Главные вкладки

    Статья на тему "ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
    статья на тему

    Татьяна Викторовна Марушева

    Цель данной статьи – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необходимыми и эффективными в своей работе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     http://larisa-kirchanova.narod.ru/mza_660917676052493245.jpg

    Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий и представлена множеством вариантов, вместе с тем каждый педагог может интегрировать методы и приемы, создавая собственные эффективные методики, что соответствует педагогике искусства. Цель проведенного исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необходимыми и эффективными в своей работе. Методическая направленность данной игровой методики базируется на идеях Карла Орфа, Золтона Кодая, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, на использовании авторских методик В. Емельянова, опыта работы музыкальных педагогов-новаторов В. Жилина, Т. Тютюнниковой. Автором была адаптирована игровая методика обучения пению, предложенная О. В. Кацер . В методический комплекс были включены упражнения для формирования речевого пения, разработанные американским педагогом С. Риггзом, а так же игровые приемы для развития вокальной импровизации.

    Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» полноценное 45-минутное учебное занятие. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога .

    Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа. Цель первого,речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

    Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

    1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

    Например:

    а) «Взял пальто в прихожей

        Раз-два-три, и я – прохожий

        Я по улице иду у прохожих на виду

        Ни толкаюсь, ни кричу, быть я вежливым хочу».

    (Стихотворение для общей организации, дети ходят в произвольном порядке).

    б) «Град, а Град? Ты чему так рад?                   Ударяют пальцами по голове

         Прыгаешь, смеёшься, да ещё дерёшься?»    

         Отвечает град: «Я совсем не рад                           по щекам

         Просто солнца луч просверлил бока у туч.

         И я вывалился, лечу, с досадой всех колочу!»     по бровям

        (Цокают 4-5 раз, руками имитируя работу с  лошадиными поводьями)

    в) «Катя, Катя, ха-ха-ха                                                  «щёлкают» языком

        Оседлала петуха

        Петух заржал

        На базар побежал»

    («Тпрррр» - 2-3 раза)

    г) «Федя-медя, требуха                                         кусают кончик языка

        Съел корову и быка

        Съел пятнадцать поросят

        Только хвостики торчат»

    (Резко размыкают губы на вдохе – 2-3 раза)

    д) «сказка про язык»:

    «Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы), в губки (стучат языком в губы), постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».

    2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный;

    Например:

    а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко;

    б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались;

    в) вдох – на 3 счёта, пауза – на 2 счёта, выдох – 5. Тренировать дыхание по таблице:

    3 – 2 – 5               3 – 2 – 10

    4 – 3 – 5               3 – 2 – 15

    5 – 4 – 5               3 – 2 – 20

    5 – 5 – 5                (выдыхая, произносить звуки: С, Ш, Ф, У).

    3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.

    Например:

    Педагог                                                                                Дети

    «Лес ночной – он полон звуков                                         х-х-х……

    Кто-то «укал»                                                                      у-у-у……

    Кто-то хрюкал                                                                     хрю-хрю…..

    Кто мяукал                                                                           мяу…….

    Кто-то топал                                                                        топают

    Кто-то крыльями захлопал                                                 руками по телу

    И кричал «Ау»                                                                     «А-ууууу…..»

    И глазищами вращал                                                          штробас

    Лес не спал                                                                          наперебой говорят

                                                                        всё, что хотят из вышесказанного.

    Ну а кто-то тихо-тихо                                              говорят на высоких тонах

    Тонким голосом молчал»

    4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.

    Например: вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой.

    «Ехал странный пассажир

    Вёз в кошёлке рыбий жир              выделяют слово «жир» (с отвращением)

    Чуть трамвай притормозит,

    Пассажир вперёд спешит                 наклон вперёд

    Чуть трамвай прибавит ход

    Пассажир назад ползёт                     наклон назад

    Все, кто ехал с пассажиром

    Вышли смазанные жиром»        выделяют слово «жиром» (с отвращением)

    5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

    Например:

    а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:

       «Ванна – море                                         руки в сторону

       Я – пароход                                             руки перед собой в «замок»

       Полный назад                                         шаг назад

       Полный вперёд                                       шаг вперёд

       Права руля                                              руки вправо

       Лево руля                                                руки влево

       Мчусь я по морю                                   вращают руками перед собой

        Руками бурля 

       Я бы доплыть да Австралии смог              плавательные движения перед собой

      Жаль, что на кухне протёк потолок»          меняют высоту голоса от 

                                                                                      «писка» до баса                                                                   

    б) стихотворение на свободу жестикуляции и мимики. Рассказывают вместе с педагогом.

    «Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.

    Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.

    Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву

    (шёпотом) Второй-то карман ведь остался

    (громко) Я завтра его оторву!!!

    Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:

    1) формирование и развитие певческой интонации;

    2) песенное творчество;

    3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.

    Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

        «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

    Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

        «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

    Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

        «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

    Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».

    Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....

    Использование игровых приемов в обучении пению детей дошкольного возраста

    Опыт работы музыкального руководителя  со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования....

    «ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Статья "Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста" Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей ста...