Сборник лучших работ заочного муниципального конкурса методических разработок для педагогов дошкольных образовательных организаций «На первой ступени к знаниям»
учебно-методический материал на тему

Наседкина Ольга Александровна

Сборник лучших работ

заочного муниципального конкурса

методических разработок для педагогов дошкольных образовательных организаций

 «На первой ступени к знаниям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_konspektov_nod_2015g.docx277.76 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-методический центр

Управления образования  Кусинского муниципального района

 

Сборник лучших работ

заочного муниципального конкурса

методических разработок для педагогов дошкольных образовательных организаций

 «На первой ступени к знаниям»

C:\Documents and Settings\админ\Рабочий стол\на брошюру.png

г.Куса 2015г.

Онучина Галина  Анатольевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 10

«Правила пожарной безопасности»

(подготовительная к школе группа)

 Номинация: Социально-коммуникативное  развитие

Цель

 Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Задачи

-Закреплять представления о причинах возникновения пожара, последствиях неосторожного обращения с огнем, продолжать учить правильно вести себя во время возникновения пожара.

-Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

-Развивать умение работать в малой группе и коллективе, прислушиваться к мнению друг друга.

-Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Интеграция образовательных областей

«Развитие речи», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Используемые материалы и техническое оборудование

- мультимедийный комплекс, презентация к занятию;

- текст викторины «Берегись огня», фишки для викторины, бланки ответов, зеленые карандаши;

 - карточки с номерами экстренных служб 01, 02, 03, 04;

- лист формата А3, клей, карточки с правилами, цветные или черно-белые картинки на пожарную тематику, цветные карандаши, фломастеры;

Методы и приемы: игровые, наглядные, словесные.                                                                                

Предварительная работа:

 - чтение литературных произведений о пожарах, труде пожарных.

-  рассматривание иллюстраций о пожаре

-  беседа "Эта спичка -  невеличка"

- дидактическая игра «Огнеопасные предметы»

- познавательные занятия «Огонь – наш друг». «Огонь - наш враг»

- кинезиологическая пауза «Огонь – вода»

Ход непосредственно образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Техническая и методическая поддержка

Вводный этап

- Ребята, сегодня утром нам на электронную почту детского сада пришло письмо.

- Посмотрите на слайд и скажите, от кого это письмо?

-Правильно, это письмо из пожарной части. Я предлагаю послушать,  что там написано (зачитывается текст письма)

- Вы согласны с предложением пожарного?

- Для этого нам нужно вспомнить, из-за чего возникает пожар, и как правильно вести себя во время пожара.

- Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит

И от злости ест дрова –

Целый час, а может два

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь……

- Правильно, огонь.

 рассматривают письмо на слайде.

….. из пожарной части …

 

слушают текст письма.

….. да, согласны…..

……. Огонь …….

Слайд 1(по щелчку звук пожарной сирены)

Слайд 2

Слайд 3

Основной этап

- Послушайте внимательно отрывок из произведения:

…А лисички

 Взяли спички,

 К морю синему пошли,

 Море синее зажгли.

 Море пламенем горит,

 Выбежал из моря кит:

 "Эй, пожарные, бегите!

 Помогите, помогите!"…….

Что это за произведение?

- Как вы считаете, правильно поступили лисички?

-Что случилось  на море?

Почему возник пожар?

- Чем опасен пожар?

- Отчего ещё может возникнуть пожар?

- Правильно, вам знакомы причины возникновения пожара. Молодцы.

- Я  хочу предложить вам викторину, которая называется « Берегись огня!».  Подойдите ко мне, возьмите фишки с картинкой и занимайте места согласно изображению на фишке.

- У вас у каждого на столе лежат, бланки ответов и зеленые карандаши.

- Я буду загадывать загадку, а вы должны выбрать правильный ответ и раскрасить треугольник около него. Вы работаете в группе, вместе выбираете ответ. Готовы?

- Вопрос 1 - Отгадайте загадку и отметьте правильный ответ:

Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.

- Ваш ответ?

- Вопрос 2 - Отгадайте загадку и отметьте правильный ответ:

Что за тесный, тесный дом? 
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …

- Ваш ответ?

- Вопрос 3 - Отгадайте загадку и отметьте правильный ответ:

Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит……

- Ваш ответ?

- Вопрос 4 - Отгадайте загадку и отметьте правильный ответ:

Что за парень здоровенный?
В форме он, а не военный,
В каске, как артиллерист,
Со стволом, а не танкист?
Если где-то вдруг случайно,
От огня грозит беда,
Этот паренек отчаянный,
Сразу поспешит туда.
Ловко прыгнет он в окошко,
И спасет детей и кошку,
Победит огонь коварный,
Потому что он –….

- Ваш ответ?

- Вопрос 5 - Отгадайте загадку и отметьте правильный ответ:

Упал на пол уголек-

Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его….

- Ваш ответ?

- Вопрос 6 - Отгадайте загадку и отметьте правильный ответ:

Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает? 
Без чего никак нельзя?

- Ваш ответ?

- Вопрос 7 - Отгадайте загадку и отметьте правильный ответ:

Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.

- Ваш ответ?

- Молодцы, я вижу, вы справились с викториной. Правильно ответили на все вопросы.

- А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар:

Знает каждый гражданин

Этот номер ……….

Если к вам пришла беда

Позвони скорей туда

 - Правильный номер телефона пожарной части 01, посмотрите на свои карточки, все справились с заданием?

-Я предлагаю вам встать и немножечко размяться.

Когда я говорю огонь – все начинают тянуться вверх, растягивая все мышцы рук от кончиков пальцев до предплечья. А когда я говорю вода – все опускают руки вниз и расслабляют мышцы рук.

- Я предлагаю вам отправиться в интерактивную картинную мини - галерею. Займите свои места. Смотрите внимательно.

- Она необычная.  Догадайтесь, почему?

- Правильно ребята, на слайдах изображены разные ситуации возникшие во время пожара. Мы их сейчас с вами рассмотрим, и обсудим.

- Посмотрите на первую картинку.  (Ребенок звонит по номеру 01.)

- Что на ней изображено и что это значит?

- Правильно.  Если возник пожар, то необходимо вызвать пожарных, позвонив по номеру 01 или 112, четко назвать адрес и свою фамилию.

- Посмотрите на следующую картинку. (Квартира, горит телевизор, мальчик держит в руках одеяло - набрасывает его на огонь, второй мальчик выдергивает вилку провода из розетки)

- Что на ней изображено и что это значит?

- Правильно,  если возгорание небольшое, его можно затушить самому подручными средствами (одеялом, землей, песком).

- Посмотрите на следующую картинку. ( Квартира, много дыма, на полу на четвереньках к двери ползет ребенок)

- Правильно.  Чтобы не задохнуться, нужно опуститься  на четвереньки и продвигаться к выходу ползком, закрыв рот и нос мокрой тканью.

- Посмотрите на следующую картинку. (Ребенок стоит на балконе, а позади него огонь и дым.)

 - Правильно.  Если выйти невозможно, необходимо выбраться на балкон и звать людей на помощь.

- И еще запомните – во время пожара нельзя:

! прятаться под кровать или в шкаф  

! пользоваться лифтом

! заливать водой электроприборы

! входить в задымленное помещение

! открывать окна

- Если  мы будем соблюдать эти правила, то с нами некогда не случится беды.

- Я предлагаю сыграть в игру. Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья».

… Кто из вас завидев дым набирает 01

Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом?

Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом?

Кто соседской детворе объясняет во дворе

Что игра с огнем недаром завершается пожаром?

Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых и строительный забор?

Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,

Загорелся старый угол, еле сам живой ушел?

Кто пожарным помогает - правила не нарушает

Кто пример для всех ребят?

 

…. К. Чуковский «Путаница»

.. нет …..

… возник пожар……..

….лисички играли спичками..

.. при пожаре могут сгореть вещи, квартира, но главное могут погибнуть люди….

… от незакрытой печки, неисправных электроприборов, фейерверков……..

берут фишки и занимают места за столами согласно изображению на фишке

работа в группах: в своей группе по каждому вопросу обсуждается ответ, выбирается правильный и закрашивается треугольник у выбранного ответа.

……. огонь………..

…….. спичками……..

……. огнетушитель …….

……. пожарный……..

……..водой …………

…. респиратор или маска …

……пожарная машина……

По очереди каждый из детей выбирает себе карточку. Слушают стихотворение, и поднимают карточку с номером ……. 01……

Дети сравнивают свои карточки с карточкой воспитателя и других детей

(обсуждение ответов)

Все дети встают и начинают тянуть вверх руки, растягивая все мышцы рук от кончиков пальцев до предплечия. А затем все опускают руки вниз и расслабляют мышцы рук.

Дети присаживаются на свои места и смотрят на слайды.

…. Потому что на слайдах изображены разные ситуации возникшие во время пожара…

Дети рассматривают каждую ситуацию, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.

….. начался пожар, ребенок звонит по телефону в пожарную часть…..

….. мальчики пытаются потушить загоревшийся телевизор………

….. ребенок пытается спастись от пожара, чтобы не задохнуться опустился на колени…….

….. ребенок не смог выйти через дверь и спасается на балконе……

играют в игру соблюдая правила

… это я, это я, это все мои друзья…

… это я, это я, это все мои друзья…

………

… это я, это я, это все мои друзья…

…………

………..

… это я, это я, это все мои друзья…

Фишки для викторины, текст викторины, бланки ответов, карандаши (приложение 1)

Карточки с номерами экстренных служб 01, 02, 03, 04 (приложение 2)

Кинезеологическая пауза  «Огонь – вода»

Слайд 4-9

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья».

Заключительный этап

- Молодцы. Ребята  вспомните,  о чём нас просил пожарный в письме?

- Правильно. Мы все просьбы пожарного выполнили?

- Не устали? Тогда приступим к работе, все правила поведения мы с вами уже знаем, я их напечатала, ваша задача их наклеить на страницу, подобрать к ним  картинки, наклеить и раскрасить, чтобы страница была яркая и запоминающаяся.  

- Посмотрите, какая замечательная у нас с вами получилась страничка, я её сфотографирую и отправлю фото в пожарную часть.

- Как вы думаете, а этой страничкой кроме нас, могут пользоваться  другие детки нашего детского сада?

-Вы сегодня молодцы, очень хорошо поработали на занятии, мне очень приятно. А вам что больше всего запомнилось, понравилось?

- Заканчивая наше занятие,

Я вам хочу пожелать:

Бед пожарных и несчастий

В вашей жизни избежать.

Помни, что шалость с огнем

Обернется пожаром и злом.

…….повторить,  как правильно вести себя во время возникновения пожара и создать страничку в «Книгу безопасности» с правилами поведения во время пожара…

…… нет, не сделали страничку в «Книгу безопасности»…..

 

совместно с педагогом выполняется коллективная работа-коллаж  «Правила поведения во время возникновения пожара»

…….. да могут…….

….. ответы детей…….

Лист формата А3, клей, карточки с правилами, цветные или черно-белые картинки на пожарную тематику, цветные карандаши, фломастеры, (приложение 3)

Постникова Елена Юрьевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 13

«Интеллектуальная викторина «Счастливый случай»»

 (подготовительная к школе группа)

 Номинация: Познавательное  развитие

 

Цель: формирование познавательных действий у старших дошкольников в ходе викторины «Счастливый случай».

Задачи.

1. Закреплять у детей представления о системе эталонов и длительности времени; способствовать закреплению знаний об объектах окружающего мира (форма, цвет, размер, количество, число, причины и следствия).

Продолжать учить решать задачи на смекалку,  отгадывать загадки. Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

2. Развивать  умение разрешать проблемные ситуации, применяя логическое мышление, память, наблюдательность и находчивость.

3. Воспитывать  уверенность в своих силах, настойчивость; способность быстро и логично мыслить, культурно общаться; умение работать в коллективе.   

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты: ребёнок решает логические задачи; умеет пользоваться условными обозначениями, схемами; любознателен.

Используемый материал.

Демонстрационный:

 - мультимедиа оборудование (проектор, экран);  

- слайд-шоу «Счастливый случай»;  

- фишки-звёзды, песочные часы, колокольчик.

Раздаточный:  

- бочонки (7 шт. красного цвета, 7 шт. синего цвета);

 - иллюстрации к заданию "Опиши предмет" (дом, машина, «кот Матроскин»;

- схемы-характеристики звуков и предложений;

- медальки (золотые и серебряные подковки).

Методы:

- наглядные (слайд - шоу викторины «Счастливый случай»; сказочный персонаж  Бабы-яги, песочные часы);

- словесные (объяснение, вопросы, ответы, предвосхищающая оценка, пение);

-    практические (игра, участие в конкурсах, динамические паузы).

Предварительная работа с детьми: разучивание стихотворений-приветствий, названий команд, интеллектуальные игры (Дьенеша, Кюзинера, дары Фрёбеля), разгадывание ребусов, разбор фразеологизмов, решение задач на смекалку.

Ход непосредственной образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Ведущий.

Добрый день уважаемые игроки, болельщики и компетентное жюри! Приветствуем вас  на викторине «Счастливый случай».

                                                                                                                     (Слайд 1)

 В игре принимают участие две команды подготовительной группы «Улыбка».

1 ребенок:

Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте!
В зал нарядный проходите. На наш конкурс поглядите.
2 ребенок:

И чтоб, было веселее, на забавную затею пригласили грамотеев.
А на умную затею приглашаем знатоков!
Представление команд.                                                                          

                                                                                                                   (Слайд 2)

Команда «Учёный кот». Девиз: «Чтобы много-много знать нужно книжки всем читать!»

Команда «Мудрый медведь». Девиз: «Мы пытливые умы, и с вопросами на «ты»»!

Ведущий.

Ребята, скоро вы станете первоклассниками. Я приглашаю вас на необычное испытание. Вашу игру будет оценивать  жюри. (Представление членов жюри.)

  1. Основная часть.

   Разминка (вопросы для всех присутствующих).                            

                                                                                                                     (Слайд 3)

- Что такое опенок? (гриб).

- Какого цвета книга, в которую записывают исчезающие виды растений и животных? (красного).

- Какие волшебные вещи есть в сказках? (ковер - самолет, сапоги - скороходы...).
- Где спрятался седьмой козленок? (за печкой).
- Где баба взяла муку на колобок? (по сусекам помела).
- Из чего фея сделала карету для Золушки? (из тыквы).
-  «А журавль все клюет и клюет, пока все не съел»- из какой сказки эти слова? ("Лиса и журавль").
- Как зовут мальчика, которого вырастили волки в джунглях? (Маугли).
- Из какой сказки эти слова «Не печалься, ступай себе с Богом, будет тебе новое корыто»? ("Золотая рыбка").
- Где находится смерть Кощея
 Бессмертного? (в яйце).

Ведущий.

 Викторина состоит из 5-ти геймов.

1-й гейм  «Дальше, дальше, дальше».

                                                                                                                  (Слайд 4)

Ведущий.

 В этом гейме необходимо каждой команде ответить на 15 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 1-й минуте для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал (1 балл).

Вопросы для команды «Учёный кот».

Сколько месяцев в году? (12)

Корова в детстве? (теленок).

Колобок, обросший иглами? (еж).

Дом автомобиля? (гараж).

Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино).

У какого сказочного героя смерть была на конце иглы? (у Кощея).

Ребенок козы? (козленок).

Зимой и летом одним цветом? (елка).

В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя).

В какое время года появляются подснежники? (весной).

Какой первый день недели? (понедельник).

Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка).

Прибор для измерения времени? (часы).

Пальто, платье, свитер это...(одежда).

Вопросы для  команды «Мудрый медведь».

Из какой тарелки не поешь? (из пустой). 

Сколько дней в недели? (7).

Курица в детстве? (цыпленок).

Дом скворца? (скворечник).

Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина).

Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (колобок).

Мама ягненка? (овца).

Висит груша нельзя скушать? (лампа).

Сказочный мальчик-луковка? (Чиполлино).

В какое время года птицы вьют гнезда? (весной).

Первый месяц года? (январь).

Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка).

Прибор для стирки белья? (стиральная машина).

Сапоги, туфли, ботинки это...(обувь).

Объявление результатов 1 гейма.

2-й гейм «Заморочки из бочки».

                                                                                                                (Слайд 5)

Ведущий.

Представитель команды (по очереди) достает из бочки заморочку. Ведущий читает вопрос, а участник отвечает. Заморочки лежат в разноцветных бочках. В синих бочках заморочки легкие, за правильный ответ 1 балл.  В красных бочках заморочки непростые, при правильном ответе 2 балла. Если участник не может ответить, ему помогает команда и снижается балл.

Заморочки из синей бочки (1 балл).

1. С помощью этого предмета можно сшить самые замечательные вещи, а можно даже убить злого и страшного героя русских народных сказок (игла).

2. Каким необычным видом транспорта воспользовался Емеля, чтобы попасть во дворец к царю? Как называется эта сказка? (печь, «По щучьему велению»).

3. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?  (на мокрое).

4. Отгадайте загадку.

     В Полотняной стране по реке простыне

Плывет пароход то назад, то вперед.

(утюг).

5. Какой герой вместо шапки на ходу надевал сковороду? (человек рассеянный;  С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный»).

6. Что было нарисовано на холсте в каморке у папы Карло? (очаг).

7. Четвертый лишний? (гусь, собака, курица, утка).

Заморочки из красной бочки (2 балла).

8. Опиши предмет, не называя его. (машина).

9. Выложи схему слова «дом» и скажи, сколько частей и сколько звуков.

10. Реши задачку: «По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе? (3).

11. Опиши предмет, не называя его. («Кот Матроскин»).

12. Придумай предложение по заданной схеме со словами «мальчик» и «книга».

13. Назови пропущенные числа….(5,..,7).

14. Сколько лапок у насекомых? (6 лапок, насечки на лапках).

Ведущий.

 Жюри подводит итоги конкурса, объявляется Игра «Цифра» для болельщиков (за правильный ответ – фишка).

(Слайд 6)

- цифра, которая обозначает, сколько глаз у светофора;

- цифра похожая на букву О;

- самая тонкая цифра;

- цифра, которая подсказывает, сколько ног у козлёнка;

- цифра, похожая на кочергу;

- цифра, которая стоит после 5;

- цифра,  состоящая из двух бубликов;

- цифра, которая может превращаться в цифру 6.

Жюри  объявляет итоги 2 гейма и общий счет.

     3-й гейм «Темная лошадка».                      

                                                                                                                     (Слайд 7)

Ведущий.

 Этот конкурс будет вести  сказочный персонаж. Отгадав загадку, вы узнаете кто это:

В небесах и на земле скачет баба на метле,

                               Страшная и злая. Кто она такая?                                                                                            

                                                                                                                 (Баба Яга).

Вбегает Баба Яга с шумом и визгом.

Баба Яга.

 Правильно, угадали! Здравствуйте! Я к вам прилетела, все самое лучшее надела, и вопросы очень трудные приготовила (за каждый правильный ответ 1 балл).

- Назовите отчество Кощеевой дочки. (Кощеевна).

- Мое любимое средство передвижения? (ступа).

- Какой предмет я дала Ивану царевичу, чтобы он смог найти дорогу к  Кощееву царству? (клубок).

- Где живет моя подружка Кикимора? (в болоте).

- Как зовут моего лесного соседа? (Леший).

- Моя любимая птица? (сова).

- Что нужно сделать, чтобы я вас не съела? (спеть).

Всем известен мультфильм «Летучий корабль», в котором мои подружки Бабки- Ёжки пели замечательные любимые  частушки.

Динамическая пауза "Растяни меха, гармошка".

(Слайд 8)

                                4-й гейм  «Ты мне – Я тебе» (5 баллов).

(Слайд 9)

Ведущий.

 Команды выбирают конверт "На засыпку" и отдают соперникам.

Вопросы для команды «Учёный кот»:

- Сколько слогов в слове «топор»? (2)

- Что значит «прикусить язык»? (замолчать).

- Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по "зебре").

- Как называется наш город? (Куса).

Вопросы для команды «Мудрый медведь».

- Сколько слогов в слове "страна"?

- Что значит «бить баклуши»? (бездельничать).

- Что нужно делать, если случился пожар?(набрать по телефону  01).

- Название страны, где мы живем? (Россия).

Жюри сообщает результат.

5-й гейм «Не зевай, помогай».

                                                                                                                  (Слайд 10)

Командам по очереди задаются вопросы, за правильный ответ 1 балл.

1. От чего кошка бегает, а не летает? (крыльев нет).

1. Какого камня на морском дне не найдешь? (сухого).

2. Жгучая трава? (крапива).

2. Дом мышки? (нора).

3. Без чего хлеба не испечешь? (без корки).

3. Центр бублика? (дырка).

4. В какую землю капусту сеют? (сеют семена капусты, а не капусту).

4. Зачем во рту язык? (за зубами).

5. Горький, а наоборот...(сладкий).

5. Утренняя еда? (завтрак).

6. Как называется деревня Дяди Федора и кота Матроскина? (Простоквашино).

6. Назовите 5 дней, не называя чисел и названий (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

7. Сколько на березе яблок, если 3 сучка, на каждом сучке по 2 яблока? (на березе яблоки не растут).

7 .Что мы видим, когда спим? (сон).

Жюри объявляет результаты. Награждение победителей: вручение золотых и серебряных подковок, сладкий приз.

Супер - игра. "Бермудский треугольник".

                                                                                                      (Слайд 11, 12, 13).

Ведущий.

 Посмотрите, пожалуйста,  на эти схемы внимательно и, опираясь на них, назовите сказки.
(«Три поросенка»)
 
2
(«Три медведя»)  
 
3
(«Волк и семеро козлят»)
4

3. Рефлексия.

 Ведущий.

Дорогие ребята! Викторина "Счастливый случай" подошла к концу. Уважаемые игроки, вы показали знания и умения, которые  получили в детском саду, они  пригодятся вам в школе. В следующий раз мы познакомимся с другими интеллектуальными играми: «Что? Где? Когда?» и  «Своя игра». У нас всё будет по – взрослому.

  Мы играли, жили дружно, но грустить сейчас не нужно!

  Впереди – дорога в школу, ждет в ней много дней веселых,

  Новых знаний и открытий, замечательных событий!

Спасибо большое. До новых встреч!

 Конищева Светлана Леонидовна,

Воспитатель МБДОУ д/с №10

                                        «Тучки и дождик»

(средняя группа)

 Номинация: Познавательное  развитие

 

Цель: 

Познакомить с причиной возникновения дождя, помочь детям, в ходе экспериментирования, понять, почему бывает дождик слабый и сильный.

