МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
методическая разработка на тему

Перминова Анастасия Михайловна

На сегодняйший день оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Поэтому наука о здоровье – валеология - стала интенсивно развиваться.

Новое (валеологическое) направление требует новых методических разработок – это игровые валеологические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologicheskie_igrovye_tehnologii_2.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 45» - КОМБИНИРОВАНННОГО ВИДА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАЗВИТИЕ

ЕСТЕСТВЕННОННАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

(Рекомендации воспитателям)

Составитель:

ст. воспитатель ДОУ

Перминова А.М.

        

г. Стерлитамак  2015 г.

На сегодняйший день оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Поэтому наука о здоровье – валеология - стала интенсивно развиваться.

Новое (валеологическое) направление требует новых методических разработок – это игровые валеологические технологии.

ЦЕЛЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ИГР: формирование представлений о здоровом образе жизни.

Исходя из основных положений валеологического образования, можно наметить три направления валеологических игр.

  1. ИГРЫ – МАТРИЦЫ

Это интегрированные игры, сочетающие в себе возможности для решения большого количества образовательных и оздоровительных задач, объединенных в общий блок – темой. Выбор конкретной темы игры будет меняться в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог, исходя из своей программы, психического, эмоционального состояния детей и других факторов.

МАТРИЦА -  это базовая модель. Она может быть представлена в виде жилого дома, или стадиона, или замка с комнатами, залами, игровыми площадками, с соответствующими персонажами, атрибутами, игровыми заданиями. Такое строение базовой модели предоставляет творческие возможности для работы воспитателя как по изучению отдельных тем (правила гигиены, культура питания и т.д.)., так и для обобщений  в целом по блок – темам (режим дня, спорт).

Игры – матрицы рассчитаны на использование в различных возрастных  группах. Педагог сначала даёт первоначальные знания об отдельных понятиях, а затем, благодаря мобильности базовой модели, расширяет и закрепляет эти знания.

Валеологическая игра – матрица «Дом гномов» разработана в форме дома из 6 комнат (прихожая, гостиная, ванная комната, спальня, игровая, кухня).

ОСНОВНАЯ ТЕМА:   «РЕЖИМ ДНЯ»

ВХОДЯЩИЕ ТЕМЫ:  «Питание», «Одежда», «ОБЖ», «Мои любимые игрушки», «Спокойной ночи», «Культурногигиенические навыки».

На первом этапе игры происходит знакомство детей с хозяевами дома – гномами и Белоснежкой. Затем, исходя из поставленной цели, мы либо знакомим детей с тем, как проходит день в домике (закрепляя и формируя знания о необходимости соблюдения режима дня), либо останавливаемся в одной из комнат для игры «внутри» нее («Помоги Белоснежке накрыть стол», «Собери гномов в ванную комнату» и т.д.).

Примерное содержание игр по данной модели можно оформить в виде таблицы.

 

  1. ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ

При ознакомлении детей с внутренним строением человека помогут созданные анатомические атласы. В них основные системы и внутренние органы человека представлены в форме красочных сказочных карт. Путешествие по карте, знакомство с различными персонажами становится увлекательной игрой. На страницах атласа можно увидеть, куда текут реки ВЕНА и АРТЕРИЯ, узнать, кого дожидается в замке ЛЕГКИХ  принцесса ГЕМОГЛАБИН; познакомиться с МОКРЫМ СТРОГИМ ОХРАННИКОМ, живущим в темной пещере (язык, рот).

В забавной и доступной детям форме они рассказывают о себе, о своих проблемах, о том, что они любят, а что нет, что наносит им вред. Таким образом, дети не только усваивают доступные им научные знания, но у них воспитывается желание помогать своему организму быть здоровым.

Необходимо сначала познакомить детей со строением и функциями отдельных органов, а затем совершать с ними путешествие по одной из систем, закрепляя знания о ее составляющих и о ее работе.

Научно – фантастический сюжет путешествия приводит детей к мысли о том, что каждый орган человеческого организма важен и необходим, что все органы взаимосвязаны, действуют вместе.

Можно разработать игры – путешествия по следующим темам:

  • «Путешествие с принцессой ВИТАМИНКОЙ»

     (знакомство с пищеварительной системой);

  • «Путешествие  принца  КОСЛОРОДА» (знакомство с дыхательной системой);
  • «Мы – КАПИТАНЫ» (знакомство с системой кровообращения).

