Технология обучения пению детей дошкольного возраста
методическая разработка

Лифанчикова Ирина Владимировна

..Когда душа поет!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_obucheniya_peniyu.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад №38"Малыш"комбинированного вида" Богородский г.о. пос. им. Воровского

 Технология обучения пению детей дошкольного возраста.

                                                                                                                                                                     

Без музыки , без песенки

Нельзя на свете жить!
Всегда мы будем с музыкой

И с песенкой дружить!

Муз.рук. Лифанчикова И.В.

 

Пояснительная записка.

 Актуальность.

           Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

          В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

   Кроме того пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.

        Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

           Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос не сильный, но звонкий.

Диапазон (объём голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольников очень небольшой. Основные звуки, на которых построены  мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствуют диапазону их голоса.

           При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время разучивания песен и самого пения дети должны сидеть прямо. Они должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

          Я беру за основу именно вокальное творчество , так как считаю его приоритетным(после слушания, без которого пение невозможно). Именно во время пения ребенок может чувствовать себя свободно, самовыражаться, раскрепощаться.

Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Пение – один из любимых детьми видов музыкально-художественной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

Пение – это вид музыкальной деятельности и основное средство музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения.

Цель : Развитие музыкальных способностей, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. А сказать по другому моя главная цель, научить детей петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей.

                                                           

Задачи

-воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

- развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

- формирование певческих навыков;

- развитие исполнительского мастерства;

- расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

- усвоение навыков ансамблевого пения;

- развитие детского песенного творчества.

 Основные принципы обучения детей пению:

1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5.Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Этапы реализации проекта.

1 этап: организационно-аналитический

На данном этапе мною были проведены:

   -Изучение методической литературы, опыта работы других дошкольных учреждений по вокальному пению через разные аспекты работы в МДОУ.

- Изучение специфических особенностей слуха и голоса детей, артикуляции, техники певческого дыхания, выразительной дикции.

-  Изучение вокальных данных детей старшего дошкольного возраста.

- Определение разделов содержания работы по вокальному пению.

-  Разработка перспективно - календарный план по вокальному пению как эстетического качества личности у дошкольников.

      В результате проделанной работы  была создана картотека специального репертуара для вокала, описаны особенности слуха и голоса детей, техники певческого дыхания, выразительной дикции.

Ожидаемые результаты:

-умение владеть навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту;

-владение определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции;

-способность эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные);

-умение  самостоятельно и довольно качественно выученные песни.

-умение петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения.

2 этап: содержательно -практический.

На данном этапе  проводились непосредственно занятия, мероприятия, досуги с использованием методов и приемов технологии.

Формы и методы реализации технологии:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Приемы обучения пению:

1.   Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2.   Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.   Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4.    Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно

Методические приемы.

       Приемы обучения пению.          

        Основными приёмами обучения пению являются: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приёмы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни.

      Технология  осуществляется в период всего пребывания ребёнка в детском саду во всех режимных процессах, в играх, на занятиях, в свободное от занятий время.

      Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях.

Разучивание песни.

       В процессе развития навыков (в т.ч. и вокальных) можно выделить три этапа: возникновение представления о песне, разучивание её и закрепление.

       В первой фазе обычно проводится знакомство с песней в целом, с объяснением. Перед исполнением новой песни музыкальный руководитель сообщает, о чём он будет петь, называет песню и поёт её.

 Во второй фазе начинается разучивание песни. В начале песня звучит без фортепианного сопровождения, т.к. детям бывает трудно выделить мелодию и сосредоточить на ней своё внимание, а педагогу – проверить, правильно ли поют дети.

        Затем исполнение мелодии без фортепианного сопровождения чередуется с сопровождением.

      Если в песне встречаются отрезки мелодии трудные в мелодическом или ритмическом отношении (паузы, пунктирный ритм), их можно пропеть отдельно.

