Выступление на педсовете на тему: Содержание хозяйственно-бытового труда и методы руководства им в подготовительной группе по программе «Детский сад-дом радости»
консультация (старшая группа) на тему

Манзырыкчы Алла Николаевна

Трудолюбие воспитанников в старших группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение комбинированного вида «Детский сад №28» города Кызыла Республики Тыва.

Выступление на педсовете на тему: Содержание хозяйственно-бытового труда и методы руководства им в подготовительной группе по программе «Детский сад-дом радости»

Выполнили: Воспитатели Манзырыкчы А.Н, Махнова Ж.Э.


Цель: Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Содействовать:

овладению системными знаниями о труде людей в обществе на уровне обобщенных преставлений на основе ознакомления с разными видами труда;

овладению новыми видами труда, совершенствованию качества выполнения освоенных ранее видов трудовой деятельности;

овладению новыми формами организации труда (индивидуальные длительные поручения, совместный тру в дежурстве, бригадный совместный труд - коллективный), новыми ролями (бригадир, участник бригады);

.превращению освоенных видов трудовой деятельности, выполняемых на уровне самостоятельности, в форму самовоспитания и саморазвития ребенка как одаренной, неповторимой индивидуальности, отличающейся креативным творчеством, потребностью в гармонии и красоте, проявляющей инициативу как в индивидуальных формах организации, так и в коллективной; в форму самовоспитания ответственности, воли, адекватной самооценки полученных результатов, направленных на проявление любви, заботы, уважения к себе и другим, других нравственных характеристик личности;

.углублению эмоционального отклика на эстетические качества предметов, на результаты труда, чувства удовлетворения от самостоятельного трудового усилия;

.использованию трудовой деятельности как источника познания ребенком других людей и самого себя для формирования самооценки.

      Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного  возраста;

в  процессе  формируется   личность   ребенка,   складываются   коллективные взаимоотношения.

      Труд  детей  дошкольного   возраста   является   важнейшим   средством

воспитания. Весь процесс воспитания детей в  детском  саду  может  и  должен быть организован так, чтобы они научились понимать  пользу  и  необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе  с  любовью,  видеть  в ней радость – необходимое условие для  проявления  творчества  личности,  ее талантов.

      Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому  и  в  воспитательной  работе  труд должен быть одним из самых основных элементов.

                                                                                                  А. С. Макаренко.                          Труд основа человеческой жизни.

    Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. Основой является именно труд. Но что такое  труд -  это  совсем не то, чем заняты руки  ребенка,  подростка.  Труд  это  то,  что  развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему  самоутвердиться.

    Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть  творческим,  потому  что  именно творческий труд, делает человека богато духовно.

    Труд развевает человека физически. И, наконец,  труд  должен  приносить

радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать,  что  труд  это

проявление людей друг о друге.

Содержание хозяйственно бытового труда и методы руководства им.

  В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка  в  групповой комнате, и на участке.

      Этот труд как, не какой другой, дает  возможность  воспитать  у  детей

аккуратность,  желание  поддерживать  чистоту  и  порядок.  У дошкольников, постоянно  участвующих  в   хозяйственно   бытовом   труде,   как   правило, сформировано  бережное  отношение  к  вещам,   стремление   по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок,  помощь  товарищу.  Дети активно  включаются  в   различные   виды   хозяйственно   бытового   труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют  наметить  последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

      Содержание этого вида труда в подготовительной группе  значительно

разнообразнее,  чем  в  младшем.  Если  взрослые  не  разделяют  труд  пяти-

шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого  делать.  У мальчиков в частности, начнет  формироваться  привычка,  принимать  активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.

      Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году  жизни.  Даже  ограниченные  физические  и  духовные возможности   маленького   ребенка,   дают    ему    возможность    проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений,  во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении,  на  участке,  с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.

