другом. У каждого из них только по одному цветному карандашу и один альбомный лист для совместного рисования.

Вопросы:

  1. Как происходило взаимодействие в паре: на что было похоже (соперничество, конкуренция, подавление, согласие)
  2. Какого цвета больше на рисунке? Чей это карандаш: ребенка или родителя?
  3. Вы довольны  рисунком? Процессом  рисования?

6. Заключительное слово.

      Мы всегда подчеркиваем приоритетность семейного воспитания. И всегда говорим, что каким бы хорошим детский сад не был, он призван помочь родителям, а не заменить их.  Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений. Играйте вместе с детьми, узнавайте своего ребенка с разных сторон, признавайте ценность его собственных мыслей, соблюдайте старые семейные традиции и не забывайте заводить новые, которые будут существовать исключительно в вашей семье. Растите счастливых людей, желающих обогатить ваши традиции своими.

- Почему одуванчик пушистый?

- Почему снег мокрый?

- Почему нельзя сосать сосульку?

- Почему Красную книгу называют Красной, а не Зеленой 

- Врачи говорят, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идет речь

- Чем лягушка отличается от жабы 

- Чем еж на медведя похож? 

- Какие деревья цветут без цветков?



Предварительный просмотр:

Анкета «Семейные традиции»

Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.

Какие семейные традиции Вы соблюдаете?        

Дни рождения членов семьи; Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.; Религиозные обряды (посты, религиозные праздники и др.); Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.); День создания семьи; Профессиональные праздники; Оформление фотоальбомов; Воскресные семейные обеды (ужины); Проведение семейных советов;

 Другое _____________________________________________________________________

Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?

Спорт, рыбалка, домашние животные; Шитье, шахматы, чтение; Рукоделие, пение,  Коллекционирование, сочинение стихов (рассказов, сказок)  

Другое ________________________________________________________________________

К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка? Какой труд объединяет Вашу семью?

Общего труда нет, у каждого свое дело, уборка квартиры; Работа в саду, ремонт квартиры, уход за домашними животными; Индивидуальная трудовая деятельность

Другое _______________________________________________________________________

Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть Вашей семье?

Отдельная комната для ребенка, уголок в общей комнате; Спортивный инвентарь, музыкальные инструменты;  Библиотека, компьютер; Музыкальный центр, кинокамера; Фотоаппарат, живой уголок (аквариум); Швейная машина, вязальная машина; Столярные (слесарные) инструменты, развивающие игры; Велосипед (сноуборд, мотоцикл);

Другое _______________________________________________________________________

Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?

Мама, бабушка, прабабушка, няня, гувернантка; Папа, дедушка, другие родственники;

Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

Умственное развитие, эстетическое развитие; Культуру общения, самостоятельность; Интерес к знаниям, желание идти в школу; Внимание к близким, страх перед воспитателем; Страх перед взрослыми, сквернословие; Непослушание, грубость, усталость, возбуждение.

Другое __________________________________________________________________________

Организуется ли специально в Вашей семье деятельность ребенка?

Совместное чтение, прогулки на природе, обучаем ручным умениям; Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.); Играем в развивающие игры, организуем спортивные занятия; Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело; Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;                                                               Другое    ___________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...

Проект по развитию семейных традиций «Семейные традиции в каждую семью!»

Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности...