Главные вкладки

    Доклад на тему : " Роль сюжетной ролевой игры в воспитании детей".
    материал (средняя группа) на тему

    Новикова Татьяна Александровна

    Ролевая игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_rol_s-r_igry_v_vospitanii_detey.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    « Детский сад №4 « Радуга» города Мичуринска Тамбовской области

                                   

                                       Доклад на тему :

                             

        « Роль сюжетной ролевой игры в воспитании детей».

                                                                                           Подготовила : Новикова Т.А.

                                                                              воспитатель МБДОУ

                                                                              «Детский сад №4 «Радуга»

                                        Мичуринск – Наукоград

            Игра является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы, сообразительность, находчивость, инициатива.

            В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Игра должна стать формой организации жизни детей и средством их всестороннего воспитания. И нужно умело использовать игру в целях воспитания. Воспитатель должны правильно организовывать и руководить игровой деятельностью детей. Если воспитатели регламентируют сюжетно- ролевую игру, определяя ее тему и ход без учета детских замыслов и интересов, заранее определяют, кто кого должен изображать и что каждому надо делать по ходу игры, то игра теряет специфику самостоятельной деятельности и поэтому не может быть использована в воспитательных целях. Дети лишены возможности проявить творческую инициативу. Воспитателю нужно хорошо знать и понимать теорию игры, владеть методикой. Нужно видеть во что играют дети, каковы их взаимоотношения. Использовать в педагогическом процессе все виды игр, проводить игры – драматизации и забавы, объяснят правила дидактических игр, развивать конструктивные навыки у детей и использовать постройки в сюжетно – ролевых играх.

           Сюжетно–ролевая игра – это ,с одной стороны, самостоятельная деятельность ребенка, осуществляемая без непосредственного участия взрослых, а с другой – это деятельность, общая со взрослыми, та же, какую осуществляют взрослые. Деятельность взрослых отражается в содержании игры, в воспроизводимых ребенком действиях  взрослых с предметами и отношениях друг с другом. В ролевой игре реализуется стремление ребенка к общей жизни со взрослыми, поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением этой жизни.

           Изучение природы ролевой игры показывает, что ее основная жизненная функция заключается в установлении возможно более тесных связей ребенка и общества. В игре ребенок живет не только как член узкого семейного коллектива, но как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни. В игре происходит формирование ребенка прежде всего как члена общества. Всякая ролевая игра представляет собой в миниатюре общественную жизнь взрослых людей. Через эмоционально насыщенную жизнь в игровом коллективе, представляющем собой копию жизни коллектива  взрослых, ребенок осваивает отношения, существующие в обществе. Чем деятельнее жизнь  ребенка в семье, тем глубже его проникновение в социальную сущность деятельности и отношений взрослых людей.

           Лишить ребенка возможности играть – это значит  лишить его  возможности жить в широкой сфере  общественных отношений и нанести ущерб процессу формирования его личности.

           Некоторые воспитатели стараются свести до минимума замещение в игре одних предметов другими, вводя по возможности больше игрушек, изображающих действительные предметы, с которыми можно действовать так, как это делают взрослые. Если в ролевую игру вносят много разнообразных настоящих предметов, то действия с ними зачастую могут  заслонять для ребенка смысл той действительности, которую  он по ходу игры воспроизводит. Отношения с другими играющими могут при этом отступать на второй план. Например, при игре в « Магазин» можно выдать детям картонные кружки, которые должны изображать деньги, обозначить на этих кружках достоинство монет и предложить детям  оплачивать  ими стоимость покупки и получать сдачу. Тогда основная задача, которая ставится перед детьми,- правильно сосчитать стоимость покупки и правильно получить сдачу. В такой игре дети овладевают счетом, и это может происходить довольно интенсивно.

           Однако при этом основной смысл « купли» отодвигается на второй план. Такая игра выполняет уже не свою прямую воспитательную функцию, а побочную функцию упражнения в счетных операциях и превращается в дидактическую игру, в которой игровые мотивы выступают как дополнительные. Такие игры можно и нужно практиковать, но необходимо помнить, что при этом игра используется в дидактических целях и что такие игры не должны заменять собой ролевых игр в их воспитательной функции.

    Практическое проникновение в общественный смысл человеческой деятельности, осуществляемая в игре, приводит к формированию новых мотивов деятельности самого ребенка и к усвоению нравственных норм отношений между людьми. В этом главное воспитательное значение игры, которое не могут заменить никакие другие виды деятельности. Игра потому и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что имеет ближайшее отношение к формированию личности ребенка. В ней происходит усвоение общественного смысла человеческой деятельности, формируется первичное подчинение мотивов, овладение нравственными нормами отношений между людьми, развивается воля,т.е. осуществляется формирование личности.

             Следовательно, ролевая игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка.  Для того чтобы эти воспитательные задачи могли решаться в игре наиболее полно, необходимо соответствующим образом направлять руководство ею.

            Во- первых, при ознакомлении детей с окружающей действительностью особое внимание должно быть обращено на человека, его деятельность и его отношения с другими людьми. Это ознакомление должно быть построено так, чтобы детей эмоционально захватывала и привлекала деятельность взрослых, чтобы у них возникало желание участвовать в ней.

           Во- вторых, руководство игрой и создание игровых условий должны быть направлены на то, чтобы дети возможно более эмоционально входили во взятые на себя роли и чтобы смысл их деятельности по ходу игры выдвигался на первый план и не заслонялся чисто техническими моментами выполняемых действий. Для этого, руководя игрой, детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.

           В-третьих, важно своевременно помогать играющим в борьбе с их мимолетными желаниями, возникающими по ходу игры; содействовать контролю самого ребенка и его товарищей по игре за исполнением ролей.

          Из всего сказанного следует два вывода:

     во- первых, ролевая игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной;

    во- вторых, в игре возможны высшие формы коллективной деятельности, доступные в дошкольном возрасте.

           Естественно, что через ролевую игру должны осуществляться задачи воспитания дружного детского коллектива и навыков коллективистического поведения. Для осуществления задач воспитания дружного детского коллектива и навыков коллективистического поведения педагогическое руководство игрой должно идти в следующих направлениях:

    - педагог должен направлять взаимоотношения в группе играющих детей таким образом, чтобы они в известной мере были сходны с воспроизводимыми отношениями взрослых людей, рассказывая по ходу игры о том , как они относятся друг к другу в процессе совместной деятельности, как помогают друг другу, координируют свою деятельность и т. п.;

    - педагог должен поощрять контроль коллектива за исполнением роли каждым отдельным ребенком, следить за тем, чтобы замечания детей друг другу не наносили агрессивного характера, не вызывали у ребенка, еще не умеющего хорошо исполнять свою роль, желания выйти из игры. Вместе с тем педагог по ходу игры и сам должен поощрять детей, хорошо исполняющих свои роли, и направлять тех, кто еще недостаточно хорошо справляется с ними. Лучше всего придавать контролю за исполнением ролей характер сравнения с воспроизводимой деятельностью взрослых.

            Трудно предусмотреть все конкретные случаи руководства ролей игрой педагогом. Здесь необходимо особая чуткость и педагогический такт. Важно, чтобы руководство педагога не ограничивало самостоятельности и инициативы детей.

             Необходимо помнить, что мы еще далеки от полного знания природы ролевой игры и ее воспитательного значения. Только дальнейшие экспериментальные исследования и педагогический опыт раскроют более полно ее истинную природу и то поистине всестороннее влияние, которое она оказывает на развитие личности ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет по теме: “Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

    В работе раскрыты приказ о проведении педагогического совета,план подготовки и повестка дня заседания педагогического совета, литература к педагогическому совету....

    Тематический контроль к педагогическому совету на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

    В работе ракрыты: план проведения тематического контроля,справка по итогам проведения тематического контроля,приказ о проведении тематического контроля....

    Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

    Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...

    Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»

    Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»...