Задачи:

-Формировать у детей познавательный интерес к природе; развивать интерес к экспериментированию, наблюдательность, наглядно – действенное мышление, слуховое восприятие, творчество детей; умение различать по звуку сильный и слабый дождь;

 -Способствовать созданию у детей позитивного эмоционального настроя; активизировать словарь детей;

-Воспитывать у детей положительное отношение к сотрудничеству со взрослым и сверстниками, к результату своей деятельности;

-Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками; показать приёмы получения точек и коротких линий;

-Учить рисовать дождик, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности; проявить интерес к рисованию.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Используемые материалы и техническое оборудование:

игрушка из воздушных шаров «Капитошка»;

набор для эксперимента «Делаем дождик»: корзинка с  губками синего цвета в форме тучек, вода в пластиковых стаканчиках,  пластиковые тарелочки, тканевые салфетки (по количеству детей, для воспитателя)

набор для рисования: гуашь синего цвета, ватные палочки альбомные листы с приклеенными заранее голубыми тучками (по количеству детей, для воспитателя)

видеоклип  «Песенка про Капитошку»

видеоролик «Сказка, про весёлую капельку», текст сказки;

аудиозапись «Дождь и ветер»;

аудиозаписи «Сильный дождь», «Слабый дождь»

мультимедийный комплекс

Методы и приемы: игровые, наглядные, практические, словесные.                                                                                            

Предварительная работа:

1. Беседа «Для чего нужна вода? »;

2. Занятия по познавательному и речевому развитию по теме: «Вода в природе»

3. Занятия по художественно - эстетической деятельности «Дождик по земле босиком прошёл… » (рисование, «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой! » (аппликация, сотворчество «Превращение Капельки».

4. Ежедневные наблюдения за природными явлениями.

5. Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.

6. Чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка – чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка») .

7. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде, физминутки.

8. Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».

10. Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».

11.Психогимнастические игры  «Собрались все дети в круг»

Ход непосредственно образовательной деятельности

Техническая и методическая поддержка

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Вводный этап

Кукла из воздушных шариков Капитошка»

психогимнастика

- Здравствуйте ребята! Посмотрите, кто к нам пришел сегодня в гости?

-А пришла к нам в гости маленькая капелька. Зовут её Капитошка.  

- Я предлагаю вам встать в круг, взявшись за руки.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Наша капелька Капитошка сегодня приготовила для нас очень много интересного, поэтому мы будем слушать внимательно и выполнять все-все задания Капитошки.

…. ответы воспитанников…..

Встают вместе с Капитошкой в круг, взявшись за руки. Проговаривают слова вместе с педагогом, улыбаются друг другу и Капитошке.

Дети присаживаются на стульчики (или коврик)

Основной этап

аудиозапись «Дождь и ветер»

корзинка с набором для эксперимента «Делаем дождик»

Видеофильм «Сказка, про весёлую капельку», приложение 1 «Сказка, про весёлую капельку»,

Аудиозапись «Сильного дождя»

Аудиозапись «Слабого дождя»

корзинка с набором для эксперимента «Делаем дождик»

Физминутка «Тучка и дождик»

Большой лист бумаги с приклеенной  тучкой

Пальчиковая гимнастика:

Набор для рисования дождика:

гуашь синего цвета, ватные палочки альбомные листы с приклеенными заранее голубыми тучками

 - Ребята, послушайте, а что же это шумит?

- Правильно. Это шумит дождик. А вы  знаете, откуда берется дождь?

- Правильно! Из тучки. А хотите узнать, как он появляется в тучке?

- Сегодня нам капелька Капитошка расскажет, откуда появляется дождик. Посмотрите у нашей капельки в корзинке что-то лежит?

- Молодцы, правильно это тучки. Я предлагаю вам сделать дождик. Разбирайте « тучки».

- Ребята, посмотрите, ведь губки и правда похожи на маленькие тучки. А тучки состоят из капелек. Возьмите  их в руки, сожмите и посмотрите, течет из

«тучки» водичка или нет?

- Ребята, как вы думаете, почему из ваших тучек не идёт дождик?

- Да, наши тучки сухие. В тучке нет капелек воды, поэтому дождик не идёт. А вот как появляются капельки дождя в тучке, я вам сейчас вместе с капелькой  расскажем и покажем.

«Сказка, про весёлую капельку»  (рассказывание сказки воспитателем)

- Понравилась сказка? О ком эта сказка?                                                                                                                                  

- Да. Про весёлую капельку!

- А вы знаете, что дождик бывает разный?                                                                                                                   - Дождик может быть сильным и слабым. Когда идёт сильный дождь - капелек много и капают они быстро – кап – кап - кап. А когда идёт слабый дождь, капелек мало и капают они не так быстро – кап - - - кап - - - кап.

- Я предлагаю вам поиграть! (воспитатель отбивает быстрый и медленный ритм пальцем по ладошке)

Закройте глаза и внимательно послушайте шум дождя…..

-  Скажите, какой идёт дождь, сильный или слабый?

 - Молодцы, еще раз закройте глаза и внимательно послушайте шум дождя…

- А сейчас какой идет дождь?

- Молодцы.

- Ребята, я предлагаю вам подойти к столам, и попробовать сделать дождик.

Наши тучки сухие, в них нет капелек. Давайте, поможем тучкам, сделаем так, чтобы в них появились капельки и пошёл дождь.

-  Положите свою тучку в тарелочку и посмотрите, и скажите что у вас в стаканчиках?

 - Да, вода. В одном стаканчике сколько воды? А во втором стаканчике?                                                                                      

- Возьмите стаканчик, в котором мало водички и вылейте её на тучку. А теперь приподнимите тучку.

- Какой дождик у нас идёт из тучек?                                                                      

- Да, слабый, маленький дождик. Как он капает? Так капает слабый дождик.

- А теперь, давайте сделаем сильный дождь. Положите тучку обратно в тарелочку и возьмите стаканчик, в котором много воды. Вылейте воду на тучку и приподнимите тучку.

- Какой дождь идёт, теперь из тучки?

-Как он капает?

- Итак, что у нас с вами получилось:

Когда в тучке собирается мало капелек воды, ……… идет редкий и маленький дождь, а когда собирается много капелек воды, вместе, …….. идет сильный дождь.

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру:

Тучка в небе поиграла,

Все дождинки растеряла.

Дождик, дождик, отзовись!

Ты ко мне скорей вернись.

Будем вместе мы играть,

Нашу землю поливать.

- Ребята, посмотрите, какая у нас здесь тучка, а дождик из неё не идёт. Давайте поможем тучке, сделаем для неё дождик!

- Но сначала мы с вами поиграем с пальчиками, чтобы они нам хорошо помогали.

Дождик песенку поёт

Кап – кап – кап - кап

Только кто её поймёт

Кап – кап – кап - кап?

Не поймём ни ты, ни я,

Но зато поймёт земля,

И осенняя листва,

И зелёная трава.

- А теперь, ребята, мы с вами нарисуем дождь. Я предлагаю девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь.

- Посмотрите внимательно, как правильно рисовать дождь (показ воспитателем приемов рисования дождя)

- Ребята, что вы видите на своем листочке?

- Правильно, тучку.

-А теперь  аккуратно набираем краску синего цвета на палочку и прикладываем палочку к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху - вниз в медленном темпе.

- Посмотрите, ребята на свои рисунки. У вас получились замечательные  картинки .

- Я вам предлагаю  свои рисунки  подарить на память нашей капельке Капитошке  и она пойдет к подружкам  и покажет им ваши рисунки.

… Ветер, дождь……

…С неба капает, из тучи….

…… да …………

Дети рассматривают содержимое корзинки, и называют: ….. губки, тучки

Дети берут губку в руки

Тучку, рассматривают

Дети сжимают губки в руке, смотрят что получиться.…… нет, не течет………

….губка сухая, водички в ней нет…..