       В третьей фазе систематически повторяются на занятиях песни из репертуара своей и предыдущих групп.

 Продолжительность каждой фазы зависит от подготовленности группы в вокальном отношении, от степени трудности песни от эффективности приёмов обучения

 Народные песни, детские песни современных композиторов воспитывают любовь к Родине, к русской природе. С помощью песен можно создать у детей положительные эмоции, бодрое настроение, дать им радость и веселье.

         Приемы обучения произношения текста.

       Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

      Существуют разные приёмы обучения детей правильному произношению в пении:

  1. Выразительное чтение  текста песни взрослыми в процессе разучивания песни. Этот приём применяется во всех группах.
  2. При разучивании песни, начиная с младших групп, можно пользоваться приёмом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

     В старших группах рекомендуется приём коллективной читки на

     высоком звучании. Этим приёмом пользуются как в процессе

     разучивания, так и в повторении усвоенных песен.

  1. Во всех группах применяется приём выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Этим приёмом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен.

           Стройное, слитное пение у детей достигается постепенно.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно пользоваться следующими приёмами. Прежде всего перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель даёт знак, чтобы все начали песню одновременно после вступления.

 Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.

 

           На основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

          Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Сухомлинский В.А. писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Этап 3. Проведенные мероприятия в результате реализации технологии :

-концерты;

-утренники;

-конкурсы(Вокальный конкурс «Золотой голос»);

-театральные постановки;

-праздничные развлечения и досуги;

-тематические музыкальные вечера.

Этап 4. Контрольно-оценочный.

На данном этапе мною обобщен  опыт работы.

- Определены перспективы дальнейшей работы по вокалу детьми дошкольного возраста;

- опрос родителей с целью выяснения мнения родителей о результатах работы по данному направлению;

- размещение опыта работы в интернетресурсах.

В результата использования технологии  по вокалу наблюдалось :

-улучшение мелодического слуха,

-совершенствовался гармонический слух,

- восприятие стало более глубоким,

- вырост  уровень исполнительства,

- ребенок испытывал потребность  в творчестве,

-  улучшилось чувство ритма .

-стабилизировалось эмоционально-психологическое состояние,

-воспитался художественный вкус.

Выводы.

       Можно судить об успешности работы по данной технологии .В нашем ДОУ мы практикокали вокальные конкурсы, в которых ребята  получили возможность исполнить песни сольно, в дуэтах, трио.  Кроме того, благодаря углубленному подходу к вокальной области, дети уверенно чувствовали себя во время исполнения соло в театральных постановках.

       Часто наши воспитанники становились участниками концертов на муниципальном уровне.

     Реализация технологии  по обучению пению принесла большую пользу, решая задачи комплексно – тематического планирования.

 

                 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. / Общ.ред. М.Шуаре. - М.: Прогресс, 2011.

2. Веракса Н.Е. Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода к ФГОС дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С.23-29.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 г. - 240с.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2010.

5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. - Издательство: ВАКО, 2006. - 240с.

6. Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. - изд.: Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 72с.

7. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2011.

8. Сафонова О. Дошкольное учреждение: основы управления качеством образования // Дошкольное воспитание - № 12, - 2003. - С. 5 - 7

9. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств / под ред.К.В. Тарасовой - М.: ИНФРА, 1998. - 56с.

10. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г., Трубникова М.А. Программа «Гармония» по музыкальному воспитанию дошкольников (3 - 7 лет). - М.: Центр Гармония, 2000. - 146с.

11. И. Каплунова , И. Новоскольцева «Ладушки»(3-7лет)-М.

12. С.И. Мерзлякова «Учим петь» (3-7 лет) –Москва,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».

Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....

Использование игровых приемов в обучении пению детей дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя  со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования....

Обучение пению детей дошкольного возраста

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них форм...

Статья на тему "ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Цель данной статьи – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необ...

«ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Статья "Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста" Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей ста...

Консультация "Обучение пению детей дошкольного возраста"

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чу...