      Хозяйственно - бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе  его  не только повторяются трудовые  операции,  но  и  возникают  типично  жизненные ситуации. При этом  от  ребят  при  выполнении  трудовых  заданий  требуется слаженность действий, умение  устанавливать  правильные  деловые  отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение  подобных дел;  особый  эмоциональный  настрой  ( готовность   принять   участие   в хозяйственно-бытовом труде,  удовлетворение  от  оказания  помощи  товарищу, воспитателю,  няне  маме.)  способствует  формированию  таких  качеств,  как трудолюбие,   настойчивость,   упорство,   доброжелательное   отношение    к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте  с тем  коллективистических  начал  личности  дошкольника.  Он  создает  больше возможности для воспитания у  детей  элементарных  навыков  культуры  труда:

      В процессе хозяйственно – бытового  труда  создаются  возможности  для

формирования у детей бережного отношения к вещам, умения  замечать  малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

      Необходимость  в  данном  труде  в  детском  саду  и  дома   возникает

постоянно, он сопровождает любую деятельность  детей.  Например:  в  течении нескольких  дней  дети   обыгрывают   постройку,   сделанную   из   крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть  с  нее пыль.  Или  ребенок  хочет  рисовать;  он,  выбирая  карандаш,  обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать.  После  этого  ребенок  должен  собрать сор, отнести его в определенное место.

      В быту постоянно возникает необходимость потрудится:  кто-то  случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно  вымыть,  вытереть  или подобрать. Таким образом, создается возможность для  воспитания  у  детей  к готовности к труду, привычки к трудовому усилию

      Особенности   хозяйственно-бытового   труда   обусловлены   тем,   что

результаты его иногда незаметны, как и в других  видах  труда.  Он  наглядно

ощутим лишь не  продолжительное  время:  протерли  пыль комнатных растений,  завтра  она  вновь появилась;  накрыли  стол  к  обеду,  пообедали,  все  убрали.  И  ничто  не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до  конца.

В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же  дел  снижает  к  ним

интерес. Дети  не  редко  отказываются  дежурить,  выполнять  поручения  или работают без особой тщательности.

      Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение  к  повседневной однообразной, но жизненно необходимой  работе  важно  создавать  оптимальные условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не  обязательно  чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было  отведено  определенное

место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков  для стирки  кукольного  белья,  рядом  клеенка,  которую  стелют  на  пол  перед стиркой, неподалеку мыло  в  мыльницах,  маленькие  ведерки  или  миски  для раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и  прочие,  детям будет легче приготовиться к работе.

      Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети  вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки,  чтобы  ими  можно  было  стереть  со стола, вытереть фартуки.

      Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.

      Формируя  элементарные  навыки  хозяйственно-бытового  труда,  следует продумывать его организацию и  приемы,  которые  используются  при  обучении детей  тем  или  иным  умениям.  Давая  детям  представления  о   содержании хозяйственно-бытового  труда  взрослых,  его  общественной   направленности, вырабатывая  трудовые  умения  и  навыки,  пробуждая   интерес   и   желание заниматься данным трудом, мы используем в нашей  группе различные формы  организации  трудовой  деятельности детей, все средства воспитательное -образовательного процесса.

      Хозяйственно бытовой  труд  включает  в  себя  умение  поддерживать  и наводить порядок в групповой комнате,  помещениях,  примыкающих  к  ней,  на участке и дома, а также участие организации бытовых процессов, подготовке  к занятиям, прогулкам.

      Дети нашей группы убирают игрушки,  книги,  помогают  нам вынести игрушки  на участок, протирают листья растений,  раскладывают на столы материал для занятия, убирают их после занятий.  При  подготовке  к еде дежурные дети  раскладывают салфетки, ложки,  расставляют  хлебницы,   тарелки,   кружки. Стирают  и  развешивают кукольное белье, поливают цветы.

  Как видим, программа «Детский сад – дом радости» предусматривает

постепенное увеличение  процессов  хозяйственно-бытового  труда.  Расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени  перехода в школу.

  По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении  действий,  учатся   работать   быстро,   правильно,   аккуратно.