Дети садятся перед экраном смотрят и слушают сказку.

…о капельке……

…….нет, не знаем…..

Вместе с воспитателем отбивают по ладошке быстрый и медленный ритм.

Дети с закрытыми глазами, слушают звук дождя.

….. сильный…..

…..слабый……

Дети садятся за столы и проводят эксперимент

… вода…..

……. мало, много воды….

Дети берут стаканчик, где мало водички и выливают  на губку, поднимают и наблюдают.

…маленький, слабый…

…тихо…

Дети берут стаканчик, где много водички и выливают  на губку, поднимают и наблюдают.

….. сильный….

….. быстро……

 

Обсуждают результаты эксперимента совместно с воспитателем.

Дети играют в игру:

прыжки на месте

бег врассыпную

повороты влево – вправо

становятся в круг

ходят по кругу, взявшись за руки

приседают, стучат по полу пальцами: кап – кап

Дети садятся за столы

Дети стучат пальчиками по столу и проговаривают слова вместе с воспитателем.

показывают на детей и на себя

поглаживают по столу

руки поднимают вверх и шевелят пальчиками

дети сидят за столами, наблюдая за действиями воспитателя

..голубое небо, голубая тучка…

Дети рисуют дождь.

Девочки рисуют, проговаривая «кап, кап, кап» короткие пунктирные линии. А мальчики рисуют сплошные линии, не отрывая палочку от листа.

Дети  дарят рисунки Капитошке

Заключительный этап

Видеоклип

 « Песенка Капитошки»

- Скажи мне, пожалуйста, откуда берется дождик? Каким он бывает?

- Правильно! Молодцы!

- Вам понравилось наше занятие?

 - А чем оно вам запомнилось?

- А хотите еще поучаствовать в экспериментах?

- А Капитошка приготовил для вас сюрприз, хотите узнать какой?

Воспитатель предлагает детям встать в круг и потанцевать под видеоклип.

….. с неба, из тучек….

…… сильный, слабый…

…… ответы детей ……

…. Да ….

Дети танцуют под видеоклип.

Приложение 1

«СКАЗКА ПРО ВЕСЕЛУЮ КАПЕЛЬКУ»

Жила на свете Капелька – маленькая и лёгкая. И звали её Капитошка. Её домом было облако – высокое, мягкое, недосягаемое. На облачке жили и её подружки – хохотушки-капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда облако становилось большим и тяжелым. И именовалось тучей.

На туче Капитошка и её подружки преображались. Они надевали новые наряды: тяжёлые и тёмные. Они становились большими каплями. И больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз, на землю.

Так Капелька однажды оказалась на земле. Земля показалась ей цветущим садом. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, пищали комарики, жужжали пчёлки. Кругом — зелёная трава, красные, жёлтые, фиолетовые цветы. «Ах, как хорошо» — думала Капелла.

Опустившиеся вместе с ней другие капли прятались в земле между корнями растений, а некоторые собирались в ручейки. В ручейке оказалась и Капелла. Ручей радовал всех весёлой песенкой. Он не стоял на месте. Он стремился к реке, река – к морю.

А в море капель – миллионы. И затеряться легко. Но Капелла не потерялась. Когда пригрело солнышко, потоки теплого воздуха поднялись вверх, унося с собой маленькие капельки воды в виде пара. Так и Капелла снова оказалась на небе.

Надолго ли? Скоро она опять соберётся с подружками и образует тучу. И всё повторится вновь.

Наседкина Ольга Александровна,

воспитатель МБДОУ д/с №9

«Путешествие в осенний лес»

(средняя группа)

 Номинация: Речевое   развитие

Цель:

Формирование речевой активности на основе совершенствования мелкой  моторики рук.

Задачи:

- закрепить знания детей об осени, осенних явлениях, о жизни животных в лесу,  осуществлять правильный подбор прилагательных к существительным;

- учить проговаривать  за воспитателем потешки, пальчиковые игры; развивать  выразительность и эмоциональность речи;

- формировать интерес к нетрадиционным формам работы с бумагой – мять, сминать, сжимать пальчиками бумагу до размеров маленького комочка – ягодки;

- воспитывать аккуратность, интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей:

физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Демонстрационный материал:

-группа оформлена в осенний лес – разноцветные листочки, пенёчки;

-фланелеграф;

-дерево, листочек, пенёк, гриб, туча, капли дождя, птицы;

-картинки диких животных - медведь, заяц, ёжик, белка;

-маски животных - медведя, зайца, ёжика, белки;

-поднос с веткой рябины.

Раздаточный материал:

-лист А-4 с изображением ветки рябины;

-клей;

-бумажные салфетки;

-кисточки;

-клеёнки.

Методы и приёмы:

-наглядные:  рассматривание иллюстраций, фотографий;

-словесные: рассказ воспитателя, беседа, чтение стихотворений, объяснение;

-практические: пальчиковые игры.

Предварительная работа:

-экскурсия в осенний лес;

-рассматривание рябины;

-разучивание потешек, пальчиковых игр;

-лепка «Веточка рябины».

Ход НОД:

1.Вводная часть.

Дети входят в группу (осенний лес)

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали? Приглашаю Вас на лесную прогулку в осенний лес.

Воспитатель:

Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!

На зов ответит зовом,
На слово тем же словом,
На смех ответит смехом,
Нам отвечает … эхо.

2.Основная часть.

Воспитатель:

 Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.

Воспитатель:

Собирайся, детвора! ра-ра
Начинается игра  ра-ра
Да ладошек не жалей   лей-лей
Бей в ладошки веселей  лей-лей
Сколько времени сейчас  час-час
Сколько будет через час  час-час
И неправда: будет два  два-два
Думай, думай голова  ва-ва
Вы хорошие всегда  да-да
Или только иногда  да-да
Не устали отвечать  чать-чать

Разрешаю помолчать.

Воспитатель:

Вот какое весёлое эхо с нами играло. А теперь ребятки послушайте загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

Ваню - земляникой, 
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком, 
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной, 
Васю - хворостинкой.

Воспитатель:

 О чём эта загадка, что за богатырь такой, всех угощает, грибы, ягоды раздаёт?

Дети: Про лес загадка.

Воспитатель:

 А вот ещё одну загадку отгадаете?

Дождик с самого утра, 
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает,
 
Это всё когда бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Поглядите вокруг, какое время года в нашем лесу?

Дети: Осень.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие приметы осени вы знаете:

  • На улице стало холодно
  • Солнце светит мало, прячется за тучи
  • Tучи  на небе серые, тёмные, синие
  • Часто идёт дождь
  • На дорогах лужи
  • Листочки опадают с деревьев
  • Листопад на улице
  • Деревья стоят голые
  • Травка пожелтела
  • Птицы улетают в тёплые края
  • Звери готовятся к зиме

Воспитатель: Ребята, послушайте  стихи про осень.

Семён

Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Лена

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло, голые кусты,
Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воспитатель: Молодцы ребята, очень красивые стихи про осень рассказали. А давайте мы с вами соберём портрет осени.

(На фланелеграфе выложить дерево + листок к нему, пенёк + гриб рядом, тучи синие + дождь, капли, птицы улетают)

Воспитатель: Какой у нас красивый портрет получился. А мы сейчас расскажем и покажем про наши деревья в лесу.

Пальчиковая игра:

Деревья в лесу росли                                       (руки вверх, кисти раскрыть,
И с ветром дружили они                                   кисти влево – вправо)
Лишь только вздохни ветерок                        (встряхивают кистями) 
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит                         (быстро шевелить пальцами)
И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш…                                                 (опускать руки, кисти плавно
                                                                                  вправо – влево)

Воспитатель: Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили. Почему никого нет?

