Игровая методика обучения пению
статья по музыке (младшая группа) по теме

Литвинцева Виктория Владиславовна

Первые шаги от речи к пению.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного обращения.

Основные причины, затрудняющие этот процесс:

- отсутствие музыкально-певческой среды в первые годы жизни детей;

- недостаточное представление о том, как развить певческий голос ребенка, если у него не сформированы основные компоненты музыкального слуха;

- недостаточное владение игровой методикой обучения детей пению.

От такой ситуации у педагога появляется чувство неудовлетворенности своей работой, а детям становится неинтересно заниматься тем, что им «не понятно» и «трудно». А раз не интересно, значит и не хочется.

Прежде чем обучать, даем сначала детям возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности.

Вот примерная линия усложнения этого процесса: сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.

У музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т.е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т.д.

На речевом этапе удобно и легко работать над формирование таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосие.

Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

- артикуляционная гимнастика;

- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

- развивающие игры с голосом;

- речевые зарядки;

- речевые игры и упражнения;

- ритмодекламация;

Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

- «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;

- обострить интонационный слух;

- подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;

- сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_metodika_obucheniya_peniyu.docx29.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Первые шаги от речи к пению.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного обращения.

Основные причины, затрудняющие этот процесс:

- отсутствие музыкально-певческой среды в первые годы жизни детей;

- недостаточное представление о том, как развить певческий голос ребенка, если у него не сформированы основные компоненты музыкального слуха;

- недостаточное владение игровой методикой обучения детей пению.

От такой ситуации у педагога появляется чувство неудовлетворенности своей работой, а детям становится неинтересно заниматься тем, что им «не понятно» и «трудно». А раз не интересно, значит и не хочется.

Прежде чем обучать, даем сначала детям возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности.

Вот примерная линия усложнения этого процесса: сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.

У музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т.е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т.д.

На речевом этапе удобно и легко работать над формирование таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосие.

Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

- артикуляционная гимнастика;

- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

- развивающие игры с голосом;

- речевые зарядки;

- речевые игры и упражнения;

- ритмодекламация;

Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

- «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;

- обострить интонационный слух;

- подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;

- сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

Артикуляционная гимнастика (сказка «Путешествие язычка»)

Артикуляционная гимнастика помогает:

  • Устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
  • Разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
  • Развить мимику, артикуляционную моторику;
  • Развить выразительную дикцию.

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. (рот закрыт, губы сомкнуты).

В одну щечку постучал, в другую - (проткнуть языком одну, потом вторую щеку).

Не открываются. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом и другую. (проткнуть языком одну и вторую щеку).

Выхода не было. Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем и нижнюю Губу. (проткнуть языком верхнюю, потом нижнюю губу).

В это время ротик зевнул и открылся. (зевнуть).

Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать. (покусать кончик языка).

«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?» - возмутился язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». (пожевать язык боковыми зубами).

И стали жевать язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой. (пожевать язык с другой стороны).

И с правой (пожевать язык справа)

И с левой (пожевать язык слева)

Он оказался не вкусным.

Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. (покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад)

Язычок спрятался за зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю Губу, (покусать нижнюю губу по всей длине)

а затем и верхнюю. (покусать верхнюю губу)

Нижняя Губа обиделась. (оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

А верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно). (поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, придав лицу выражение улыбки).

А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек Щеки. (закусить изнутри щеки боковыми зубами).

Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?». Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки. (провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их. Провести языком между губами и нижними зубами).

И еще раз верхние, и конечно же, нижние зубки. (провести языком между губами и верхними зубами, провести языком между губами и нижними зубами).

Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать! (обнажить зубы, растянув губы в улыбке).

После того, как дети «инсценировали» путешествие язычка, хорошо запомнили текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики.

Вот зарядка язычка:

Влево – (проткнуть язычком левую щеку)

Вправо – (проткнуть язычком правую щеку)

Раз, (еще раз левую)

Два, (еще раз правую щеку).

Вверх – (проткнуть язычком верхнюю губу)

Вниз, (затем нижнюю).

