ДОКЛАД «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Андреева Марина Николаевна

        Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

   Сегодня в обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc42.5 КБ
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в

контексте ФГОС ДО»

                                                                          Подготовила: Андреева Марина Николаевна

                                                                  Заведующий МДОБУ № 4 «Лукоморье»

                                                                           г. Соль-Илецка

2016г.

Уважаемые коллеги!

        Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

   Сегодня в обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.

    Дошкольное детство – один из важных периодов в жизни ребенка. В этот период формируются основные представления о добре и зле, об окружающем мире, о семейном укладе и родной земле, это эмоциональный и восприимчивый период, когда «сердца открыты для добродетели».

   Поэтому сегодня важно в дошкольных учреждениях создавать функционирующую систему духовно-нравственного воспитания и эта система должна быть построена на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие духовно здорового человека.

      Вступивший в силу ФГОС ДО, дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников. В связи с этим сегодня каждое дошкольное учреждение старается разработать собственную концепцию духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В рамках реализации ФГОС ДО целью работы МДОБУ № 4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка, является повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам православной культуры через православные и народные праздники.

Православные и народные праздники – это часть духовного наследия народа и   работать по данной проблеме мы начали давно.

   Но до введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования для нас народные праздники являлись средством развития экологической культуры, преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. Ведь в России, и в других странах основные народные праздники носили природно-земледельческий характер. С этой точки зрения, праздники – своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года в целом, а значит, трудовой культуры.

    Сегодня же с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования нами народные и православные  праздники рассматриваются с иной стороны – это образец высоконравственных отношений, это пример толерантного общения, сотворчества. Народные и православные праздники дают возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

Так как смысл проведения праздников изменился для нас, поэтому в своей практике мы широко используем проектный метод.

    Одним из разработанных нами последних проектов по духовно – нравственному воспитанию является проект «Мир глазами детей».  

   Целью данного проекта является воспитание духовно – нравственных качеств личности ребенка, основанных на традициях русских народных и православных праздниках.

Задачи:

- развитие интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм;

- воспитание бережного отношения к природе и ко всему живому;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

   Проект «Мир глазами детей» рассчитан на   возрастную группу детей с  3 до 7 лет. В рамках данного проекта дети с 3 до 5 лет знакомятся с устным народным творчеством (потешки, заклички, пословицы, поговорки), а уже с 5 до 7 лет дети становятся участниками русских народных и православных праздников.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

-   создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

    Приобщая дошкольников к народной культуре – народным и православным праздникам и традициям придается большое значение. Знакомя детей с содержанием календарных праздников («Рождество», «Коляда», «Масленица», «Жаворонки», «Ивана – Купала», «Яблоневый спас», «Осенины», «Покров»), мы берем только народную составляющую этих праздников, пытаемся привить у них интерес к возрождению этих праздников, развиваем у детей потребность желание самим участвовать в них.

    Народные и православные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для духовно – нравственного развития народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.

К каждому празднику с помощью родителей мы разработали копилку народных игр.

 Духовно-нравственное воспитание, не принесет ожидаемой пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые оставили наши предки. С учетом потребностей родители наших воспитанников вовлечены и активно участвуют в совместных мероприятиях: реализуются детско-родительские проекты: «Я и моя 7-я», «Традиции моей семьи», «Я – семья, род – народ», где дети и родители с интересом презентуют традиции своей семьи. Возрождение семейных традиций – актуальная тема для нашего ДОУ. В музыкальной гостиной проходят выставки семейных гербов, родословных, фотографий из семейного альбома. Проводя с родителями тематические акции: «Покормите птиц зимой», «Чистый город», формируем у детей чувство ответственности, взаимной заботы, щедрости и любви. В качестве главных средств духовно-нравственного воспитания дошкольников мы создаем условия, способствующие формированию духовности, нравственности, патриотических чувств: родительские уголки, картинная галерея, мини-музей «Русская изба» и т.д.  

      В рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в качестве ожидаемых результатов духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашем ДОУ выступают следующие целевые ориентиры:

приобретение социальных представлений и навыков (об общественных нормах и ценностях, включая моральные и нравственные ценности, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),

– формирование позитивных отношений ребенка к базовым ценностям общества (человек, семья, малая родина и Отечество, природа, мир, знания, труд, социокультурные ценности нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира),

– получение ребенком опыта самостоятельного социального действия (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО Из опыта работы МДОБУ №4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка» Оренбургской области

Слайд 2

«Наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего» Народная мудрость

Слайд 3

Проект «Мир глазами детей» Цель: воспитание духовно-нравственных качеств личности ребенка, основанных на традициях русских народных и православных праздниках. Задачи: - Развитие интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм; - Воспитание бережного отношения к природе и ко всему живому; -Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Слайд 4

Ожидаемые результаты реализации проекта Обеспечение эмоционального благополучия ребенка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития; Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; Формирование чувств национального достоинства; Развитие социальных компетенций ребенка в коллективе и в общении друг с другом; Создание системы социального партнерства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Слайд 5

Зимние праздники «Рождество» «Коляда»

Слайд 6

«Пасхальный перезвон» Масленица «Жаворонки» Весенние праздники

Слайд 7

Летние праздники «Ивана Купала»

Слайд 8

Осенние праздники « Осенины » «Покров»

Слайд 9

Мини музей «Русская изба»

Слайд 10

Приобретение социальных представлений и навыков (об общественных нормах и ценностях, включая моральные и нравственные ценности); Формирование позитивных отношений ребенка к базовым ценностям общества (человек, семья, малая родина и Отечество, природа мир, знания); Получение ребенком опыта самостоятельного социального действия (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности). Целевые ориентиры проекта:

Слайд 11

МДОБУ № 4 «Лукоморье» Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Доклад я подготовила для выстурления на педсовете по духовно-нравственному воспитанию...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Доклад я написала для педсовета по духовно-нравственному восптанию....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» из опыта работы...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...