перспективный план по патриотическому воспитанию
методическая разработка (средняя группа) на тему

Пономаренко Татьяна Викторовна

перспективный план по патриотическому воспитанию для детей средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 11 «Чебурашка»

Перспективный план

по нравственному воспитанию  детей группы общеразвивающей  направленности от 4-5 лет

Выполнил воспитатель:

Пономаренко Т.В.

2015 г.

 

«Вместе дружная семья»

В средней группе продолжается работа по воспитанию любви к маме, начатая в младшей группе. Особое внимание необходимо обратить на то, как ребенок может позаботиться о маме и о других членах семьи.

В беседах воспитатель подводит детей к пониманию того, что семья – это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие пытаются помогать старшим.

Детям даются первоначальные знания о родственных отношениях в семье — каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Мама и папа — тоже дочь и сын бабушки и дедушки.

IВ средней группе воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Необходимо вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои обязанности - накрывать на стол, убирать со стола посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате и т.д.

Большая работа в этом плане проводится с родителями во время индивидуальных бесед и консультаций. Без помощи родителей решить поставленную задачу невозможно.

«Детский сад»

Дети проводят в детском саду больше времени, чем в семье, поэтому, работая по данной теме, необходимо показать детям, прежде всего, что детский сад похож на семью: как и в семье, в детском саду есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети и взрослые.

Воспитатель знакомит детей с трудом сотрудников детского сада: поваром, работниками прачечной, напоминает, что с каждой группой работают воспитатели, помощники воспитателей, объясняет, что делает медсестра.

Дети посещают помещения других групп. Воспитатель привлекает детей к заботе о самых маленьких: помочь собрать игрушки и др. Много целевых прогулок можно организовать по участку детского сада. Воспитатель учит детей ориентироваться на территории детского сада, обращает внимание на все новое, что появляется на участке: посадили новые кусты, заасфальтировали дорожки и т.д. Подводит детей к пониманию того, что все вокруг сделано руками людей, причем люди старались сделать свою работухорошо, чтобы детям в детском саду было интересно. Поэтому ко всему нужно относиться бережно.

«Труд взрослых»

Дети средней группы продолжают знакомиться с трудом взрослых, прежде всего сотрудников детского сада. Воспитатель должен подчеркнуть, что сотрудники детского сада заботятся о детях. Он напоминает, что в младшей группе дети узнали о работе воспитателя, помощника воспитателя, медсестры. Детей знакомят с трудом повара, работников прачечной.

Кроме этого, необходимо познакомить детей с теми видами трудовой деятельности за пределами детского сада, результаты которой им знакомы и понятны, например почтальон, продавец.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Поэтому в средней группе проводятся целевые прогулки, целевые посещения и экскурсии.

Рассказывая о труде людей, воспитатель стремится вызвать в детях желание помогать взрослым в повседневной жизни: хорошо вытирать ноги при входе в помещение, тогда помощнику воспитателя будет легче мыть полы; чисто мыто руки, тогда работникам прачечной будет легче отстирать полотенца и т.д.

Воспитатель организует сюжетно-ролевые игры, в которых закрепляются знания о труде взрослых.

Необходимо обратить внимание детей на то, что от того, как человек будет выполнять свою работу, зависит качество предметов, которые нас окружают. Поэтому любую работу нужно выполнять хорошо.

Чтобы сделать какой-либо предмет, человек затрачивает много времени и сил, следовательно, ко всему, что нас окружает, надо относиться бережно.

«Родной город»

В средней группе детям еще трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, проводя целевые прогулки, воспитатель, прежде всего, знакомит детей с близлежащими улицами. Он обращает внимание на то, что улиц много, каждая имеет свое название, у каждого дома есть номер. Постепенно дети подводятся к необходимости знать свой домашний адрес. Проводя наблюдения, воспитатель постоянно говорит о названии города, и дети его запоминают.

Во время таких прогулок рекомендуется обращать внимание детей на все положительное, что происходит вокруг — построили новый магазин, посадили деревья и т.д. Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству города это работа дворников, мусороуборочных машин, уборка снега, посадка зеленых насаждений и т.д. Постепенно дети начинают понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым — не сорить, посадить семена цветов на участке в детском саду и во дворе дома.

В средней группе уже можно провести несколько бесед по знакомству с достопримечательностями родного города. Начать следует с самой главной достопримечательности. Основная задача этих бесед — показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Иллюстраций, которые воспитатель показывает в ходе таких бесед, помещаются в патриотическом уголке, и воспитатель систематически к ним возвращается.

«Наша Родина»

Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родной страной — вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Прежде всего воспитатель знакомит детей с природой России. Он показывает детям иллюстрации с изображениями лесов, полей, рек, морей, гор, подчеркивая, что Росси — страна красивая и большая. Он беседует с детьми о том, где они пропели лето, и обращает их внимание на то, что все дети были в разных городах, селах и видели, какая красивая наша страна.