Вверх – (еще раз верхнюю губу)

Вниз, (еще раз нижнюю).

Язычок, не ленись!

Губы, просыпайтесь! («вибрато» губами)

Ротик, открывайся! (широко открыть рот)

Язычок, покажись! (покусать кончик язычка)

И зубов не страшись! (высовывать язык вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность языка)

А зубы-то, а зубы

Кусают даже губы. (покусать нижнюю губу по всей поверхности).

Кусаются, кусаются (покусать верхнюю губу по всей поверхности)

И не унимаются.

А губы то хохочут, (в улыбке открыть верхние зубы)

То сильно обижаются. (вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение)

То весело хохочут. (в улыбке открыть верхние зубы)

То снова обижаются. (вывернуть нижнюю губу)

Зубам надоело кусать –

Стали язык жевать. (пожевать язык боковыми зубами).

Язычок – не лист капустный!

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь!

Хорошенечко умойтесь, (провести язычком между верхней губой и зубами)

Не сердитесь, не кусайтесь, (провести язычком между нижней губой и зубами)

А вместе с нами улыбайтесь! (улыбнуться)

Игры на развитие речевого и певческого дыхания

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, т.к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный: более длительный и экономный.

Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трех основных моментов:

  • Вдох короткий, но спокойный (в характере произведения)
  • Затаивание или задержка дыхания перед началом
  • Выдох более продолжительный, экономный, постепенный.

От качества дыхания зависит и характер атаки (начала) звука: твердый или мягкий.

В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию.

Навык речевого и певческого дыхания развивается постоянно на каждом занятии и постепенно.

Игры на дыхание соединяются с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д. Сначала разогреваются мышцы дыхательной системы, нормализуется физиологическое, спокойное, размеренное, плавное дыхание. Пример такого упражнения.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч.

- Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону – в другую, «кач»-«кач», вдох – выдох, вдох – выдох и т.д.

И.п. – стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

- Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо-влево, вправо-влево, вдох-выдох, вдох-выдох и т.д.

И.п.  –то же, только выполняет движения двумя руками.

Затем выполняет опять одной рукой, но той, которую присоединили к первой.

И.п. – то же. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем – вправо, закрываем – влево, то дже самое на вдох – выдох.

Продолжаем это упражнение по аналогии с предыдущим: исполняем двкмя кистями, затем одной.

Перейдем к следующему этапу работы.

В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: Все превращаемся в ветер и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного).

Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колеса машины, сердится кошка и т.д. (выдыхание на согласных звуках «ш», «ж». «з», «с», «ф».)

Постепенно усложняем работу дыхательных мышц, переходя на выдох самого закрытого гласного звука «у». Здесь помогут образы самолета, поезда, с которыми можно поиграть: снижать и набирать высоту голоса, «удалять и приближать движение поезда и самолета», изменяя громкость звучания голоса.

Далее тренируем выдох более открытых гласных «о», «а» в других играх с голосом: «Встреча язычка с жителями удивительной страны».

Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в путь-дорогу. (цокать язычком).

Шел он, шел и пришел в удивительную страну, где все говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять жителей этой страны и поэтому все внимательно слушал, запоминал и повторял.

Какой-то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: «у / О?» (произнести с повышение интонации)

Язычок не понял и переспросил: «у / О?»

На что незнакомец ответил: «У \ о». (произнести с понижением интонации).

Язычок повторил: «У \ о».

Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: «у / о / А?» - спросил он у язычка. (повторить вопрос).

Язычок снова переспросил: «у / о / А?».

На что незнакомец ответил: «У \ о \ а». (повторить ответ).

Язычок повторил услышанное: «У \ о \ а».

Постепенно Язычок стал понимать своего нового собеседника и разговаривать с ним.

Варианты разговора с любыми фонемами.

Речевые ритмоинтонационные игры и упражнения.

Они служат эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают и на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.

Начинаем игры и упражнения с использования самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов («Здравствуйте»), названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т.д.