Игры – путешествия рекомендуется проводить только в подготовительной группе. Для каждого путешествия нами подобраны тематические комплексы коррекционных упражнений.

 

  1. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Новые знания о строении человека, о функциях и работе внутренних органов должны иметь для ребенка практическое значение. Можно, конечно, напоминать ребенку о необходимости ежедневных процедур и профилактических медицинских осмотрах, но специфика дошкольного возраста предполагает наглядную и доступную форму подачи информации, а именно сказку.

Основная идея валеологических сказок сводится к главной задаче – научить ребенка быть здоровым. В сказках моделируются ситуации, связанные с причинами возникновения болезней, травм и практические уроки того, как этих неприятностей избежать и что делать, если все же случилась беда.

Надо не просто читать сказки, а нужно их обыгрывать (пальчиковый театр, фланелеграф). Яркость образов помогает оживить сюжет, сделать его более наглядным.

        ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ИГРЫ – МАТРИЦЫ

« ДОМ ГНОМОВ»

МАТЕРИАЛ: 5 блоков 6 0*80 см и 2 блока 60*40 см из пенопласта толщиной 4 см или из фанеры. Пять блоков линейно соединены между собой петлями – это стены домика.

Два блока (60*40 см) присоединяются ко второму и четвертому блоку, при сборке дома они образуют крышу.

Пятый блок замыкается внутри дома. С внешней стороны дом оформляется в виде волшебной избушки с окошками, входной дверью, фонариками и ступеньками у входа. Внутри каждый большой блок – это комната с набором пособий.

БЛОК 1 -  ПРИХОЖАЯ

ОСНАЩЕНИЕ:

  • зеркало (вырезанное из фольги);
  • кармашек для расчесок;
  • обклеенные коробки – шкаф для одежды и обуви (шкаф разделен на три полки: для зимней, летней и демисезонной одежды гномов);
  • коврик для ног, вешалки, стойки для зонтиков;
  • ящик для обуви

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЦВЕТА: оттенки коричневого, охра, желтый (стилизовать под дерево, пробку).

БЛОК 2 – ГОСТИНАЯ (СТОЛОВАЯ)

ОСНАЩЕНИЕ:

  • большой овальный стол, занимающий половину величины комнаты. Такой размер позволяет сервировать, расставлять посуду сразу нескольким детям на несколько персон. Поэтому воспитатель должен продумать, как он будет крепить в дальнейшем посуду к столу (если использовать «липучки», значит, скатерть на столе лучше сделать из фланели). Важно, чтобы скатерть и посуда были контрастного цвета, но желательно избегать сочетаний: черный -  красный, желтый – фиолетовый, зеленый – красный.
  • Столовая оснащена двумя навесными шкафами для посуды.

БЛОК 3 – ВАННАЯ КОНАТА

ОСНАЩЕНИЕ:

  • умывальник (внизу тумба для хранения банных принадлежностей – мыло, различные мочалки, губки, шампуни, гели, соль для ванны…);
  • стаканчик для зубных щеток;
  • над умывальником – зеркало;
  • ванна с душем;
  • на стене – крючки на липучках для полотенец разной фактуры.

БЛОК 4 – СПАЛЬНЯ

ОСНАЩЕНИЕ:

  • кроватка (матрас необходимо сделать из фланели, а постельное белье оснастить липучками, чтобы дети самостоятельно могли застелить постель);
  • тумбочки со светильниками;
  • шкаф (комод) для постельного белья и пижам гномов);
  • картонная фигурка игрушка ОЛЕ-ЛУКОЙЕ;
  • на стене два окна с ночным пейзажем

Все 4 блока с обратной стороны оформляются под дерево, как избушка.

БЛОК 5 – КУХНЯ И ИГРОВАЯ КОМНАТА

Пятый блок, при сборке входящий в домик, имеет «комнаты» с двух сторон.

ПЕРВАЯ СТОРОНА – КУХНЯ

ОСНАЩЕНИЕ:

  • холодильник;
  • навесные шкафы для кухонной посуды;
  • три крючка на липучках для кухонного полотенца, прихваток, рукавичек;
  • газовая или электроплита;
  • мойка;
  • можно оснастить кухню микроволновой печью, вытяжкой и др.

