Воспитание гуманного отношения к окружающей среде.
статья на тему

Гевел Наталия Николаевна

1.Воспитание гуманного отношения детей к окружающим людям и самому себе.

Гуманизм это человеколюбие, когда люди понимают, что они - самое дорогое, что есть в жизни. Гуманизм затрагивает темы: роль человека в обществе, смысл жизни, духовность человека, его место в истории. Для гуманистов человек — это главная ценность. Все что противоречит этим принципам: унижения, оскорбления, причинение душевной боли - антигуманно.

Гуманные отношения (в детском возрасте) –

·        форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности;

·        совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и с самим собой.

   Отношения с другими людьми составляют основу человеческой жизни. Они являются центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственные позиции человека.

   Сформировавшееся гуманное поведение характеризуется следующими признаками:

·        -сочувствие, уважение, желание прийти на помощь окружающим людям;

·        -желание и умение приветливо обращаться с окружающими людьми, вежливо ответить на просьбу или предложение, деликатно отклонить нежелательное предложение;

·        -желание делать приятное для сверстников (коллектива и отдельного сверстника);

·        -способность прислушиваться к общественному мнению и руководствоваться в своих действиях общественными мотивами, получая при этом личное удовлетворение.

Развитие гуманных взаимоотношений детей можно рассматривать как реализацию нескольких этапов, которые выстраиваются следующим образом: чувствовать – знать – уметь и быть способным. Исходя из этой логики, воспитательный процесс должен быть ориентирован на последовательное освоение детьми соответствующего нравственного опыта.

Каждый этап выводит ребенка на определенный уровень гуманных взаимоотношений: эмоциональное отношение к окружающим и близким ведет к пониманию нравственных норм поведения (дружба, взаимопомощь, сочувствие и т.п.), а эмоциональные чувства и знания находят свое отражение в поведении.

В модели воспитательного процесса необходимым средством является использование художественных произведений, которые активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее эти переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественную литературу можно использовать как средство развития нравственных качеств ребенка, чтобы перенести его чувства в жизнь, в деятельность. Для развития эмпатии и гуманного поведения хорошо использовать драматизацию сказок. При этом происходит сближение с персонажем; ролевое изображение помогает ребенку глубже понять тот или иной образ, ребенок учится видеть эмоциональное состояние другого, выстраивать свое ролевое поведение в соответствии с характером игровой ситуации.

   Для обучения воспитанников умению выстраивать доброжелательные межличностные взаимоотношения рекомендуется проводить циклы занятий. Например, «Учимся слушать и слышать», «Взаимопонимание», «Пожелаем друг другу добра» и т.д.

   Развивающую работу с детьми рекомендуется вести в три этапа:

   Первый этап – обогащение эмоциональной сферы детей. Общение не может быть эффективным, если его участники, во-первых, не способны «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний. Чем больше он знает, какие бывают эмоции, тем точнее поймет состояние другого человека.

   На данном этапе используется проигрывание ситуаций, которые дают детям возможность не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее. При этом происходит закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт), закрепление употребления речевых этикетных формул (утреннее и вечернее приветствие, прощание и др.), а также передача характера изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений, выражение сочувствия и сопереживания взрослым и своим сверстникам.  

   Дети не копируют друг друга, а стараются каждый по-своему передать содержание эмоции, используя различные средства выразительности (жесты, мимику). Например, играя в игру «Угадай эмоцию», дети учатся выражать ее с различной степенью, используя мимику, пантомиму, голосовые интонации. Затем можно попросить детей нарисовать те эмоции, которые они только что выразили. Сюда можно включать игровые упражнения на понимания настроения окружающих «Что можно сделать для друга?», на своевременное употребление слов благодарности «Подарок другу», на развитие умения общаться без слов «Через стекло» и т.д.

   Таким образом, на данном этапе воспитания гуманных чувств дети знакомятся с основными эмоциями, учатся выражать их, определять ситуации, когда человек переживает то или иное чувство.