Например, речевая игра «Имена»:

Дети располагаются по кругу и выполняют следующие действия:

  • Каждый друг за другом называет свое имя.
  • Каждый называет свое имя четко проговаривая каждый слог.
  • Затем проговариваем свое имя, каждый его слог отмечая хлопками.
  • Проговариваем имя и шлепаем по коленям на каждый слог.
  • Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.
  • Как еще можно произнести свое имя? (шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т.д.)
  • Дети свободно ходят по комнате, каждый тихо произносит свое имя, но по сигналу или зову педагога все должны сесть на места или встать у окна.
  • Дети в кругу произносят свои имена одновременно, получается небольшой шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко – тихо.

Вот еще пример таких заданий:

  1. А сейчас вспомним, кого сегодня нет? (Дети называют имя отсутствующего ребенка, например – «Лена»). Давайте превратимся в маленьких зайчиков. Покажите, какие мы стали маленькие! (Педагог показывает близко расположенные ладони). И голосочки у всех тоненькие. Зайчики ищут и зовут: «Ле – на!»…(много раз).
  2. А сейчас превратимся в больших зайцев1 В каких? (широко расставить ладони). А голоса у нас какие? – Громкие, сильные! Позовем Лену! Ладоши превращаются в «дирижеров». Дети внимательно следят за руками педагога, играя силой голоса в соответствии дирижерским жестам. Жесты могут быть контрастными или постепенными. Впоследствии роль дирижера может быть отдана ребенку.

Эту игру можно разделить на несколько частей, постепенно прибавляя следующие варианты.

Учимся петь играя

Упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению. Переход от речи к пению может быть легким и понятным в игровой форме, с использованием театрализации и движения.

Например, после речевой игры «Имена» играем в «Эхо», но певческим голосом.

1 вариант. Педагог поет имя ребенка на удобном для всех (примарном) звуке – дети повторяют.

Поем имя другого ребенка на том же звуке – дети повторяют.

И так далее, последовательно «впевая» один и тот же звук, затем берем звук на пол тона выше и т.д.

2 вариант. Педагог поет имя ребенка на одном звуке (Ле-на), дети поют на том же звуке, но ласково (Ле-ноч-ка), и так далее по кругу. Затем поем звук на полтона выше и т.д.

3 вариант. Педагог поет имя ребенка на двух звуках малой терции сверху-вниз -  дети повторяют, можно поднять или опустить звук на пол тона и т.д.

4 вариант. Педагог поет имя ребенка (Ле-на) на двух звуках малой терции – дети повторяют, но в другом ритме, поют его ласково: Ле-ноч-ка.

5 вариант. Можно петь слова «мама», «здравствуй», название игрушек и т.д.

Если вы слышите, что общий звук получается почти у всех детей точно, тогда можно изменять его высоту по полутонам, раздвигая границы певческого голоса детей.

Переход к пению можно сделать и через рисование голосом.

Интонациями голоса «рисуем» различные образы: ветер, волны моря, облака, дождь, солнце и т.д.

Чем лучше организован, «настроен» певческий аппарат ребенка, тем точнее он интонирует, а значит, и лучше слышит высоту музыкальных звуков.

При формировании певческого голоса ребенка на начальном этапе, когда голосовой аппарат только приспосабливается к новому для него способу звукообразования, очень важно следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик. Это отрицательно влияет на точное интонирование, ведет к потере полетности и звонкости голоса.

С детьми младшего дошкольного возраста. А также с детьми, у которых пока не налажена координация слуха и голоса, используем попевки, песенки на двух рядом стоящих звуках большой секунды и обязательно в удобной зоне детского голоса. Это могут быть звуки «ми-ре», «фа диез - ми» или «соль –фа». Так как певческое дыхание у детей еще очень слабое, начинаем петь с верхнего звука, чтобы без труда его «впеть». На произвольном ритмическом сочетании двух звуков можно использовать фольклорные попевки, например, в размере две четверти:

Ходит Соня                                                

Близ окон,

Бродит Дрема

Возле дома,

И глядят,

Все ли спят.

В следующей попевке-диалоге дети сначала присоединяются на текст «Мя-у», затем поют по ролям.

Кто мяукал у дверей? – Мя-у, мя-у.

Открывайте поскорей! – Мя-у, мя-у.