ВТОРАЯ СТОРОНА – ИГРОВАЯ КОМНАТА

Комната оформляется в теплых тонах (красочно, но не ярко), появляющиеся в ней сюрпризы не должны теряться на фоне стен. Для того чтобы быстро и легко менять декорации и пособия внутри комнаты, ее необходимо оснастить большим количеством крепежных деталей.

Валеологическое образование невозможно без изучения строения человеческого организма. Но необходимо учитывать особенности восприятия детей дошкольного возраста. Учебные пособия и атласы все же больше подходят для детей начальной школы. В дошкольном возрасте в таких подробных знаниях нет необходимости. Важно заинтересовать ребенка этой темой, сформировать знания о том, что от состояния организма зависит успешная деятельность человека, показать красоту человеческого тела, как самого совершенного творения природы.

Поэтому необходимо разработать анатомические атласы специально для малышей, разделив их на три возрастные группы.

   

1.  АТЛАС « ПРО ГНОМА ВАСЮ» - для младшей и средней групп

ЦЕЛЬ: познакомить с основными частями тела человека (голова, руки, ноги, туловище).

Главный персонаж атласа – гном ВАСЯ. Это модель для изучения строения тела человека. Вася «рассказывает»о том, для чего нужны руки, ноги, голова, и дает детям различные игровые задания (найди отличия, нарисуй пальчиком, угадай кто позвал). В атласе подобраны стихи, загадки, скороговорки.

2. АТЛАС «ПУТЕШЕСТВИЕ ГНОМА ВАСИ» - для детей средней и старшей групп.

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить с внешним строением человека (лопатки, ключица, плечи, колени). Показать внешние отличия мальчиков и девочек. Расширять знания об органах чувств. Познакомить со строением и органами чувств животных.

В этом атласе у гнома ВАСИ появляется подружка МАША.  Вместе они путешествуют по волшебному лесу, встречая зверей, птиц, насекомых. Обитатели рассказывают об особенностях своего зрения, слуха, о том, как они едят, спят, защищаются от опасностей, лечатся.

Встречу гномов с животными можно проиграть на фланелеграфе, нарисовать, придумать новую историю с этими персонажами.

Для данного атласа также можно подобрать литературный материал.

  1. В подготовительной группе начинать знакомить детей с внутренним строением человека.

ТЕМЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:

  • дыхательная;
  • кровеносная;
  • пищеварительная;
  • нервная.

В атласах нет подлинного анатомического строения человека, все внутренние органы заменены сказочными персонажами, обладающими яркими характерами и выразительными зрительными образами.

При знакомстве с темой «Дыхательная система» можно посвятить 4-5 занятий, на которых используется игра-атлас «Путешествие принца КИСЛОРОДА».

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ВНЕ ЗАНЯТИЙ:

  1. Предложить детям самостоятельно изготовить книги- сказки «Путешествие принца КИСЛОРОДА». Записать текст сказки со слов ребенка.
  2. Игра «Валеологическая рулетка».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  1. Анкета для родителей «Будет ли ваш ребенок часто болеть?».
  2. Материалы для стендов:
  • Фитотерапия.
  • Народные методы, используемые при заболевании дыхательных путей.
  • Для милых мам – «Духи по знаку зодиака».


ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ « ДЫХАНИЕ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

        

ЗАДАЧИ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Создание развивающей среды

Рекомендации воспитателям для работы с детьми вне занятий

Коррекционная работа

Работа с родителями

В С Е    Ж И В О Е    Д Ы Ш И Т

1. Показать детям взаимосвязь человека и мира природы.

2. Рассказать о сходстве жизненных потребностей человека, животных и растений (дыхание, питание, движение).

4. Формировать представление о красоте природного мира, о положительном и отрицательном воздействии человека на атмосферу земли.

5. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

1. Чтение загадки о воздухе.

2. Знакомство с принцами КОСЛОРОДОМ и УГЛЕКИСЛЫМ ГАЗОМ.

3. Свойство кислорода и углекислого газа.

4. Рассматривание первой страницы атласа. Рассказ о взаимосвязи всего живого на земле.

5. Игра с мячом «Кто умеет дышать?».

6. Этюд «Волшебные цветы».

7. Дыхательная гимнастика.

1. Игра – атлас «Путешествие принца КИСЛОРОДА»

2. Иллюстрации на экологическую тему.