Дети: Звери готовятся к зиме.

Воспитатель: А как готовится к зиме медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)

Воспитатель: А про ёжика что расскажите? (Роет норку, несёт в неё грибы, будет спать зимой)

Воспитатель: Что делает белочка в лесу? (Собирает орехи, грибы, несет в дупло)

Воспитатель: А как зайчик готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)

Воспитатель: Пойдёмте по лесной тропинке, может, встретим зверей в лесу. (Из-под пенька дерева, куста – уши животных торчат, там шапочки – маски детям)

Дети находят шапочку – маску медведя, одеваем одному ребенку. Потешка + пальчиковая игра про мишку.

Воспитатель: Чьи это ушки? (Медвежьи, медведя) Какие ушки? (Круглые, коричневые)

Мишка косолапый по лесу гулял

(большой палец и мизинец правой руки — лапы медведя, остальные пальцы прижаты к ладони).

Для своей берлоги место выбирал

(переваливаясь, пальцы «ходят» по коленям).

Под сосной высокой землю стал копать

(левая рука — сосна, рука стоит на локте, пальцы расставлены; правой рукой скрести у локтя левой руки).

Выкопал берлогу и улёгся спать

(левой рукой накрыть «медведя»).

Звёздочки-снежинки падали с небес,

Замело дорожки, и поля, и лес

(руки вверху и медленно опускаются вниз, шевеля пальцами).

И деревья ветер зиму всю качал

(руки поднять вверх, пальцы расставлены, качают руками из стороны в сторону),

И всю зиму мишка крепко-крепко спал.

(ладони складывают, кладут их под щёку и закрывают глаза).

Ребёнок в маске мишки:

В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима придёт опять,
Пусть мне во сне приснится мёд,
Проснусь, когда весна придёт.

Воспитатель: А вот это чьи ушки?

Дети: Заячьи! Какие уши у зайца? (Длинные, белые, пушистые)

(Одеваем ребёнку)

Пальчиковая игра:

Дети:

Вышли зайки на лужок,

Встали в маленький кружок:

(поставить пальчики одной руки малыша на ладонь другой)

Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка.

(приподнимать пальчики поочередно)

Будут лапками стучать.

(постучать всеми пальчиками по ладони)

Постучали, сели отдыхать.

Ребенок - зайка:

Пора мне зайчику линять
Пора мне шубку поменять,
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.

Воспитатель: Кто-то там шуршит под ёлкой?

Дети: Ёжик (достать уши ежа)

Воспитатель: Какие ушки у ёжика? (Маленькие, чёрные)

(Надеваем ребёнку)

Пальчиковая игра:

Ёжик маленький замерз,              (сложить пальчики в кулачки,

И в клубок свернулся.                   ёжик свернул иголки),

Солнце ёжика согрело,                (выпрямить пальцы,

Ёжик развернулся!                       ёжик показал колючки)

Ребёнок - ёжик:

Я тоже буду спать, как мишка
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил 
Мне нужно отдохнуть за это.

Воспитатель: А кто это с ветки прыг  да скок? Чьи такие ушки? (Беличьи, белки)

Ребёнок - белка:

Далеко ещё зима, но не для потехи,
Тащит белка в закрома ягоды, орехи.

Воспитатель: И мы знаем про ягоды потешку.

Пальчиковая игра:

Раз, два, три, четыре, пять

Пришли белки поиграть.                      Выставляем пять пальцев.

Одна куда-то подевалась,                     Прячем руку за спину.

Четыре белочки осталось.                    Выставляем четыре пальца.

А теперь скорей смотри,                      Прячем руку за спину.

И уже осталось три.                              Выставляем три пальца.

Ну и ну, какая жалость,                         Прячем руку за спину.

Только две у нас осталось.                   Выставляем два пальца.

Эта новость так грустна,                      Прячем руку за спину.

Осталась белочка одна.                        Выставляем один палец.

Пока мы с тобою считали,

Белочки от нас сбежали.

Воспитатель: Ой, ребята ветер подул, и засыпало листьями угощения для зверей. Помогите мне их найти. Пальчиками осторожно расчищайте и найдите, что там спрятано. (На подносе  ветка рябины)

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Ветка рябины.

 Воспитатель: Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим лесным друзьям. Всем подарить веточку рябины. Проходите за столы, мишка,  зайка, белочка, и ёжик.

Воспитатель: Ребята, что у вас нарисовано на листе?

Дети: Ветка.

Воспитатель: Это не просто ветка, это ветка рябины. Сейчас мы с вами будем приклеивать ягоды из бумаги.

Будьте внимательны, беру бумагу, сминаю пальчиками, мять нужно до размера маленького комочка, затем беру правильно кисточку, обмакиваю в клей, намазываю комочек и наклеиваю на ветку.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Воспитатель:  Молодцы, веточки рябины у всех получились красивые.  

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, где вы сегодня были?

Дети: В осеннем лесу.

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по осеннему лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Что вы сделали в подарок для лесных друзей?

Дети: Веточку рябины.

Воспитатель: Молодцы! Лесные друзья будут рады нашему подарку.

Фалеева Нина Геннадьевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №7

«По лесенке с песенкой»

(подготовительная к школе группа)

Номинация: «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Формирование представлений о связи музыки, слова, жеста и движения с жизнью.

Задачи:

- Формировать умение придумывать слова и воспроизводить ритмослоги.

- Развивать у детей слуховое внимание и координацию движений.

- Воспитывать культуру слушания музыки, доброжелательные отношения при выполнении коллективной работы.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Используемые материалы:

Демонстрационный материал:

- лесенка из семи ступеней, нотки;

 -  цветные нотки для сюрприза.

 - схемы на мольберте с животными, схемы с инструментами.

Раздаточный материал:

 - детские музыкальные инструменты: ложки, трещётка, дудочка, барабан, расчёска, маракасы, металлофон, треугольник, бубен;

- пчёлки объёмные,  цветы бумажные по количеству детей;

Оборудование: музыкальный центр, мольберт, диск с музыкой для занятия.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания,  объяснение, художественное слово.

Наглядные: демонстративный материал - цветы, пчёлки;

Иллюстративный - нотный стан, карточки с животными.

Художественно-практические: музыкальные игры, творческие задания, игра на музыкальных  инструментах, вокализация.

Предварительная работа:

Разучивание  с детьми песни «Песенка моя» сл. Шапиро, муз. Л. Вихарёвой Ход НОД:

Дети входят в зал под ритмичную музыку, выполняют движения по словесному объяснению  педагога. Встают в круг.

 Педагог: (поёт) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Педагог: Мы с вами находимся в музыкальном зале. А что можно делать в музыкальном зале?

 Ответы детей.

 Педагог: Я знаю, что вы очень любите петь, но также знаю, что все: и дети, и взрослые, и даже звери тоже любят петь, и начинают своё утро веселой песней. 

Пальчиковая речевая игра «Утром рано я встаю» (И.Бодраченко)

Педагог:

- Утром рано я встаю,

Свою песенку пою,

И со мною дружно в лад

Подпевают…

Дети:

- 100 ребят! (поднимают руки вверх, расставив пальцы)

Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)

Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползёт», текст  произносят громким шёпотом)

И поют её зайчата (приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом)

И поют её лисята (сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст  произносят более низким голосом)

А в берлоге – медвежата (разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)

А в болоте – лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», текст  произносят высоким голосом)

Даже страшный крокодил

Эту песню разучил! (расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят  текст произносят  громким шёпотом)

Промурлыкала нам кошка (сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки», произносят текст высоким голосом)

Песню, сидя на окошке (кладут голову на «лапки»).

