"Роль фольклора в развитии речи детей"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Коледина Любовь Ивановна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Слово «фольклор» (англ.) переводится буквально как народная мудрость. Особенность фольклора для детей в том, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.

Ценность фольклорных произведений для детей раннего возраста обусловлена их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Пение былин, рассказывание сказок, пословиц, поговорок, понималась народом, как сила действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Народ - величайший педагог-мыслитель, педагог-практик. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афористичность – всё слилось в поэтическом голосе народа. Недаром ещё К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько, сколько существует сам народ,- с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю».

Трудно представить себе мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» - понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда, как чудо, как радость, как память.

По сравнению с потешками, песенками, прибаутками – сказки более объёмные произведения. Для их восприятия и понимания требуется более широкая ориентировка в окружающем, т. к. в них действуют 3-5 персонажей, происходит смена их действий и т. п. Ребёнок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т. е. что-то ему должно быть уже знакомо. Вот здесь подготовительную роль играют потешки, помогающие воспринимать короткий сюжет посредством художественного слова.

Знакомя ребёнка со сказкой, взрослый должен задуматься: что лежит в основе её содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить)?

Мастерство педагога – это умение раскрыть произведение так, чтобы свет и тепло его озарило сердце ребёнка, чтобы сказка подспудно готовила ребёнка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным действиям, поступкам.

Прежде чем ребёнок научится понимать и любить сказки, его знакомят с песенками, потешками, прибаутками. Произносимы взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает в других – бодрит. Например: колыбельные песни оказывают успокаивающее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приёмы («Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Поехали – поехали») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, поговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребёнка мир предметов, вещей и отношений. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малыша к действию, произнесённые нараспев, ласково, не громко – успокаивают, настраивают на сон, отдых.

В песенках и потешках заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Эти короткие произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.

Главное назначение потешек, песенок, приговорок – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя он изучает:  цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

«Маленькие детки играют, как птица поёт». Эти слова Н.К. Крупской ёмко и образно выделяют главное: игра – естественное состояние ребёнка, его основное занятие.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, серьёзная форма воспитания, игра для них – труд», «В игре развиваются силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность и находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка и прочее».

Н.К.Крупская рекомендовала использовать в работе с дошкольниками народные игры. Правильно организованные и систематически проводимые они формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства.

При знакомстве детей с новой игрой ведущий - взрослый, однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в этой роли. Смена водящих обеспечит интерес к игре всех участников, способствует воспитанию организаторских способностей у детей. Выбрать водящего можно при помощи считалки. Чем забавнее считалки, тем быстрей они запоминаются, и чаще используются детьми.

Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Этот жанр фольклора при умелом использовании воспитателем в различны видах деятельности помогает научить ребят чувствовать красоту окружающего мира, видеть прекрасное в привычном, потому что в загадке есть тенденция заменять простой бытовой предмет более красивым, возвышенным, ярким, неодушевлённое – одушевлённым. Так простая сосулька – белая морковка, а морковь – девица: «Белая морковка – зимой растёт» (сосулька); Красная девица сидит в темнице, а коса на улице» (морковь).

С загадок можно начинать занятие (НОД). Дети отгадывают то, что они сегодня будут рисовать, лепить. Загадки вносят определённую «живинку» в НОД, они заставляют по новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Предметность, конкретность загадки, направленность на детали делают её отличным приёмом дидактического воздействия на детский ум.

Детей необходимо знакомить не только с произведениями народного творчества, но и с народными промыслами. Конечно, не всем приёмам работы с разными материалами мы имеем возможность научить детей в дошкольном возрасте. Но главное не в этом. Важно, чтобы дети полюбили русское народное искусство, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум , но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Например, если дети собираются на прогулку, тому, что одевается очень медленно можно сказать: «Семеро одного не ждут». Если кто-то плохо вымыл руки, скажем: «Поспешишь – людей насмешишь».

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ситуациям его эмоционального и нравственного развития. К. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» сказал: «…народ в течении многих веков выработал в своих песнях и сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребёнку». Малыш слышит и впитывает первые звуки, слова родной речи их мелодику, учится понимать их смысл, реагировать на них. А когда подрастёт, начнёт приобщаться к народному опыту, народной морали, народной мудрости, начнёт улавливать выразительность и красоту языка.

Русское народное творчество имеет огромную воспитательную ценность для подрастающего человека. Оно воспитывает у него любовь к Родине, своему народу, природе, формирует лучшие чувства ребёнка, вызывает желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров не сложные приёмы.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, позволяет с самого раннего возраста побуждать к познавательной активности.

Литература:

  1. А.М.Бородич «Методика развития речи»
  2. М.Н.Мельников «Русский детский фольклор»
  3. М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры»
  4. Т.А.Бударина, О.И.Коренакова «Знакомство детей с русским народным творчеством».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....

Роль фольклора в развитии речи детей.

Выступление на семинаре для педагогов....

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

дипломная выпускная работа по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора...

"Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Роль фольклора в развитии  речи детей раннего возраста...

"роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор....

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Основная задача развития речи ребенка – овладение нормами и правилами родного для него языка. Возраст ...