Главные вкладки

    Технология "Игровая методика обучения пению детей".
    статья

    Березина Виктория Владимировна

    краткое описание технологии "Игровая методика обучения пению детей".

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология "Игровая методика обучения пению детей".

    Пояснительная записка по педагогической технологии, применяемой в музыкальной деятельности с дошкольниками.

              Актуальность и перспективность

                   Пение как вид музыкальной деятельности занимает ведущее место в дошкольном музыкальном воспитании.  Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, который дан ребенку природой для выражения своих эмоций и реализации музыкальных потребностей. Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации ребенка. Успешность, пережитая ребенком в детском саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех. В связи с этим значимость дошкольного образования, традиционно ориентированного, прежде всего, на решение воспитательных задач, все более возрастает.

                   Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, - одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности. Понимание этих вопросов имеет важное значение для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в детских садах.  Современная модель образования предполагает внедрение эффективных программ и технологий развития креативности, способности детей.

                   Опыт работы по проблеме развития певческих навыков у детей дошкольного возраста заключается в том, что в детских садах все чаще при подготовке к праздникам основной акцент делается на постановке эффектных номеров и все реже ставится акцент на развитие и красоту детского тембра голоса.

                  Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формирование речи. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей. Ребенок, благодаря попевкам и распевкам, развивает легкие, увеличивая их объем, что благотворно влияет на развитие сердечно-сосудистой системы, чем ребенок укрепляет свое здоровье.

                  «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно представления звуковысотных отношений», - так определяется значение пения в дошкольном возрасте.

    Цели и задачи педагогической технологии.

    Цель - формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации.

    Исходя из цели педагогической технологии, был выдвинут ряд задач:

    • Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
    • Запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года;
    • Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам);
    • Обогащать восприятие определенных певческих умений, учить отмечать точность, ясность певческой дикции; верность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;
    • Способствовать выразительному, исполнению песен различного характера;
    • Настраивать старших дошкольников на осознанное использование в певческой деятельности музыкально-сенсорного опыта, приобретенного в течении обучения;
    • Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье;
    • Охранять, беречь голос детей.

    Основные термины и понятия, употребляемые в педагогической технологии.

    Певческая дикция – умение правильно произносить в процессе пения слова и звуковые сочетания. Развитие данного умения связано с чётким пропеванием текста песен, выделением слов, имеющим смысловую нагрузку.

    Дыхание – один из важнейших певческих навыков, так как является основным фактором голосообразования, благодаря которому возникают чистота интонирования, напевность, лёгкость пения.

    Ритм – соотношение длительностей звуков в их последовательности. Длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок.

    Темп – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей, тесно связан с характером, стилем, жанром. Исполнение песни в едином темпе, слаженно – важная задача для детей дошкольного возраста.

               Выразительность – яркое исполнение песни, колоритно передающее его содержание.

               Динамика – совокупность явлений, связанных с громкостью – силой звучания. Динамика в музыкальных произведениях отмечается нюансами.

    Чистота интонирования – умение интонационно точного воспроизведения мелодии песни. Развитие данного умения во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на его устойчивые ступени.

    Звукообразование – умение, связанное с извлечением речевого или певческого звуков, определённого качества, отвечающих вокальным требованиям: лёгкости, мягкости, напевности.

    Этапы педагогической технологии.

    1этап: (чувствуем и познаем) направлен на способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном детстве, даём возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности.

    2этап: (певучесть и интонирование) направлен на развитие певческой интонации; здесь важно применять игровые способы формирования координации суха, и теперь уже, певческого голоса.

    3 этап: (певческие умения) направлен на работу над песней, и является процессом длительным и интересным. Для поддержания этого интереса также используются игровые задания и методы.

     

    1этап

    Основные целевые ориентиры:

    • Легко и незаметно подготовить голоса детей к пению;
    • «Разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух;
    • Подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;
    • Сделать обучение пению более лёгким, понятным и привлекательным занятием.

    Основные направления работы:

    • Певческая установка;
    • Артикуляционная гимнастика;
    • Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание;
    • Развивающие игры с голосом;
    • Речевые ритмо-интонационные игры и ритмодекламация.

    Певческая установка

    Основная задача данного направления - привести осанку ребёнка в правильное положение перед началом пения.

    Артикуляционная гимнастика

    Основные задачи:

     разогреть мышцы языка, губ щёк, всего речевого аппарата; 

    устранить напряжённость и скованность артикуляционных мышц;

    развить артикуляционную моторику, мимику; - развить выразительную дикцию.

    Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание

    Игры на дыхание без звука. «Вдох и выдох» (по Н.И. Журавленко); «Быстро – медленно», «Мороз», «Ладошки», «Кошечка», «Ушки» (по методике А.П. Стрельниковой), «Синьор Помидор».

    Звуковые дыхательные упражнения с использованием различных образов: сердится кошка; звучат пчела, жук, комар; играет ветер с листвой; пыхтит ёжик; и т.д.

    Речевые ритмо - интонационные игры и ритмодекламация.

     

    Ритмо - интонационные игры и ритмодекламация способствуют:

    - развитию речевого и музыкального слуха;

    - чувства ритма, темпа, тембра;

    - раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;

    - формируют естественное звучание голоса;

    - развивают дикцию и выразительность голоса.

    Вокально – артикуляционные упражнения и пальчиковые игры Целью вокально – артикуляционных упражнений является:

    - Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко пропевая согласные звуки.

    - Развитие способности петь слово интонационно чисто.

    2этап

    Основные целевые ориентиры:

    1. Научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом.
    2. Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух.

     

    Основные направления работы:

    1. Знакомство с песней.
    2. Разучивание песни.
    3. Закрепление песни.

    Важно понимать, что:

    Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагогов большого терпения и умения строить учебный процесс так, что бы ни одна минутка занятия не была потрачены зря. Можно привести слова Протагора: «Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».

    Используемая литература: Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду».- М.: Мозаика – Синтез, 2005.
    О.В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению». -  Учебно-методическое пособие. — СПб.: Музыкальная палитра, 2005. — 47 с.
    С. И. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 3 – 4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
    С. И. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4 – 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 97 с.
    С. И. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5 – 6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 95 с.
    С. И. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 6 – 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение пению детей старшего дошкольного возраста

    В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память. В пении происходит общее развитие ...

    Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».

    Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....

    Игровая методика обучения пению

    Первые шаги от речи к пению.Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бе...

    Статья на тему "ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Цель данной статьи – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необ...

    Методика обучения пению детей подготовительной группы (6 – 7лет).

    Среди множества способов воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активнее выражают свои эмоции; узнавая мир музыкальных звуков,...

    «ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Статья "Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста" Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей ста...