Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».
статья по теме

Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_zanyatiy_po_peniyu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида

№17«Чебурашка»

Статья на тему:

«Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду»

                                                                                                                                                                     

                                            подготовила музыкальный руководитель:

                                            Веретенникова Валентина Сергеевна 

июль 2013

 

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

  В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

  Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.

  Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

  Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос не сильный, но звонкий.

Диапазон (объём голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольников очень небольшой. Основные звуки, на которых построены  мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствуют диапазону их голоса. В некоторых песнях встречаются звуки, не соответствующие диапазону голоса детей данного возраста, но они являются проходящими и на них не делается упора.

 При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время разучивания песен и самого пения дети должны сидеть прямо. Они должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

 Поскольку диапазон голоса у детей дошкольного возраста неустойчив, то весьма желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, т.к., слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом.

 Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Существуют разные приёмы обучения детей правильному произношению в пении:

  1. Выразительное чтение  текста песни взрослыми в процессе разучивания песни. Этот приём применяется во всех группах.
  2. При разучивании песни, начиная с младших групп, можно пользоваться приёмом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

     В старших группах рекомендуется приём коллективной читки на

     высоком звучании. Этим приёмом пользуются как в процессе

     разучивания, так и в повторении усвоенных песен.

  1. Во всех группах применяется приём выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Этим приёмом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен.

Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Дыхание укрепляется в процессе пения. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Чистота интонации в пении в большой степени зависит от того, как развит у детей музыкальный слух.

 Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, т.е. представлять себе мысленно мелодию, запоминать её правильно не фальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Музыкальный слух можно и нужно развивать.

 Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях следующим образом. Они должны сидеть ближе к хорошо поющим детям и к инструменту. Сидя впереди, они слышат чистое пение музыкального руководителя и правильное пение хорошо поющих детей сидящих сзади.

 Желательно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение в пении этих детей. В работе с ними необходимо проявлять большую выдержку и терпение.

 Для получения более высокого звучания можно предложить детям попевки, вокальные упражнения на небольших интервалах (терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), кудахтанью кур («ко-ко»), игре на дудке («ду-ду»), на балалайке («ля-ля») и т.д. Продолжительность таких занятий  - -5-7 минут.

Проводя  индивидуальные занятия, музыкальный руководитель должен учитывать особенности каждого ребёнка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше»; другому – какое положение придать рту, губам; третьему предлагает спеть погромче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и т.д.

 Стройное, слитное пение у детей достигается постепенно.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно пользоваться следующими приёмами. Прежде всего перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель даёт знак, чтобы все начали песню одновременно после вступления.

 Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ.

1.Принцип воспитывающего обучения.

2.Принцип доступности.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности.

4.Принцип сознательности.

5.Принцип прочности.

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ.

 Основными приёмами обучения пению являются: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приёмы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни.

ВЫБОР ПЕСЕН.

 Программа воспитания осуществляется в период всего пребывания ребёнка в детском саду во всех режимных процессах, в играх, на занятиях, в свободное от занятий время.

 Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ.

 В процессе развития навыков (в т.ч. и вокальных) можно выделить три этапа: возникновение представления о песне, разучивание её и закрепление.

 В первой фазе обычно проводится знакомство с песней в целом, с объяснением. Перед исполнением новой песни музыкальный руководитель сообщает, о чём он будет петь, называет песню и поёт её.

 Во второй фазе начинается разучивание песни. В начале песня звучит без фортепианного сопровождения, т.к. детям бывает трудно выделить мелодию и сосредоточить на ней своё внимание, а педагогу – проверить, правильно ли поют дети.

 Затем исполнение мелодии без фортепианного сопровождения чередуется с сопровождением.

 Если в песне встречаются отрезки мелодии трудные в мелодическом или ритмическом отношении (паузы, пунктирный ритм), их можно пропеть отдельно.

 В третьей фазе систематически повторяются на занятиях песни из репертуара своей и предыдущих групп.

 Продолжительность каждой фазы зависит от подготовленности группы в вокальном отношении, от степени трудности песни от эффективности приёмов обучения

 Народные песни, детские песни современных композиторов воспитывают любовь к Родине, к русской природе. С помощью песен можно создать у детей положительные эмоции, бодрое настроение, дать им радость и веселье.

 

Литература:

1.Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду», М. «Просвещение» 1981.

2. «Эстетическое воспитание в детском саду» под. ред. Н.А.Ветлугиной, М. «Просвещение» 1985.

3.Н.А.Метлов «Музыка детям», М. «Просвещение» 1985.

4.Т.М.Орлова, С.И.Бекина «Учите детей петь», М. «Просвещение» 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов в обучении пению детей дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя  со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования....

Обучение пению детей дошкольного возраста

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них форм...

Статья на тему "ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Цель данной статьи – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необ...

«ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Статья "Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста" Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей ста...

Статья на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду"

Закаливание - одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего орг...