Система работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы).
рабочая программа на тему

Подосёнова Виктория Вячеславовна

Система работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Новомичуринский детский сад № 2»

Система работы с детьми

по нравственно – патриотическому воспитанию

(из опыта работы).

Воспитатель МДОУ

«Новомичуринский детский сад № 2»

Подосёнова Виктория Вячеславовна

2017 г.

Как растение не может прижиться

И расти на чужой земле,

Так и человек погибнет без своей родины.

(И.В.Мичурин)

Актуальность

Актуальность патриотического воспитания связна  в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в нравственном направлении.

Всё начинается с детства, всё закладывается в детстве.

 Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.

 В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес, а в дошкольном возрасте они начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлён в сознании образ, связанный с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это – твоя Родина. Чтобы найти верный путь воспитания, многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Углубленно работая над темой  нравственно – патриотического воспитания в жизни детей, мною были сформулированы  цель и задачи.

Цель: формирование основ патриотического воспитания дошкольников через приобщение к истории города, края, знакомство с настоящим и прошлым; приобщение к общечеловеческим ценностям.

В нашей группе  сложилась  система  патриотического воспитания детей, которая включает целый комплекс задач:

• Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, краю.

• Формирование бережного отношения к родной природе.

• Развитие интереса к национальным традициям и промыслам.

• Расширение представлений о России, о Рязанском крае, о Пронском районе, о родном городе Новомичуринске.

• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, области, района, города.

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родиныуважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям трудазащитникам Отечества.

• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.

Работая в данном направлении, мною была составлена рабочая программа «России милый уголок» по воспитанию у детей патриотических чувств.

Основные направления работы по патриотическому воспитанию:

1. Духовно-нравственное.

2. Культурно – краеведческое (национально-региональный компонент).

3. Гражданско – патриотическое.

4. Экологическое воспитание.

При выстраивании педагогического процесса я руководствуюсь следующими принципами:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено отсутствием у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий,  для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом, краем  может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Выше перечисленные  задачи  принципы  и направления решаются во всех видах детской деятельности:

  • во время непосредственно  образовательной деятельности
  • в познавательно – исследовательской деятельности
  • в  художественно – творческой деятельности
  • в играх
  • на экскурсиях
  • во время труда и  в быту
  • во взаимодействии с социумом
  •  в проектной деятельности
  • в приобщении детей к духовному наследию народа.

Одним  из наиболее эффективных методов патриотического воспитания я считаю метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию обучения и практическое взаимодействие детей и взрослых (включая родителей),  предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития воспитанников. Работу по  внедрению проектного метода в практику детского сада я начала  два года назад.

        Мною были разработаны и реализованы следующие проекты:

- «Наша родина – Россия»

- «День матери»

- «Дети России – за мир!»

- «Моя семья»

А.Ферсман писал: «Познай свою страну, свой край, колхоз, свою горушку или реченьку. Не смущайся тем, что малы эти горушки и реченьки – ведь из малого вырастает великое».

Новизна системы работы  заключается в создании содружества и взаимодействия детского сада,  детской библиотеки и  ДК «Энергетик             г. Новомичуринска        с учетом содержания образовательной системы библиотеки,  ДК  и согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий, способствующих повышению уровня сформированности патриотизма  и  гражданственности.

С детьми были проведены экскурсии в детскую библиотеку, ДК «Энергетик», во время которых проводились КВНы, конкурсы, а также беседы о знаменитостях, достопримечательностях не только нашего города, но и края. Были показаны видео ролики об истории нашего города. Воспитанники нашей группы также принимали участие в городском фестивале «Новомичуринские самоцветы – 2016» с патриотической тематикой, стали победителями в творческом конкурсе, посвящённом 200-летию Архангельского храма.

В ходе работы по теме: «Новомичуринск – город детства», проводила экскурсии, целевые прогулки, занятие «Мой родной город», «В след за лучиком» и др., на которых знакомила детей с историей создания города, знаменитыми строителями, достопримечательностями нашего города. В группе оформлен альбом «Мой город – Новомичуринск». Изучая свой край, проводила с детьми игры – викторины: «Знатоки Рязанского края», «Колесо истории», «Путешествие по Новомичуринску». Была составлена картотека дидактических игр: «Волшебные ленты дороги», «Герб города», «Заколдованный город», «Сложи герб из фрагментов», «Знаешь ли ты?» и др.

При ознакомлении детей с Рязанским краем, страной, проводила беседы и занятия: «Наша родина Россия», «Большая и малая родина», «Русские богатыри». Использовала видео презентации, учебные фильмы. Дети выполняли творческие работы по темам: «Флаг России», «Рязанский Кремль», «Герб земли Пронской».

На следующем этапе работы я познакомила детей с русскими народными традициями и обычаями. Приобщала детей к истокам русского народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом. Я со своей стороны стараюсь знакомить ребят с календарно-обрядовыми праздниками: Рождество, Масленица, Пасха. Обрядовые праздники связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдение людей за характерными особенностями времен года. Они отражают свойственное обряду смешение языческих и христианских элементов, всегда связаны с игрой. Я считаю, что это народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Детям это интересно и они с интересом расписывают пасхальные яйца, изготавливают лоскутную куколку – масленицу, поют колядки.

Говоря о нравственно – патриотическом воспитании нельзя не затронуть родную природу. Важно, чтобы дети поняли, что задача человека – не разрушать мир природы, а по мере возможности оберегать его (подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса, разбивать парки). На целевых прогулках знакомлю детей с трудом взрослых, которые активно принимают участие в уборке города, в его озеленении. Сами мы тоже внесли посильный вклад по озеленению нашего детского сада. С помощью родителей разбили клумбы на участке и под окном группы. Ежегодно сажаем цветы, ухаживаем за ними, собираем семена. Любовь к родной природе прививаю через художественное слово. Познакомила ребят с творчеством великого поэта Рязанского края Сергеем Есениным, читаем и заучиваем его стихи.

Анализ результативности опыта работы

Работа по патриотическому воспитанию даёт положительные результаты.  У детей расширились знания об истории возникновения города, края, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края, страны. Появился  стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного города, края, страны; чувство ответственности, гордости, любви и патриотизма. К тому же родители с большим интересом привлекаются к патриотическому воспитанию детей.

У дошкольников сформировались первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других мероприятиях знания, позволили  подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, художественно-творческая, которые проходили в совместной деятельности с взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.

Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Всё это способствовало расширению кругозора и повышение познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях нашего посёлка, людях – тружениках.

Свою работу буду продолжать и дальше. Ведь очень важно, чтобы каждый ребёнок испытывал гордость за свою родину, восхищался её красотой, знал историю своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Данная публикация является материалом общего родительского собрания. Доклад сопровождается презентацией....

Воспитательно – образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста (группа «Гномики») по нравственно-патриотическому воспитанию (из опыта работы воспитателя Головиновой М.А.)

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на в...

Консультация для педагогов на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание» из опыта работы.

Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.В.А.Сухомлинский. «Любовь к родном...

Работа с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию (из опыта работы)

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Многие известные праздники отошли в прошлое, появились новые, в молодежной среде отмечаются фа...

Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы)

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близки...

"Система работы ДОУ по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста".

Одним из основных направлении реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"  отмечено патриотическое воспитание, где основной целью является позитивная социали...