3. Лото «Наведи порядок в городе», «Наведи порядок в лесу».

4. Кроссворды «Экология»

5. Игра с фишками «Где живет кислород».

1. Чтение стиха А.Барто «Весенняя прогулка».

2. Темы для бесед:

- пикник в лесу;

- где полезнее гулять?

3. Предложить детям рассмотреть две сюжетные картинки на экологическую тему, найти различия и составить рассказ по одной из картинок

4. Рисование на тему: «Машины будущего»

(не загрязняющие окружающую среду).

5. Коллективное творчество на тему: «Все живое дышит»

1. Игровое упражнение на дыхание «Ветер» (дети имитируют дуновение ветра в разное время года).

2. Этюд «Волшебные цветы» (под музыку). Дети имитируют движения распускающегося цветка.

3. Этюд «Разные животные»

1. Материалы для стенда «Домашние очистители воздуха»

2.  Домашнее задание в «Букваре здоровья» (записать со слов ребенка и вклеить фотографию на тему «Воскресная прогулка»).

3.Комплекс домашних упражнений.

П У Т Е Ш Е С Т В И Е    П О    В О Л Ш Е Б Н О М У          Т О Н Н Е Л Ю

1. Познакомить детей с особенностями внутреннего строения носа человека. Рассказать о функциях и значении носа в процессе дыхания.

2. Расширить  и обобщить знания о вредных и полезных факторов, влияющих на функции носа.

3. Закрепить гигиенические правила по уходу за носом, напомнить правила этикета.

4. Продолжать работу по дыхательной гимнастике и рефлекторному массажу.

1. Загадка:

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть сможешь что угодно (Нос – сон).

2. Артистическая игра «Изобрази пословицу, поговорку».

Например: «Выпил Ваня молока – нос задрал до потолка».

3. Рассматривание второй страницы атласа. Дыхательное упражнение. Рассматривание удивительного тоннеля с двумя въездами. Знакомство с роботами и их работой.

4Игра по карточкам на обобщение знаний о факторах, влияющих на функции носа:

1группа (5-6 карточек) – «Чтобы роботы хорошо работали».

5  Игра «Угадай по запаху!»

6  Чтение стиха Г.Остера «Нет приятнее занятия, чем в носу поковырять»

7. Знакомство с правилами этикета.

8. Самомассаж пазух носа.

1. Игра – Атлас «Путешествие принца КИСЛОРОД»

2. Лото «Полезно, вредно для моего носа»

3. Веселая путаница «Где чей нос?»

4.  Игра «Составь слово» (ребенку предлагается составить слово из первых букв названий нарисованных предметов).

5. Оборудование для проведения опытов: теплый – холодный воздух; фильтры.

6. Игры – забавы для тренировки правильного дыхания (мельницы, вертушки, снежинки).

7. Игра «Большая регата» (соревнования бумажных корабликов).

1. Для чтения В.Танайсичук «Собачий нос»; Г.Юдин «Буратиний нос»; «Для чего нужен нос».

2. Темы для бесед: «Как ухаживать за своим носом»; «Правила этикета»

3.Ручной труд «Вышивание носового платка»

4. Игра «Дорисуй нос» (птицы, звери).

5. Игра «Пять роботов» (развитие творческого

мышления).

1. Пальчиковая гимнастика «Замок»

2. Звуковая дыхательная гимнастика «Полет» (У-У - У)

3. Рефлекторный массаж пазух носа.

1. Материалы для стендов: Болезни дыхательных путей и их профилактика» (гайморит, бронхит, воспаление легких), «Закаливающие процедуры», «Рефлекторный массаж при заболеваниях ОРЗ, ОРВИ».

П У Т Е Ш Е С Т В И Е   «П О        П О Ю Щ Е М У       М О С Т И К У»

1.Познакомить детей со строением, значением и работой голосовых связок

2. Рассказать о значении язычка и надгортанника.

3. Показать значение артикуляционного аппарата в образовании звуков речи.

4. Развитие звукофонематического анализа, чувства ритма, звукоподражания.

1. Музыкальная игра «Кто позвал»

2. Рассматривание второй страницы атласа. Дыхательная звуковая гимнастика «Полет». Знакомство с маленьким язычком и надгортанником. Беседа о механизме «поющего мостика».