Овладения   навыками,   умениями   в   сфере   хозяйственно-бытового   труда

обеспечивает большую активность, инициативу действий  в  быту,  в включения различных трудовых процессов.

                             Хозяйственно бытовой труд.

      Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки, мыть их, стирать кукольное белье; помогают  подклеивать книги, коробки. В весенний и осенний период вместе с нами убирают на участке мусор, в зимний – расчищать снег.

                   Виды работ в подготовительной группе.

      В  подготовительной  к  школе  группе  хозяйственно  –  бытовой   труд

осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит  дальнейшее  нарастание объема хозяйственно бытовых дел. К процессам  сервировки  стола  добавляются такие, как дежурства парами, у них будет общий поднос, все раскладывают одновременно.

     Дети седьмого года жизни умеют наводить порядок в шкафах с игрушками и материалами.

      Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно –  бытовом  труде осуществляется  одновременно  в  двух   направлениях:   через   коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания  и  через  выполнения поручений,  обязанностей  дежурных,  дел,  связанных  с   реализацией   цели деятельности, полезной окружающим. Можно  предложить  детям  помочь взрослым навести порядок в  групповой  комнате,  спальне.

      Участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие  дошкольники  ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд  требует  от  ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий,  повседневного  самоконтроля.

Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются  в  работу,  носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых  обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском  саду. Убирая за собой  игрушки, стирая тряпочки после рисования красками,  промывая  комнатные  растения,  и дети убеждаются в необходимости этого труда.

    Наша  задача – воспитывать и поддерживать у  детей  положительно  –

эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому  труду.  Для  этого  тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование  терпение к грязи, неряшливости, эмоционально –  эстетическую  чуткость  к  окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в  хозяйственно– бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем.  Включаясь  в выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники  приобретают  ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении  в школе.

      В  работе  с  детьми  подготовительной  группы  следует   практиковать

включение их в такую работу; результаты, которой важны  для  детского  сада. Например, для  лучшего  осознания  необходимости оказывать  помощь  другим  нужно  формировать  у   детей   представление   о содержании хозяйственно – бытового труда, об общественной  значимости  труда взрослых. Знакомство детей с трудом кастелянши, завхоза  осуществляется  через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а  также  в  повседневной жизни.

      Руководство хозяйственно -  бытовым трудом детей  6-7  лет  не  должно

быть не навязчивым, ни  подчеркнутым.  Старшие  дошкольники  к  этому  очень чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя  не принужденно свободно.

      Приучая  детей  старшего  дошкольного  возраста   к   систематическому

хозяйственно – бытовому труду, надо  чаще  использовать  игровые  формы  его организации. Включаясь в любое серьезное  дело,  ребенок  в  известной  мере обыгрывает его,  подражая  старшим.  Однако  ему  нравится;  когда  к  этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие  в труде, игре как исполнители или заказчики. (Третья неделя сентября) В спальне, например: Куклы уже испачкали свою одежду (в глазах огоньки юмора). Вода у нас есть? И мыло есть? Ну, если замочите белье, думаю, что оно не замерзнет?! (Лукаво). А вот Как стирать вы будете?! Может получиться так, что перестирывать придется?!

Дети: Нет, мы будем отдельно: темное отдельно от светлого…

В: А как вы считаете, можно выстирать и быстро, и хорошо?

Дети: Можно, одни могут стирать темное, а другие – светлое. И дети решают  или сделают бригады равными по числу участников. После сна, дети открыли фабрику –прачечную. Бригада «стиральщиков», «полоскальщиков», «сушильщиков». Перед ними собранное в широком тазу или в коробке грязное белье, цветное и белое вперемешку. Выбираем главного бригадира цеха. После этого играем игру «Стираем». Требуем качества исполнения каждого движения – очень низкий наклон, когда «полощут», энергичные действия, обозначающие «стираем». На слова «мы вешаем» нужно на первую фазу – развешивается на веревке. Показываем все действие.