Слышишь (поднимают указательный палец вверх).

Как под нашей крышей (поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»).

Эту песню поют мыши? (сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом).

Утром рано мы встаём,

Хором песенку поём.

Педагог:

 - А о чём же в ней поётся?

Дети:

- Как нам весело живётся! (хлопают в ладоши)

 Педагог:

 - Ну а где же наша песенка?

А как вы думаете, где прячется песенка?

 Ответы детей.

Педагог и дети подходят к лесенке, состоящей из 7 ступеней

 Педагог:

 - А мне кажется, я знаю, где находится песенка…

Посмотрите, у нас в зале стоит лесенка, но лесенка не простая, а музыкальная. И наша песня прячется  на самой высокой ступени. Но чтобы до неё добраться, нужно пройти все ступени и на каждой будет для вас задание. Если справитесь с ними – найдёте свою песенку.

 Дети садятся на стульчики. Педагог берет нотку, на которой написано задание.  

 1 –е задание:

Песню надо петь со словами,

А какими – подумайте сами.

 Педагог:

 -А вы знаете такие слова, которые могут встретиться в нашей веселой, жизнерадостной песенке?

 Дети предлагают варианты

 -Молодцы, все ваши слова подойдут для веселой песенки.

А теперь, я предлагаю все ваши замечательные слова пропеть и  прохлопать.

 Речевая игра «Слово на ладошках»

(слова Н.Пикулевой, музыка Е.Попляновой)

- Я найду СЛОВА везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово,

Не беда, играем в слово!

 Дети  произносят и прохлопывают ритмослоги.

Педагог:

Как вы думаете, мы справились с заданием? Если нотка зазвучит, значит задание мы выполнили верно.

 В это время, на мольберте  появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Педагог: 

- Справились, молодцы! Теперь мы поместим нашу первую нотку на нотный стан.

Педагог берет другую нотку, читает задание:

- Нужен аккомпанемент,

Чтобы песня зазвучала,

Инструменты нужно взять

Сказку ими обыграть.

Педагог:

-  Интересное задание!

Я хочу вам рассказать зимнюю сказку, послушайте её.

Рассказывает сказку, на мольберте  появляются изображения инструментов на схемах  в соответствии с текстом.

Элементарное музицирование «Зимнее рондо» (Т.Тютюнникова)

- Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок.

Скок, скок, скок. (ложки)

Санки скрипят, (расчёска)

Бубенчики звенят. (бубен)

Дятел стучит (барабан)

Вьюга свистит (дудочка)

Белка на ёлке орешки всё грызёт: «Цок-цок» (трещётка)

Рыжая лисичка зайчика стережёт (маракасы)

Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит…( треугольник)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали: (ложки)\

С горки «у- ух!». В ямку «бух!» (металлофон)

Приехали!

 - Ребята, а для чего на мольберте  появлялись инструменты, когда я рассказывала сказку?

Ответы детей.

- На столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите те инструменты, которые изображены на ваших карточках.

Я  расскажу  сказку, а вы  будете озвучивать её музыкальными инструментами.

Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию, как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.

 Повторно звучит сказка, но в сопровождении музыкального оркестра.  

 Педагог:

- Молодцы!

В это время звучит фрагмент песни.

Педагог: 

- А вот и вторая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Теперь мы поместим нашу вторую нотку на нотный стан.

Подходит к 3-й ступени, берёт нотку.

Чтобы узнать следующее задание, сядем с вами в круг.

читает задание:  

Долгий звук и звук короткий

Есть у песни непременно.

Их на кубике найдите,

По рисунку спойте верно.

Посмотрите, на кубике нарисованы какие-то полоски – длинные и короткие. Как вы думаете, чтобы это значило?

 Ответы детей.

Педагог: 

- Длинные полоски обозначают долгий звук, а короткие полоски – короткий звук. Долгий звук обозначаем слогом  «ТА», а короткий «ТИ-ТИ»

Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»

- Ты беги весёлый кубик

Быстро-быстро по рукам.

У кого остался кубик –

Тот прохлопает «ти-та».

 В это время звучит фрагмент песни.

Педагог:

-  А вот и третья фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились (помещает нотку на нотный стан).

Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая ступень?

Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.

 Подходит к 4-й ступени, берет нотку, читает задание:  

- Есть слова, есть инструменты,

Ну а где мелодия?

Вы на схемы посмотрите

И мелодию найдите.

 Педагог:

Посмотрите, какая интересная схема.

Обратите внимание, что все звери находятся на разной высотеКак вы думаете, что бы это могло означать? (Ответы детей).

Есть звуки высокие и низкие.  Если кошечки находятся наверху, как бы они пропели эти звуки? (Мяу). А как споёт корова? (Му).  А как споют собачки? (Гав, гав). Кто хочет спеть по этой схеме?

Музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки»

Фигуры котят, собачек и коров расположены  в звуковысотном порядке. Дети сначала по одному, затем вместе поют по  схеме.

В это время   появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Педагог:

-  И эта нотка  зазвучала, что это значит?  (Ответы детей).

Теперь мы поместим нашу четвертую нотку на нотный стан.

Подходит к 5-й ступени, берет нотку, читает задание:  

- Начало есть у песни,

Начало есть у фразы,

Услышать вы сумеете

Начало и конец?

Педагог: 

- В зале расцвели цветы, а на них сидят пчёлки. Пройдите к цветам и присядьте возле них,  а пчёлку наденьте на пальчик.

Дети занимают места.

Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс). Очень похоже на полёт пчёлки. На  начало музыкальной фразы пчёлка  взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок.

Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразычто нужно делать? (Ответы детей).

Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша пчёлка.

 Игровое упражнение «Музыкальный полёт» (Т.Рогаткина)

У каждого ребёнка на тыльной стороне  пальца – пчёлка. На ковре  лежат  бумажные цветы, на которые будут опускаться пчёлки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.

                                Вальс-шутка (музыка Д.Шостаковича)

В это время, звучит фрагмент песни.

Педагог: 

- А вот и пятая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Сейчас я и эту пятую нотку помещу на нотный стан.

Подходит к 6-й ступени, берет нотку, читает задание:  

Зазвучала песня в ритме,

А теперь – с движением,

Вы на месте не сидите,

В ложки весело стучите!

 - Ребята, здесь на столах разложены ложки, каждый возьмите по 2 ложки и встаньте рядом со мной в круг. Вы, конечно, знаете, что есть разные способы игры на ложках. Покажите, какие?

Дети показывают приёмы игры на ложках.

- А теперь исполните под весёлую музыку танец с ложками, используя все те движения, которые вы знаете, но только не забывайте  прислушиваться к темпу и ритму музыки. Выполняйте каждый своё движение.

Ритмический  танец с ложками «Калинка» (русская народная мелодия)

Дети исполняют игру на ложках с движениями.

- Понравился вам танец?   (Ответы детей)

По окончании танца дети кладут ложки на поднос,  звучит фрагмент песни.

Педагог:

- А вот и шестая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-й ступени.

Подходит к 7-й ступени, берет нотку читает задание:(приложение2).

Вы дошли до вашей песни,

Молодцы, вы справились!

Угадайте, что за песня

На ступени спряталась?

Педагог играет мелодию, дети узнают её, называют. Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню с движениями.

 Песня «Песенка моя» (сл. Т.Шапиро, музыка Л. Вихаревой)

 Итог.

- Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И песенка дарит вам нотки.

Но посмотрите, нотки  все разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите оранжевую нотку, а если вам было скучно, не интересно, возьмите синюю нотку. Я вижу, что вы выбрали оранжевую,  красную  нотки.  

- Вы трудились не напрасно,

Все согласны? Да, согласны!

