Исследовательский проект "Народная кукла"
проект (старшая группа) на тему

Петелина Анна Андреевна

Исследовательский проект с детьми старшей группы "Народная кукла"

Вид, тип проекта: познавательно-творческий.

Цель проекта: пробудить интерес дошкольников к русской культуре и традиционной народной кукле как средству приобщения детей и родителей к проблеме духовно-нравственного  воспитания ребёнка; создание своей коллекции  народных кукол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt._narodnaya_kukla.doc70.5 КБ
Microsoft Office document icon pril._no1_ekskursiya_v_muzey.doc40.5 КБ
Файл pril._no2_master-kl._kuvadka.docx172.92 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Народная кукла»

Паспорт проекта

  1. Проект создавали и принимали участие:
  • Воспитанники старшей группы «Звездочка» детского сада «Сказка»;
  • Руководитель проекта – Петелина А.А.
  1. Вид, тип проекта: познавательно-творческий.
  2. Цель проекта: пробудить интерес дошкольников к русской культуре и традиционной народной кукле как средству приобщения детей и родителей к проблеме духовно-нравственного  воспитания ребёнка; создание своей коллекции  народных кукол.
  3. Образовательная область: знакомство с художественной литературой,  развитие речи, конструирование, музыкальное воспитание.
  4. Место проведения: групповая комната.
  5. Продолжительность: 1 месяц.
  6. Возраст детей: 5 – 6 лет.
  7. Форма проведения: групповой, фронтальный.
  8. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
  • формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для  изготовления  разнообразных кукол;
  • развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;
  • совершенствование исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
  1. Оснащение развивающей среды в группе:
  • Создание мастерской  для изготовления народных  кукол.
  • Оформление мини-музея «Русская народная кукла».
  • Изготовление панно «Оберег группы».


      Актуальность:  Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.  Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.  Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Задачи:

Дети:

  1. Познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
  2. дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
  3. изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);
  4. развивать мелкую моторику рук;
  5. формировать индивидуальные творческие способности детей;
  6. учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
  7. обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
  8. стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.        

Родители:

  1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  2. развитие совместного творчества родителей и детей;
  3. развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  4. заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Этапы работы над проектом «Народная кукла»

Этапы

Форма работы

Задачи

Время в режиме дня

Место проведения

Подготовительный

Опрос родителей и детей о том, что такое народная кукла? Какие бывают народные куклы?

Получить достоверную информацию для точной постановки цели и задач.

Вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Активизировать детей для обсуждения проблемы, побуждать к высказыванию своей точки зрения, к коллективному  принятию решений.

Вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Основной

Совместная деятельность детей и воспитателя.

Беседы с детьми: «История  народной тряпичной куклы»; «Народная кукла –кувадка».

«Народная кукла – Семиручка» (технология образовательный геокешинг)

Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.

Экскурсия в музей.

Чтение художественной литературы:

И. Рюмина «Куклы наших бабушек»,

р.н.с. «Василиса Прекрасная», р.н.с. «Терешечка» (кукла-пеленашка), р.н.с. «Матушкина куколка», «Крупеничка», р.н.с. «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы),

Изготовление куклы: «Кувадка».

Оформление мини-музея «Русская народная кукла».

Проведение сюжетно – ролевых игр:

«Дом», «Семья».

Изготовление панно «Оберег группы».

- Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

- воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

- учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью  педагогов;

 -воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

-формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Первая, вторая половина дня

Группа

Воспитатель

          Самостоятельная  деятельность детей.

Изготовление народных кукол в мастерской.

Обыгрывание изготовленных кукол.

Развивать творческое мышление у детей. Развивать воображение и фантазию.

Первая, вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Совместная деятельность детей и родителей.

Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, во что играли»;

Поделка  народных тряпичных кукол детьми с родителями.

-Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

-развитие совместного творчества родителей и детей;

Вторая половина дня

Дом

Группа

Воспитатель

Родители

Заключительный

Экскурсия в мини-музей «Русская народная кукла»

- Закреплять знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол, бережное отношение к культуре своего народа.

Вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Проведение итогов проектной деятельности.

Учить детей анализировать, делать выводы.

Первая половина дня

Группа

Воспитатель



Предварительный просмотр:

Приложение 1

В музее  народных кукол

Цель:   предоставить детям возможность продемонстрировать свои знания о народной игрушке.

Оборудование:  выставка народных кукол;   запись русских народных мелодий и наигрышей.

План проведения выставки:

 (Звучит русская народная мелодия)

Ведущий:   Сегодня мы пригласили гостей в музей народной куклы. В русской деревне широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали либо родители, либо сами дети.   Традиционно существовали народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая.  Обереговые куклы служили оберегам от зла. Обрядовых кукол почитали, их ставили в избе в красный угол, такие куклы делались обычно с белым лицом. Они имели ритуальное значение, их использовали во многих обрядах. Игровые куклы предназначены для игры, забавы ребенка.  Отличительная  особенность обереговой и обрядовой – отсутствие  лица  и  изготовление без помощи  иглы. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегали дом и очаг.  При изготовлении  игровой   куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая собственными руками, становилась  своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их    мастерства, искусного владения иглой, умения шить и  вышивать.

  1. «Куклы, изготовленные без помощи иглы»                                                                

 КУВАДКА

Она была первой куклой в жизни ребенка, участницей таинства его рождения – обряда «кувады». Считалось, что во время рождения ребенка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома, чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком.

 БЕССОННИЦА

Это старинная магическая колыбельная кукла.  Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить    от злых духов, быстро сворачивала из двух   лоскутов ткани куклу-оберег и клала ее  в колыбель, приговаривая:

                    Сонница-бессонница,                                

                  Не играй моим дитятком,              

                    А играй этой куколкой.

 ПЕЛЕНАШКА

Эта кукла также относится к оберегам. Чтобы сбить злых духов с толку,  спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, кукла убиралась из колыбели.

Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Если телом куклы служило палено, то ее называли  Паленичкой. Спеленутая  кукла сопровождала и детские игры.

 КРЕСТЕЦ

В недалеком прошлом, еще в первых  десятилетиях ХХ века,  кукла Крестец часто использовалась крестьянскими девочками для  обозначения кукол-мужчин в сюжетно-ролевых играх, которые назывались играми в «дочки-матери». Простота изготовления и минимум изобразительных средств были достаточны для  мужского  образа, занимающего в игре незначительные символические роли.

ЛИХОМАНКИ

К концу зимы, в феврале, организм человека наиболее подвержен простудным заболеваниям. Это подметили еще наши предки. Лихорадка – болезнь, а болезнь раньше на Руси называли лихом, отсюда и название – Лихоманка. Куклу делали в конце февраля, когда организм был наиболее ослаблен, делали их двенадцать штук. Считалось, что если болезнь придет, то узнает в кукле себя и вселится в нее, а не в домочадцев. В начале апреля ночью Лихоманки  сжигались вместе со старыми соломенными постелями.  

МАСЛЕНИЦА

Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица»  является символом злой и холодной Зимы.

Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок. У этой куклы разрешалось изображать лицо. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В последний день масленицы куклу сжигали.

 ВЕПССКАЯ  КУКЛА 

Эта кукла хранит в своем названии имя создавшего  ее  народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, сохранившая свои традиции и  обряды. Эта кукла   отличается ярко выраженной социальной   и   половой         принадлежностью –  это образ замужней  женщины. Детали куклы не сшивали  между  собой. Ее делали из обрывков  изношенной  одежды,  из них  же надергивали  нити для путанки и связывания деталей куклы.  Это игровая кукла.

ОБРЯДОВЫЕ СВАДЕБНЫЕ КУКЛЫ

В русской  свадебной традиции  во  главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани. Основой служила лучина или  тонкая плоская щепка из любого дерева, кроме ольхи и осины.

  1.  «Куклы, изготовленные с помощью иглы»

КУКЛА «НА ВЫХВАЛКУ»

 Кукла «на выхвалку»  являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для  своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки.        Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

1.3. Экспозиция  «НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ – ПЕТРУШКА»

 Игрушечных дел мастера часто делали кукол, изображавших Петрушку. Петрушка был любимой игрушкой крестьян и ремесленников.      Особенно  охотно кукольного Петрушку лепили из глины и раскрашивали,  вырезали из дерева.

Позднее Петрушка стал перчаточной куклой и неотъемлемой частью  балаганных  выступлений.

УГОЛОК  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В этом уголке представлены различные  материалы для создания народных кукол: небольшие  лучинки, разноцветные лоскутки и нитки.   Играя с разными народными куклами, вы сможете почувствовать прошлое, представить, как играли ваши бабушки, научитесь пеленать  и заворачивать кукол, одевать их, придумывать о них рассказы, разыгрывать сказки.  Вы можете  подойти рассмотреть народных кукол  и поиграть с ними.



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Мастер-класс «Кувадка»

Цель:

  • познакомить детей с историей возникновения куклы;
  • научить изготавливать куклу-оберег «Кувадка». 

Задачи:

  • развитие творческих способностей и творческого мышления; 
  • овладение практическими навыками изготовления куклы.

Материалы: натуральная ткань; разноцветные нитки; ленточки.

Кувадка — первая славянская кукла, с которой встречался человек в нашем мире. Пока рождался малыш отец семейства «играл» с Кувадками и отвлекал нечисть. После рождения ребенка Кувадки исполняли роль оберега для младенца. Кукла никогда не делалась одна. Чаще всего это была вереница из нескольких оберегов (их обязательно должно было быть нечетное количество. В противном случае кукла не только не была полезной, но и могла нанести вред). Вешались берегини изначально над кроваткой малыша. Когда он немного подрастал, оберег становился еще и игрушкой.

Техника изготовления Кувадки является основой многих славянских кукол. Я поэтапно покажу, как правильно сделать самую простую тряпичную куклу Кувадку.

Для нашей Кувадки нам понадобиться кусочек ткани, ширину и длину которого мы определим с помощью ладони (именно так определяли необходимый размер наши пра-прабабушки). Итак, длина нашего лоскута это длина нашей ладони, а ширина лоскута, соответственно равна ширине ладони. Ткань ножницами не режем, а рвем руками. Наши предки считали, что звук рвущейся ткани отпугивает злых духов. Второй кусочек ткани отмеряем длиной указательного пальца. Должен получиться квадрат, стороны которого равны длине вашего указательного пальца.

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1081.jpgИтак, два кусочка ткани, необходимых размеров и очень прочные нитки - вот то, что нам понадобиться для работы.

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1082.jpgИз маленького лоскута скатываем заготовку для рук куклы Кувадки.  Для этого с одной стороны квадрата загибаем ткань на изнаночную сторону (приблизительно 1 см).

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1083.jpgС другой стороны начинаем закатывать ткань руликом, придерживая при этом большими пальцами сделаный загиб. Работа мелкая и кропотливая поэтому с первого раза может не получиться.

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1084.jpgДолжен получиться вот такой рулончик. С обеих сторон рулончик обматываем ниткой. Нитку закрепляем "кукольным узелком": делаем петлю. Накидываем на рулончик и затягиваем нитку. Нитка должна крепко закрепиться на ткани.

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1090.jpgРучки нашей Кувадки готовы.

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1091.jpgИз большого лоскута делаем основную часть куколки. Мысленно делим лоскут пополам по его длине. Подгибаем ткань с обеих сторон к середине (по изнанке).

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1092.jpgНакладываем обе стороны друг на друга.

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1093.jpgПерегибаем заготовку пополам.

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1094.jpgОтступаем со стороны сгиба немного вниз, формируем шею и голову куклы, нить не обрываем.

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1095.jpgСнизу вставляем ручки.

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1096.jpgОбережным крестиком прочно крепим ручки и выделяем талию. Крестик у куклы должен получиться только спереди, на груди.

http://pelagea-kukla.ru/images/bundle/200x150/kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix_1098.jpgДля красоты завязываем поясок. Кукла Кувадка готова!

Не рисуйте на лице глаз, рот, нос. Безликость — главное отличие обрядовой куклы. В древности люди боялись изображать лицо, так как думали, что кукла уподобится человеку и в нее может вселиться злой дух. А оберег, движимый злым духом мог нанести урон ребенку. У куклы нет ладоней, максимум — выделенные кисти. Это делалось для того, чтобы она не могла схватить человека. Наши предки говорили: Нет лица — чтобы не увидела, нет рук — чтобы не схватила, нет ног — чтобы не догнала. Размер Кувадки должен быть небольшим — не более 7-8 см. Желательно, чтобы были задействованы три основных цвета: белый, красный, черный. Эти маленькие хитрости помогут сделать не просто куклу, а настоящий оберег, который будет соответствовать всем канонам и действительно убережет малыша от любых напастей.

Схема изготовления куклы Кувадки.

C:\Users\112\Desktop\36.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация исследовательского проекта "Куклы наших бабушек"

В презентации отражена цель, задачи, проблема проекта.; поэтапная работа над проектом....

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Исследовательский проект с детьми "Моя любимая кукла"

исследовательский проект с детьми старшей группы "Моя любимая игрушка"...

Проектно-исследовательская деятельность «Кукла – игрушка с историей» в старшей группе МБДОУ детский сад №19 г.о. Самара.

Развитие интереса к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитание  патриотических чувств.Формировать представления о роли игрушки на Руси, знакомить с особенностями изготовлени...

Детский исследовательский проект "Куклы наших бабушек"

Для детей старшего дошкольного возраста...

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Детский исследовательский проект "Куклы наших бабушек"

Данный проект помогает объединить родителей, детей, педагогов в единую команду....