Киска просится домой – Мя-у, мя-у.

Очень холодно зимой! – Мя-у, мя-у.

Затем постепенно расширяем певческий диапазон: в интервале малой терции поем колыбельные, попевки и игровые песенки, потешки, прибаутки.

Баю-бай, баю-бай.

Ты собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Моих деток не буди.

Солнце, солнышко,

Ясно солнышко,

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Ой, баюшки, баюшки,

В огороде заюшки,

Травушку щипают,

Деток забавляют.

Затем к двум звукам малой терции добавляется еще один звук (большая секунда).

Последовательность сочетаний двух и трех звуков может быть самая разная. Это звуки пентатоники, так называемого детского звукоряда. Они характерны для интонирования русских народных песен. В певческий репертуар включаются игровые и хороводные песни: «Петушок», «Ладушки», «Заинька походи» и т.д.

Поем эти песни на удобных звуках первой октавы: соль-фа-соль-ре или фа-соль-фа-ре, ля-соль-ля-ми или соль-ля-соль-ми.

Знакомство с песней и ее разучивание.

Разучивание песни с детьми происходит, в основном, не традиционным способом – на стульчиках перед педагогом, а стоя или сидя на полу или ковре в форме круга.

Сама обстановка круга пронизана теплом и доверительностью. Педагог выступает организатором и координатором общения детей, полностью исключая «психологическое давление» и «проработку» расшалившихся детей. Проведение в кругу артикуляционной гимнастики, развивающих игр с голосом, речевых зарядок поддерживает внимание и интерес детей к этой работе.

Показ и разучивание новой песни тоже может проходить нетрадиционно. Обычно дети сидят перед педагогом и слушают новую песню, затем педагог спрашивает, о чем поется в этой песне. Иногда этот вопрос задается детям до показа песни, чтобы они внимательно слушали. При этом внимание детей направлено на текст песни, а не на мелодию. Сначала детям предлагается слушать текст песни, затем они должны ее разучить по музыкальным фразам. Таким образом идет прямое обучение, которое детям этого возраста не интересно, потому что эмоционального внимания к такому обучению не возникает или оно пропадает очень быстро.

Для возникновения интереса необходимо сделать показ песни и ее разучивание игровым. При наличии интереса у детей постепенно обостряется и накапливается внимание – необходимое качество для восприятия и воспроизведения мелодии песни.

Игровых вариантов показа песни много, вот некоторые из них.

  1. Педагог ходит внутри круга и поет песню. Как только песня перестала звучать, педагог останавливается. Ребенок, на против которого он встал, берет из рук педагога цветок или шумовой инструмент и ходит под пение педагога внутри круга. Теперь он ведущий. На следующую паузу в пении педагога ведущий ребенок останавливается и отдает предмет тому, перед кем он остановился. Следующий ребенок берет из рук ведущего предмет и идет по кругу дальше и т.д. Если детей в кругу много, то внутри круга под пение педагога могут ходить 2-3 человека.
  2. «Превращаем» всей детей в Птиц или Лошадок, Медведей, Зайцев, Инопланетян, Гномов и т.д. Условно птицы летают по всему залу, но как только услышат раскаты грома (звуки барабана), сразу собираются на своем «дереве» и затихают. В это время педагог продолжает петь новую песню или часть ее. Как только пение опять прекращается. «птицы» вновь полетели по всему залу (лесу, поляне, парку).

Если детям надоел образ птиц, происходит следующее «превращение» детей: в Лошадок, которые резвятся в поле, а после сигнала убегают к себе в «конюшню» и опять затихают, слушая пение педагога и т.д.

  1. После того как «превращенные» в Зайцев дети вдоволь порезвятся. По сигналу они, уставшие, ложатся на пол отдохнуть (своего рода релаксация-расслабление) и слушают пение педагога.
  2. Под пение педагога дети отмечают метр пени хлопками, шлепками.
  3. Ходят по кругу и поднимают руки на первую фразу – вверх, на вторую – вниз и т.д.

Во всех вариантах показы пени делаются без инструментального сопровождения. Дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают сами подпевать.

Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из ее содержания, с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.