И с весёлым настроением

Мы выходим все из зала.

До свидания, ребята!

 Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.

Огурцова Марина Александровна,

воспитатель МБДОУ д/с №7

«Мы спасатели»

(подготовительная к школе группа)

Номинация: Физическое развитие

Цель:

Формирование у детей потребности в двигательной активности и здоровом образе жизни посредством ознакомления с профессией «спасатель»

Задачи:

- ознакомить детей с профессией – «спасатель», сформировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях;

- развивать выносливость, ловкость, умение действовать сообща, помогать друг другу;

- совершенствовать основные виды движений в эстафетах;

- воспитывать заботливое отношение к людям, желание помогать им в трудных ситуациях.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие».

Используемые материалы: видеоролик «Спасатели России», маленькие эмблемы службы спасения МЧС по количеству детей,

Оборудование:  мячи среднего размера по количеству детей, два бубна, «шведская стенка», четыре обруча, две скамейки, мягкие модули по количеству детей, мягкие игрушки по количеству детей.

Методы и приемы:

 - Методы повышения познавательной активности: метод вопросов (риторические и контрольные), включение психических познавательных процессов – развитие воображения, памяти; метод моделирования.

 - Методы повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации, элементы новизны.

 - Методы обучения и развития творчества: Эмоциональная насыщенность, мотивирование детской деятельности, игровые приемы.

Предварительная работа: беседа о службах спасения, об оказании первой помощи.

Индивидуальная работа: обращать внимание на осанку, координацию движений рук и ног во время лазания по «шведской стенке».

Словарная работа: обогащать словарь детей: наводнение, землетрясение, извержение вулкана, экстренный случай.

Ход  НОД

Организационный момент

Дети входят в зал, выстраиваются в шеренгу.

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята! Послушайте стихотворение.

Сквозь бури, снег и грозы,

Через горящий лес,

Спешит на помощь людям

Спасатель МЧС.

Его отряд из самых

Отважных смельчаков.

Пойти навстречу смерти,

Любой из них готов.

Пожары, наводненья.

Очередной полет -

Вулкана изверженье

На этот раз их ждет.

Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!

- О ком это стихотворение? (примерные ответы детей: о спасателях, о МЧС) Ребята, «СПАСАТЕЛЬ» - это тот, кто приходит на помощь в экстремальной ситуации, в экстренном случае.

Вопросы к детям:

 1. Что можно назвать экстренным случаем? (наводнение, землетрясение, пожар, катастрофа)

2. Кто придёт к нам на помощь, когда с нами случится беда, или произойдёт экстренный случай? (спасатели, МЧС, пожарные)

3. Какими качествами обладают спасатели? (сила, мужество, доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание)

4. Хотели бы вы сегодня побывать в роли спасателей? (да)

Вводная часть

Воспитатель:

- Тогда отправляемся в путь, на помощь к тем с кем случилась беда.

Ходьба обычная – 1 круг.

Ходьба на носках, на пятках – 1 круг.

 Ходьба с высоким подниманием колен – 0.5 круга.

 Боковой галоп – 2 круга.

 Медленный бег – 2 круга.

 Ходьба, перестроение в две колонны.

Основная часть

 Общеразвивающие упражнения с мячом среднего размера.

 1. И.п.- о.с., мяч в обеих руках внизу. 1- мяч вверх, правую ногу назад, на носок, прогнуться, 2- в и.п., 3-4- то же с левой ноги. ( 7-8 раз)

2. И.п.- ноги слегка расставлены, руки в стороны, мяч в правой руке. 1- руки вперёд, мяч передать в левую руку, 2- в и.п., 3-4- то же с другой руки. (8 раз)

3. И.п.- ноги вместе, мяч в согнутых руках на груди, локти в стороны. На счёт 1-4 – прокатывать мяч вниз по телу, не сгибая колен; то же, прокатывая мяч вверх. (7-8 раз)

4. И.п.- ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу. 1- руки вперёд, 2- поворот вправо, 3- поворот прямо, 4- и.п., тоже в другую сторону. (8 раз)

5. И.п.- сидя на полу, руки в упоре сзади, мяч лежит на стопах. 1- поднять прямые ноги вверх, прокатывая мяч по ногам, 2- поймать мяч, вернуться в и.п. (7-8 раз)

6. И.п.- ноги слегка расставлены, мяч за головой, 1- присесть, мяч вынести вперед, 2- вернуться в и.п.

7. И.п.- о.с., мяч в обеих руках внизу. 1- прыжком ноги врозь, руки вверх; 2- прыжком в и.п.

 Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному, построение в шеренгу.

 Воспитатель:

 - Мы пришли с вами туда, откуда поступил сигнал о помощи. Для точного выполнения задания нам нужно разбиться на команды. Ваши предложения (Дети предлагают способы деления на команды.)

Я вам предлагаю – жеребьевку, каждый вытягивает звездочку с надписью: команда «Сильные» и команда «Смелые». (разделение на команды)

Какой должна быть команда, чтобы справиться со всеми трудностями? (Примерные ответы детей: сплоченной, дружной). Давайте произнесём клятву дружбы.

Аутотренинг.

Дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и произносят слова:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую,  и говорят: «Один за всех и все за одного».

Воспитатель:

Теперь пора приступать к спасательным операциям.

Игры - Эстафеты.

1.Тили – тили – тили – бом, загорелся чей - то дом. И пришли на помощь пострадавшим кто? (ответы детей) На помощь приходят пожарные.

«Пожарные на учении». Добежать до гимнастической стенки,

Подняться по лестнице наверх, ударить рукой по бубну, спуститься, передать эстафету следующему участнику команды.

2. Игрушки решили поиграть на реке на льду. Можно это делать? (ответы детей) Правильно – нельзя. Поэтому с ними приключилась беда. Лёд раскололся, и они оказались на льдине. Им срочно нужна помощь спасателей.

 «Спасатели». В позиции «паучок» надо дойти до обруча, в котором лежат мягкие игрушки, положить одну игрушку себе на живот и вернуться назад.

3. В игрушечном городе произошло землетрясение. Под завалом оказался       мишка. Необходимо разобрать завал, и спасти его.

 «Спасём мишку».  Пройти по скамье. Пролезть в обруч. Взять один кубик, вернуться назад, тем же путем. Последний игрок берёт мишку.

Воспитатель:

Все наши игрушки в безопасности, но в катастрофе мишка поранил лапу. Что же нам делать? (Ответы детей) Мишке необходимо оказать первую медицинскую помощь. Как это сделать? (Ответы детей: промыть рану водой, положить на вату обеззараживающую мазь, приложить к ране и забинтовать.)

Заключительная часть

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы с честью справились со всеми трудностями и спасли игрушки от беды. Вы настоящие спасатели. Какие качества вам пригодились при выполнении спасательных операций? (сила, ловкость, сочувствие, отзывчивость, доброта …)

За проявленные мужество и отзывчивость на просьбу о помощи, я присуждаю вам гордое звание — СПАСАТЕЛИ, вручаю эмблемы службы МЧС и предлагаю вашему вниманию фильм о спасателях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Современный педагог дошкольной образовательной организации двадцать первого века»

Летят осенние листья…один, второй, а вот целый ворох осенней листвы летит по асфальту. Это порыв ветра срывает  с дерева его прощальный золотой наряд. Мне показалось, что так шуршат и дни ...

Эссе «Современный педагог дошкольной образовательной организации двадцать первого века»

Эссе «Современный педагог дошкольной образовательной организации двадцать первого века»...

Эссе «Современный педагог дошкольной образовательной организации двадцать первого века».

Эссе «Современный педагог дошкольной образовательной организации двадцать первого века»....