   Цель второго этапа – формирование познавательного компонента. Специальные задания помогут детям актуализировать свои знания о моральных нормах, задуматься о нравственных и безнравственных поступках, учиться отличать хорошее от плохого. Для этого выбираются черты характера, которые понятны детям и с которыми они сталкиваются с раннего детства:

– отношение к людям (добрый - злой);

– отношение к труду (трудолюбивый - ленивый);

– отношение к вещам (аккуратный - неряшливый);

– характеристика честности (честный - лживый);

– волевые качества (смелый - трусливый).

   Детям предлагается решить нравственные задачи: «Что было бы, если

бы люди перестали благодарить друг друга?». Выстроить цепочки слов («вежливость – это...», «радость – это...», «печаль – это...», «ложь – это…», «честность – это…). Выполнить упражнения «Хорошо – плохо» – найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (заболела бабушка, пошел дождь и т.п.) и т.п.

   В результате дети знакомятся с чертами характера, с нормами морали, проигрывают и анализируют поведение героев сказок и литературных персонажей и свое собственное.

   Третий этап особенно важен для формирования гуманных взаимоотношений детей – поведенческий. Многие воспитатели на практике часто сталкиваются с противоречием: ребенок знает нравственную норму, но в своем поведении ее не реализует. Занятия этого этапа непосредственно решают задачу формирования гуманного поведения. Можно использовать  цикл упражнений, нацеленных на развитие способности делать выбор в пользу нравственного поведения по отношению к близким. Умения согласовывать свои интересы с интересами других, способности замечать затруднения сверстника и готовности оказать ему словесную и практическую помощь. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами. В процессе непрямого воздействия на ребенка, исключающего наставления (игровая форма отработки способов общения), создание ситуаций, которые требуют проявления интеллектуальной и нравственной активности и вызывают желаемые изменения в поведении детей и их отношении к Миру.

   Таким образом, третий этап реализует задачу гибкого изменения поведения ребенка на основе понимания эмоционального состояния других детей и своего собственного. Эмпа́тия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания

   Формирования бережного отношения к людям, умения учитывать состояние других. Эти качества необходимы ребенку для развития культуры общения, эмпатии, умения сопереживать.

   На данном этапе дети получают возможность апробировать полученные знания о нравственном поведении и чувствах в опыте совместной деятельности. Игра «Без друзей меня чуть, чуть», в которой создаются ситуации реально-практического действия, когда требуется помощь сверстников в условиях совместной деятельности (игровой, художественно-творческой). Работа в парах помогает лучше почувствовать состояние друг друга и учит приходить на выручку, когда это необходимо.

   Воспитательный процесс должен быть нацелен на создание условий для формирования у детей не только знаний и способов деятельности, но, прежде всего, опыта эмоционально-ценностных взаимоотношений.

   2.Воспитание гуманного отношения к природе

   Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребёнком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Развитие отношения к природе тесно связано с  организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребёнка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Мы стараемся вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Важной вести работу по формированию экологической воспитанности не только у детей, но и у родителей воспитанников. Привлекать их к участию в разных природоохранных мероприятий: ко "Дню птиц" родители могут изготовить скворечники, на "День земли" поделились семенами цветов для клумбы, совместно с детьми готовить поделки из природного и бросового материалов к "Осенней ярмарке". Необходим и наглядный материал. Сюда бы я включила наши проекты: «Хлеб», «Цветы и травы нашего участка», «Неделя со сказкой», «Природные зоны России» и т. д., а также посадка цветов в клумбы и бережное отношение ко всему живому. Чтение таких авторов, как В. Бианки, Н. Сладков, Э. Шим, Г. Снегирёв учат бережному отношению и любви к природе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

«Формирование бережного и разумного отношения к окружающей среде, воспитание у детей ответственности за сохранение ее чистоты»

Основы мировоззрения человека закладываются в дошкольном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о раз...

"Воспитание гуманного отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания"

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов....

Воспитание гуманного отношения детей дошкольного возраста к живому и окружающему миру

Каждый человек с детства взаимодействует с окружающим его миром, это взаимодействие складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение ...

Консультация для воспитателей "Создание условий для формирования у детей дошкольников гуманного отношения к окружающим"

Взаимосвязь нравственного поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор в поль...

Из опыта работы «Воспитание гуманного отношения у младших дошкольников к окружающей среде»

     Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила п...