Наш «театр» должен быть так убедителен, чтобы и  дети представили то белье, которое в нашем воображении. Это игра должна подготовить ожидание ими прелести то предстоящей деятельности. Наше отношение придаст азарт их эмоциям. Те неудачи, которые были как ошибки игры, мы должны показать, как огорчение от невозможности получить белье нужного качества, то есть игра! Они поймут, какую радость должны испытать: «Ах какое чистое белье получили из прачечной!» Без единой морщинки, без единого пятнышка…. душистое, очень приятное!!

Опыт эмоционального переживания, испытанного в игре, - условие для возникновения у ребенка потребности достичь такого же эффекта и в своем труде. Образ воспитателя – это манок для подражания!

Все сами  для себя организуют, А мы с няней быстро наливаем обеим подгруппам. Но первым – стиральщикам.

Бывает так, что действительно кукольное белье грязное. Тогда в тихий час надо его замочить в порошке, крепко отжать и вяленым, чуть подсушенным передать детям. Тогда они сумеют довести до чистоты.

Те же требования относятся и к другим видам деятельности. Прежде чем кисти мыть или баночки из – под клея, их после занятия сразу заливают холодной водой, краска сливается сливается в унитаз нами, а потом дети уже домывают их теплой водой до чистоты.

Объем трудового действия – два предмета на каждого ребенка. Но дети должны сами выбрать – либо два из белого белья, либо два цветного. А в цветном нельзя вместе стирать синее и красное… Лучше темно- синее и голубое, два темных тона или два цветных тона…

Стирка – это только предлог для раскрытия детям смысла коллективной организации труда, для развития их взаимоотношений на нравственных началах.

      Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть  направлены  на то, чтобы  предупредить  ошибку  в  работе,  вовремя  посоветовать,  как  ее исправить, оказать не обходимую помощь. При  таких  приемах  педагогического руководства в  старшем  дошкольном  возрасте  к  моменту  перехода  в  школу удается сформировать  довольно  стойкие  мотивы,  определяющие  нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

                                             Вывод

Таким образом, трудовая  деятельность  является  одним  из  важных  факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным  образом меняет все представление о себе и об окружающем  мире.  Радикальным  образом меняется  самооценка.  Она  изменяется  под  влиянием  успехов  в   трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка  в  детском  саду.

Главная  развивающая  функция  труда  –  это   переход   от   самооценки   к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются  способности,  умение и  навыки.  В  трудовой  деятельности  формируются  новые   виды   мышления.

Вследствие коллективного труда  ребенок  получает  навыки  работы,  общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка  в  обществе.  Труд  является равнозначным предметом программы обучения.







 Выполнили: Воспитатели №4 группы         Манзырыкчы А.Н, Сергеева Ж.Э                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно-речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности» (подготовительная группа по программе «Детский сад 2100»)

Отчет по теме:  «Познавательно-речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности» (подготовительная группа, по программе «Детский сад 2100»)...

Рабочая программа по окружающему миру в подготовительной группе по программе "Детский сад 2100"

Программа разработана для детей подготовительной группе с использованием учебного пособия "Здравствуй мир!", авторов А.А.Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой....

Открытое занятие Тема: «Коллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке помещений» Средняя группа «Забавушка»

Программным содержанием занятия является: обучение детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников; соотносить свою деятельность с трудом других, и понимать, что работа подгруппы, в ко...

Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы по программе "Детский сад 2100"

Рабочая образовательная программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ...

Содержание хозяйственно-бытового труда и методы руководства им в подготовительной группе

    Труд  детей  дошкольного   возраста   является   важнейшим   средствомвоспитания. Весь процесс воспитания детей в  детс...

программа подготовительной группы по программе "детский сад 2100"

ПРИНЯТОна Педагогическом советеПротокол №  1 от 26.08.2022г. С учетом мотивированного мненияСовета родителей МБДОУ № 201Протокол № 1  от 26.08.2022г. УТВЕРЖДЕНА...