3. Чтение сказки «О хрупком мостике» (дидактическая сказка о том, как и зачем нужно беречь голосовые связки).

4. Прослушивание аудиокассеты с записью певцов с разным тембром голоса.

5. Музыкальное упражнение «Как научиться петь?»

6. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, объясняя принцип их создания.

7. Игра «Веселый оркестр» (самодельные инструменты).

1. Игра – атлас «Путешествие принца кислорода»

2. Духовые музыкальные инструменты.

3Материал для изготовления самодельных музыкальных инструментов.

4. Воздушные шарики – пищалки.

5. Подбор иллюстраций по  темам: «Музыкальные инструменты», «Лесные певцы».

6. Игра «Лесной оркестр» (соотношение голосов птиц, животных с музыкальными инструментами).

7. Игра «Рассеянный музыкант» (соотношение профессии и музыкальных инструментов).

8. Игра «Я композитор» (сочинение песенок, мелодий).

1. Для чтения Г.Юдин «Музыка»

2. Изготовление музыкальных инструментов (создание «веселого оркестра»).

3. Для прослушивания: кассеты с характерным контрастным тембром голоса.

4. Организация концерта «Фабрика звезд»

1. Звуковая дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Распевки

1. Материалы для стенда: «Влияние духовых музыкальных инструментов на развитие дыхательной системы».

2. Комплекс упражнений «Звуковое дыхание».

П У Т Е Ш Е С Т В И Е      В    «В О З Д У Ш Н Ы Й     З А М О К «

1. Познакомить детей со строением дыхательной системы человека (трахея, бронхи, легкие), ее функциями, значением.

2. Рассказать об общем строении грудной клетки человека; показать роль мышц, диафрагмы и ребер в процессе дыхания.

3. Расширить знания о профилактике бронхолегочных заболевании; показать влияние вредных привычек (курение) на работу дыхательной системы человека.

4. Закрепить знания о влиянии физкультуры и спорта на здоровье детей.

1. Рассматривание 3 страницы атласа. Дыхательная гимнастика. Опыт с мыльными пузырями.

2. Игровое задание «Послушай музыку дыхания» (дети с помощью слуховой трубочки слушают друг друга).

3. Дыхательное упражнение на задержку дыхания с использованием скороговорок.

4. Рассказ о то, что ребра защищают не только «воздушный замок», но и сердце.

5. Враги и защитники «воздушного замка».

6. Иллюстрации на тему «Выдающиеся спортсмены» (беседа о значении правильного дыхания при выполнении физических упражнений).

7. Мини- комплекс упражнений, направленный на развитие грудной клетки.

1. Игра – атлас «Путешествие принца КИСЛОРОДА».

2. Иллюстрации на тему «Спорт, физкультура, закаливание»

3. В центр «Доктор» внести слуховые трубочки.

4. Игра «Враги и защитники «воздушного замка».

1. Для чтения Г.Юдин «Водолаз»,

2 Беседа на тему «О вреде курения»

3. Ручной труд «Волшебная клетка» (в работе использовать белый пластилин).

4. Рисование на тему:»Волшебный замок»

5.  Комплекс дыхательных упражнений.

1. Комплекс упражнений направленных на развитие грудной клетки.

2. Комплекс дыхательной гимнастики «Мы водолазы»

1. Материал для стенда: «Ребенок – аллергик»

2. Индивидуальные консультации «Первые признаки астматических явлений у ребенка»

3. Комплекс дыхательных упражнений при бронхиальной астме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки. Игровые технологии участия куклы в формировании первых игровых действий у детей раннего возраста.

Здесь представлены подробные примеры занятий различной направленности - конструирование, развитие речи и т.п. Все эти занятия объединяет то, что во всех них используется кукла в качестве основного пре...

Методическая разработка.Игровые технологии.

Что такое игровые технологии?Как с успехом использовать их в своей работе?...

Методическая разработка Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельного подхода в образовании

Игровые технологии включены в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий, повышают уровень восприятия учебного материала. Игра занимае...

Методическая разработка "Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Понятие игровые технологии включают достаточно большую группу методов и приемов организации педагоггического процесса в форме различных педагогических игр....

Методическая разработка "Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Понятие игровые технологии включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Методическая разработка «Игровые технологии и их использование в ДОУ»

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанн...