партнерское взаимодействие родителей и воспитателя в конструировании ппрс
статья (младшая группа) на тему

ГАЛКИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

пратнерское взаимодействие педагога и родителей в  конструировании ППРС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья483.5 КБ

Предварительный просмотр:

Партнёрское взаимодействие педагога и родителей в конструировании  развивающей предметно-пространственной среды

в группе детей раннего возраста.

                                                  Галкина Т.И. – воспитатель

                                                                                                             1-ой квалификационной

                                                                                                             категории

                                                                                                        МБДОУ №31 г. Павлово                                                    

                                                                                   

   

                       

Создание психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении становится необходимым условием его полноценного психического развития. И наша задача как педагогов заключается в том, чтобы, используя средства предметно – пространственной среды, помочь ребенку заинтересоваться окружающими его игрушками, предметами,  отвлечься от расставания с близким человеком,  помочь проявить свою активность и наладить эмоциональный контакт и взаимодействие с воспитателем.

Всем известно, что процесс адаптации бывает разным. Ребенок раннего возраста особенно уязвим, поскольку именно в этот период он менее всего готов к отрыву от родных. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Мы стремимся к тому, чтобы наш воспитанник справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому в нашей группе мы уделяем особое внимание проектированию, созданию и обогащению развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями наших воспитанников.

В этом плане большую ценность для воспитателя малышей 2-го и 3-го года жизни имеет партнерское взаимодействие с родителями. Именно они в большей степени заинтересованы, чтобы их дети  быстрее привыкли к дошкольному учреждению, чтобы чувствовали себя более комфортно и спокойно в отрыве от самых близких людей. Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была максимально безболезненной,  мы на первых встречах с родителями решили обогатить предметную среду группы и внести в неё  что-то новое,  необычное.

Таким оборудованием  для нас стало пособие «Увлекательная ширма».

          Ширма изготовлена  из шести фанерных плоскостей  размером 50х100 см, соединенных мебельными петлями, выкрашена масляной краской ярких цветов. На всех гранях ширмы располагаются разнообразные пособия, изготовленные членами семей воспитанников.

  Ширма мобильная (легко переносимая), трансформируется в пространстве (грани могут располагаться по кругу, в виде буквы «П», зигзагом); полифункциональная (решает задачи практически всех образовательных областей); доступная и безопасная, используется в групповом помещении  и может находиться в разных уголках группы: игровом, книжном, в уголке уединения. Может использоваться  в совместной  со взрослым и самостоятельной деятельности самих детей   во время утреннего приёма или в вечерний промежуток времени.

На одной стороне ширмы  расположены пособия: «Счеты», «Веселая полянка», «Колобок», «Зеркало», «Кукла Глаша», «Колесо», «Солнышко».

На другой стороне: «Чудесный кармашек», «Я - мальчик, я - девочка», «Часы», «Неразлучные друзья», «Сказка репка», «Чей домик?», «Чудо – дерево».

В нашей практике «Увлекательная ширма»  помогает создать  в группе  атмосферу доверительных и доброжелательных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками.  Дети начинают обращать внимание друг на друга, пытаются общаться, пособие способствует возникновению взаимных симпатий.

В пособии особый акцент делается на формирование первых представлений о ближайшем окружении ребенка: о человеке, его внешних особенностях и эмоциональных состояниях (грустный - веселый); о предметах и действиях с ними и их назначении (игрушки, предметы домашнего обихода); о живой и неживой природе (деревья, трава, солнышко, тучки, фрукты, овощи, животные и их детеныши).

Дети активно включаются в общение с педагогом всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, у них развиваются умения откликаться на его вопросы и предложения, инициативно высказываться. Дети понимают речь взрослого, могут обращаться с вопросами и просьбами.

Развивается звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух.

        Например, в задании «Кукла Глаша» предлагается рассмотреть её строение, части лица, во что она одета, назвать её ласково, украсить сарафан, покормить её, украсить волосы бантиком. А также можно рассказать кукле Глаше потешку «Наша Глаша громко плачет…» или побеседовать с детьми «Что случилось с куклой?» и т.д.

         На одной из граней ширмы прикреплено деревянное дидактическое пособие «Веселая полянка», на котором размещены домашние животные, их жилища. Оно помогает детям вспомнить потешки, песенки, прибаутки, небольшие стихи. С помощью пособия стимулируем развитие слухового внимания,  приобщаем  детей к народной и литературной речи.

На ширме есть грань, на которой изображен «Колобок», где дети могут вспомнить сказку с помощью воспитателя,  узнать и показать её героев, которых встречал Колобок на своем пути. Можно использовать и пальчиковую игру.

     Жил на свете Колобок, румяный бок,    

         круглый бок!

  Левая кисть лежит на столе ладонью вверх

           Укатился за порог!

  Правой раскрытой ладонью круговыми         движениями,  как катаем  пластилиновый   шарик,      водим по ладошке        

             Скок - поскок, скок - поскок.

           Правую ладонь сжать в кулачок

                      Укатился за порог!

   Пройтись» кулачком, как молоточком по  

            подушечкам пальцев левой руки

   Покатился Колобок, по тропинке во

                          лесок!

   Поменять руки и выполнять движения из

     предыдущей части

   Встретил он в лесу зайчонка

   Двумя пальчиками каждой руки изображаем  

        «ушки зайчика»

    и          зубастого волчонка,

   «Устращающе» сжимаем все пальцы на двух руках

               мишку косолапого,

          Кулачки сжать и послогово «потопать» по столу

     лисичка Колобка хвать! И съела!

   Пальцы обеих рук быстро соединить в замок

             На другой стороне ширмы есть «Чудо-дерево», изготовленное из ламинированной  картинки, где изображены  яблочки, а в них фотографии детей группы.   Яблоки крепятся к дереву липучкой и их легко снять. Рядом  с деревом есть корзиночка с липучками, где можно собрать яблоки с дерева и положить туда. Можно побеседовать, кто изображен на фотографии, узнать себя.

         

               На следующей стороне ширмы есть ламинированные картинки «Я – мальчик. Я – девочка» с картинками, изображающими одежду и обувь. На круге расположены стрелки, круг крутится и  указывает на предмет. Можно спросить детей: покажи, где шапка, варежки, сапоги и т.д. Что оденем девочке на прогулку зимой? Можно ли гулять зимой без варежек? Почему?

             Ширма помогает нам развивать познавательную активность и познавательные действия. На некоторых гранях расположены пособия «Колесо», «Счеты» С их помощью развиваются элементарные представления о величине, форме, цвете, количестве.

               

                 

           

Благодаря активному сотрудничеству с родителями нам удается создавать такую предметно-пространственную среду, которая помогает  решать вопросы адаптации детей и является залогом эмоционального благополучия воспитанников.  

                                   

  

                                               Список литературы:

  1. «Кроха»: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений // Г.Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д.В.Сергеева и др.,- М.: Просвещение, 2007г.- 80с.
  2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию // М. 1983г.
  3. ФГОС дошкольного образования // URL:http://www.rg.ru.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие родителей и воспитателей в воспитании детей 5 – 7 лет»

        Сегодня я хочу с вами поговорить о воспитании детей в семье, точнее о том, как важно взаимодействие родителей и воспитателей....

Взаимодействие родителя и воспитателя в период адаптации ребенка старшего дошкольного возраста и его социализация в детском коллективе.

Статья посвещена адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного  возроста в детском саду. В статье приводятся примеры из жизни  и даются практические рекомендации по решению дан...

Стратегия взаимодействия родителей и воспитателей

Для ребенка дошкольного возраста детский сад-это второй дом, в котором он проводит большую часть дня. И если мы, родители, заботимся о комфорте и душевном спокойствии нашего малыша, то просто об...

Развитие речевого и социального потенциала с ОВЗ в совместной деятельности через конструктивно партнерское взаимодействие родителей и педагогов.

Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если ...