Главные вкладки

    «ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
    статья на тему

    Шакирзянова Лейля Валинуровна
    Статья "Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста" Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx19.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Шакирзянова Лейля Валинуровна

                                                                                           музыкальный руководитель

        первой квалификационной категории

    МБДОУ «Сабинский детский сад №5 «Бэлэкэч»

    наименование дошкольной организации

    Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально- сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально- дидактических пособий и игр.

    Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации.

    Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного  тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога 

    В результате использования игровых технологий в работе:

    - дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

    - дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить её в самостоятельной деятельности;

    - в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки;

    - повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

            Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

    Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

    1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

    Например:

    а) «Взял пальто в прихожей

        Раз-два-три, и я – прохожий

        Я по улице иду у прохожих на виду

        Ни толкаюсь, ни кричу, быть я вежливым хочу».

    (Стихотворение для общей организации, дети ходят в произвольном порядке).

    б) Наши губки улыбнулись,

    Прямо к ушкам потянулись.

    Ты попробуй «ииии» скажи

    Свой заборчик покажи!

    в) В гости к нам пришел слоненок

    Удивительный ребенок.

    На слоненка посмотри

    Губы хоботом тяни!

    г) Тянуть губы прямо к ушкам

    Очень нравится лягушкам.

    Улыбаются, смеются,

    А глаза у них, как блюдца.

    д) Сказка «Веселый Язычок»

    Жил был  в красивом домике Язычок.

    Каждое утро он просыпался и смотрел на солнышко (открывают и зажмуривают глазки). Во дворе росли красивые цветы. Он вдыхал и выдыхал аромат этих цветов (Вдыхают через нос, выдыхают через рот).

    Язычок чистил зубки и причесываллся. Захотелось ему позавтракать, приготовил блины они были очень вкусные. Улыбнулись (та-та-та), и пошлёпали губами (пэ-пэ-пэ).

    Достал варенье, испачкал губы (Облизывают варенье). А чтобы выпить чай, язычок превратился в чашку.

    Тук-тук-тук. – Кто это? – (бегемот) и они вдвоем продолжили завтракать.

    Тук-тук-тук. – Кто это? – (лягушка) и втроем продолжили завтракать.

    Тук-тук-тук. – Кто это? – (слоник) и вместе продолжили завтракать.

    Закончили завтрак и пошли друзья за грибами. А поехали они на коне (цокают).

    Дошли до леса, а там очень много грибов. Набрали и направились домой на лодке (показывают лодку).

    2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный;

    Например:

    а) Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

    б) Игра «Насос».

    - Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

    -Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

    -Выдох произвольный.

    Повторить 3-6 раз.

    Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

    Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

    При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

    3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.

    Например:

    Пропеть на одном звуке:

    «Ай. Ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу. У-у-у. У-у-у».

    4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.

    Например: вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой.

    «Ехал странный пассажир

    Вёз в кошёлке рыбий жир              выделяют слово «жир» (с отвращением)

    Чуть трамвай притормозит,

    Пассажир вперёд спешит                 наклон вперёд

    Чуть трамвай прибавит ход

    Пассажир назад ползёт                     наклон назад

    Все, кто ехал с пассажиром

    Вышли смазанные жиром»        выделяют слово «жиром» (с отвращением)

    5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

    Например:

    а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:

       «Ванна – море                                         руки в сторону

       Я – пароход                                             руки перед собой в «замок»

       Полный назад                                         шаг назад

       Полный вперёд                                       шаг вперёд

       Права руля                                              руки вправо

       Лево руля                                                руки влево

       Мчусь я по морю                                   вращают руками перед собой

       Руками бурля 

       Я бы доплыть да Австралии смог              плавательные движения перед собой

       Жаль, что на кухне протёк потолок»          меняют высоту голоса от 

                                                                                      «писка» до баса                           

                                            

    б) стихотворение на свободу жестикуляции и мимики. Рассказывают вместе с педагогом.

    «Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.

    Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.

    Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву

    (шёпотом) Второй-то карман ведь остался

    (громко) Я завтра его оторву!!!

    Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:

    1) формирование и развитие певческой интонации;

    2) песенное творчество;

    3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.

    Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной [3].

     

    Список литературы

    1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.

    2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб.: Музыкальная палитра, 2005.

    3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1994.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».

    Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....

    Использование игровых приемов в обучении пению детей дошкольного возраста

    Опыт работы музыкального руководителя  со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования....

    Обучение пению детей дошкольного возраста

    Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них форм...

    Статья на тему "ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Цель данной статьи – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необ...

    Технология "Игровая методика обучения пению детей".

    краткое описание технологии "Игровая методика обучения пению детей"....