Желательно показать детям и красоту, созданную руками русских мастеров, — это храмы, архитектурные памятники разных городов России и т.д. Воспитатель подчеркивает, что все это создано руками талантливых русских мастеров.

Необходимо обратить внимание детей на то, что и природу, и то, что создано руками людей, нужно беречь, сохранять, чтобы через много лет другие тоже могли этим любоваться.

В средней группе знакомят детей с русским национальным костюмом. Для этого в группу приносят кукол (мальчика и девочку), одетых в эти костюмы. Воспитатель рассматривает с детьми костюмы, обращая внимание на некоторые новые названия — косоворотка, кокошник и т.д. В дальнейшем, рассматривая иллюстрации к русским народным сказкам, воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одеты герои сказок. Особенно хороши иллюстрации к русским народным сказкам художника Е.Рачева.

Приобщая детей к русской культуре, воспитатель рассказывает им русские народные сказки, предлагает послушать в грамзаписи русские народные песни, заучивает русские народные потешки, знакомит с предметами народно-прикладного искусства — дымковской игрушкой, матрешками, хохломскими изделиями. Таким образом, к концу года у детей складывается представление о России как о стране большой и красивой, о талантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Месяц

Неделя

Дата выполнения

Содержание работы

сентябрь

I неделя

04.09.2015, утро

Беседа «Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье).

II неделя

09.09.2015

ООД «Моя семья» (любимые занятия родителей и других членов семьи).

III неделя

17.09.2015, утро

Беседа о младших членах семьи. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и беседа по её содержанию.

IV неделя

22.09.2015, утро

Беседа «Помощники» (об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи).  

октябрь

I неделя

05.10.2015,

II пол.дня

Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома».

II неделя

14.10.2015

ООД  Экскурсия по детскому саду (знакомство с помещениями детского сада и его сотрудниками).

III неделя

22.10.2015,

II пол.дня

Посещение группы раннего возраста (воспитание заботливого отношения к малышам).

IV неделя

29.10.2015,утро

Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.

Ноябрь

I неделя

с 02.11. по 06.11.2015

Проект «Письмо в сказочную страну» (знакомство с профессией почтальона).

II неделя

13.11.2015

ООД, Рисование «Мой детский сад».

III неделя

17.11.2016, утро

Рассматривание иллюстраций о природе России. Чтение стихотворения о березе.

IV неделя

23.11.2015

ООД «Как звери готовятся к зиме»

декабрь

I неделя

02.12.2015,

II пол.дня

Д/игра  «Мы следопыты» (природа родного края).

II неделя

10.12.2015, утро

Беседа «Мой родной город».

III неделя

17.12.2015

Целевая прогулка по близлежащей улице (закрепить название улицы, на которой находится детский сад).

IV неделя

21.12.2015

ООД «Мой город - Моршанск»

Январь

II неделя

15.01.2016

ООД, Рисование «Украсим улицы города».

III неделя

21.01.2016

Природоохраняемая акция «Покормим птиц зимой».

IV неделя

27.01.2016, утро

Беседа о достопримечательностях родного города.

февраль

I неделя

04.02.2016

 Экскурсия в краеведческий музей.

II неделя

12.02.2016, утро

«На земле, в небесах и на море» (беседа об армии, о родах войск).

III неделя

15.02.2016, утро

«Папы, дедушки – солдаты» (беседа о государственном празднике «День защитника Отечества»).

IV неделя

19.02.2016

Спартакиада «К защите Родины готов!»

март

I неделя

01.03.2016, утро

Беседа «Моя мама лучше всех».

II неделя

07.03.2016,

II пол.дня

Чтение Н. Артюховой «Трудный вечер» (воспитание заботливого отношения к маме).

III неделя

18.03.2016, утро

Рассматривание дымковских игрушек и рассказ воспитателя о них.

IV неделя

25.03.2016

ООД,  Декоративное рисование «Украшение платочка» (По мотивам дымковской росписи)

апрель

I неделя

05.04.2016,утро

Рассматривание изделий хохломской росписи, рассказ воспитателя о данном виде прикладного искусства.

II неделя

14.04.2016

Акция «Природа просит защиты» (бережное

отношение к природе родного края

III неделя

22.04.2016,утро

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

IV неделя

25.04.2016

 ООД « Мы живём в России»

май

I неделя

06.05.2016, утро

Рассказ воспитателя «День Победы».

II неделя

11.05.2016

ООД, Рисование «Салют победы».

III неделя

17.05.2016

Знакомство детей с флагом России.

IV неделя

24.05.2016

Знакомство детей с флагом Тамбовской области.