Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста
консультация на тему

Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация .

Эффективность использования малых форм фольклора , как создание условий для социализации детей младшего дошкольного возраста.

                               

 

                                                   Воспитатель ГБДОУ

                                            детский сад №22

                                                             Первой квалификационной

                                категории

                                                                  Егорова Ольга Генриховна

 

Санкт-Петербург  

2016год                                                  

Проектирование социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять основываясь на естественной социокультурной ситуации, сложившейся в ближайшем образовательном пространстве. Важно подчеркнуть: в социокультурной среде духовные ценности являются её главными элементами. Деятельность по моделированию социокультурной среды выстраивается на основе художественной деятельности, цель которой - воспитание и реализация художественных и эстетических потребностей детей как главной составляющей социокультурной среды, которую можно обозначить как среду художественную.

При моделировании художественной среды следует учитывать условия для взаимодействия, сотрудничества, взаиморазвития детей. По мнению Р.М. Чумичёвой и Л.Л.Редько, «совместной художественной деятельностью должны заниматься дети с разным уровнем художественных способностей: дети с высоким уровнем культурно-познавательного развития могут создать интересные модели, образы, привлекая внимание остальных детей, а правильно организованная среда позволит детям с низким уровнем развития сенсорного опыта получить успешный результат».

Важное место играет роль взрослого как компонента социокультурной среды, где он выступает транслятором культурных ценностей, но не только. Развивающий эффект социокультурной среды зависит также от общения педагога с ребёнком, от ситуаций заданий, способов, стимулирующих общение и социокультурное развитие ребёнка, его творческое мышление, самостоятельность.

Нравственное формирование и образование человека немыслимо без погружения его в культурную среду, объединяющую разные виды искусств - литературу, музыку, живопись, театр. Истоки любой национальной культуры лежат в её фольклоре. С детства человек приобщается к миру народного искусства через колыбельные песни, разные жанры детского фольклора, через сказки .

Народная культура - явление особенное, уникальное в контексте мировой культуры. Она создавалась как культура тесно связанная с самой жизнью людей, их занятиями, с верованиями и обрядами, представлениями о мире и о себе. Почти любое явление народной культуры соединяло слово, действие, музыку и танец. Все вместе жанры фольклора - от детских колыбельных, сказок, до народного театра, песен и былин - создавали ту

культурную среду, которая определяла жизнь многих и многих поколений.

В последнее время в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Известно, что фольклор - это волшебный мир, в котором с удовольствием погружается ребёнок, он же является источником информации об окружающем мире, и необходимым условием нормального речевого развития. Поэтому, используя определённые формы работы с фольклором, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития.

   С помощью фольклора, произведений художественной литературы можно увлечь детей, довести их сознание до сознания этической культуры и привлечь любовь к русскому языку. Не реклама, не боевики, должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добром, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым и обыденным.

    Таким образом , использование в воспитательно-образовательном процессе малых форм фольклора, позволяет обогатить культурно-эстетическое воспитание дошкольника.

        Задачи культурно-эстетического воспитания дошкольников :

•        Познакомить дошкольников с произведениями фольклора, художественного слова на всех занятиях.

•        Научить детей дошкольного возраста использовать художественные образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.

•        Научить дошкольников выразительно читать потешки, стихи.

    Успешной реализации данных задач помогает создание предметно- развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы иллюстраций к потешкам, прибауткам, небылицам, детали народной одежды, предметы быта.

   Известно , что профессиональная деятельность  педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если активными помощниками и единомышленниками будут родители. Поэтому перед воспитателями стоит задача заинтересовать родителей перспективами

развития детей через объяснение направления деятельности нашего детского сада, вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать союзниками в своей работе; создать условия для включения их в общие мероприятия; привлекать родителей принимать активное участие в оформлении групповой комнаты , в организации специальных экспозиций и выставок детских работ, в просмотре тематических видеофильмов; в разучивании с детьми пословиц , поговорок , объяснение детям их смысла .

Малые формы фольклора используюься в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Таким образом, основными формами, методами, приёмами можно выделить следующие:

•        словесные русские народные игры;

•        пальчиковые игры;

•        пение потешек, закличек, народных песенок;

•        народные подвижные игры;

•        использование скороговорок, чистоговорок;

•        отгадывание загадок;

•        игры-драматизации.

В результате использования фольклора (поговорок , пословиц, потешек, считалок, загадок ) у детей повышается интерес к устному народному творчеству. Дети научившись общаться, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

Использование малых форм фольклора в физическом воспитании с детьми младшего возраста

Одно из   задач    Федерального Государственного  Образовательного Стандарта Дошкольного Образования   является охрана и укрепления физического и психического з...

ДОКЛАД: Использование малых форм фольклора в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ        Все что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего на...

Значение малых форм фольклора для всестороннего развития для детей младшего дошкольного возраста.

Показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у ...

Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

В статьн рассказывается о приобщении младших дошкольников к устному народному творчеству как первой ступеньке в осовоении родного языка....

статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньш...

Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста

Методические рекомендации для педагогов  «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...