Пример методики разучивания песенки «Дождик», слова и музыка С. Коротаевой.

После артикуляционной гимнастики Язычок отправился в путь и оказался на лесной поляне. Там он услышал много разных звуков. Вдруг все звуки пропали, только слышно «ш-ш-ш» и «кап-кап-кап».

Кто же это разговаривает на полянке? Это листочки и капельки ведут разговор. Хотите узнать, о чем они говорят?

  1. Педагог поет песню и сопровождает обращение к дождику «дождик, дождик, где ты был?» шуршанием ладоней, а на слова «кап-кап-кап» - постукиванием указательным пальцем по ладони левой руки.
  2. Педагог спрашивает детей, в кого они хотят превратиться: в дождик или листочки. В зависимости от их желания (допустим, в дождик) при втором показе песенки дети пока не поют, а только имитируют движение капелек, постукивая пальчиком по ладошке.
  3. Перед третьим показом песенки педагог предлагает детям стать листиками и пошуршать ладошками, разговаривая с дождиком. И в этот раз дети пока не поют.
  4. На четвертое исполнение педагог поет мелодию листочков с имитацией движений, а дети поют мелодию дождика, также с имитацией движений.
  5. На пятое – меняются ролями.
  6. Всех детей делим на две группы: «Листья» и «Капли-дождик», исполняем песенку по ролям, как в предыдущие разы.
  7. Исполняем еще раз, но со сменой ролей.
  8. Разделившись на пары, дети договариваются между собой, кто будет петь за листочки и капельки. Только на это исполнение можно дать сопровождение фортепиано или баяна, которое должно быть тихим, легким, ни в коем случае не заглушающим голоса детей.
  9. Педагог – «Вы так хорошо пели, что маракасы и колокольчики тоже захотели исполнить эту песенку. Голос какого инструмента похож на шорох листьев и капли дождя?» – Дети распределяют инструменты и исполняют на них только ритм без песни под аккомпанемент фортепиано или баяна. Дети поют и играют на маракасах и колокольчиках в сопровождении инструмента.

Варианты игрового показа и разучивания песен могут быть самыми разными, они зависят от возраста детей и от содержания песни.

Разный уровень певческих способностей у детей создает большие трудности в разучивании песен. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание, создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. Поэтому неточное пение на занятиях по возможности звучать не должно. Для этого можно использовать хрестоматийный пример.

Разделим всех детей на «птичек» - правильно поющих и «рыбок» - с неустойчивой интонацией, не налаженной координацией слуха и голоса.

Первые поют всё, а вторые поют то, что у них получается правильно. То, что у них не получается, они поют, как «рыбки», т.е. открывают рот, артикулируют точно, ритмично, но поют про себя, без звука. Педагог подсказывает каждой группе их действия.

Для начала можно всей группе попеть «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе - «птичками» и «рыбками».

Таким образом дети - «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию – у них работает дыхательный, артикуляционный аппарат.

Главное – не спешить, не ждать быстрых изменений. В результате все дети станут чисто интонировать, но каждый, в силу своих возможностей, научится этому в разные сроки.

Для развития певческих навыков необходимы многократные повторения и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Все это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая методика обучения детей пению

Обучение дошкольников  пению. в игровой форме...

Статья на тему "ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Цель данной статьи – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необ...

Методика обучения пению детей подготовительной группы (6 – 7лет).

Среди множества способов воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активнее выражают свои эмоции; узнавая мир музыкальных звуков,...

«ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Статья "Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста" Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей ста...

Технология "Игровая методика обучения пению детей".

краткое описание технологии "Игровая методика обучения пению детей"....

Игровая методика обучения детей пению как условие развития музыкальных способностей дошкольников.

В данном материале представлены игровые методики обучения детей пению, игры и упражнения для развития речевого дыхания и диапазона детей дошкольного возраста. ...

Применение игровой методики обучения детей пению О. В. Кацер на музыкальных занятиях у старших дошкольников.

Данная методика строится на 3 этапах (речевой этап, последовательное обучение пению и адаптация песни к повседневной жизни), включает в себя приложение:  игра – приветствие; несколько ...