Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (МФФ) в коррекционно- логопедической работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otdel_obrazovaniya_i_molodezhnoy_politiki.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Автор:

Сафонова С.И.,

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад

 компенсирующего

 вида №38»

г. Усолье-Сибирское

                                                         2013 год

        Наша работа посвящена проблеме использования малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Основываясь на работах О.Л.Князевой, М.Ю.Новицкой, М.Д.Маханёвой, Е.Г.Борониной, под малыми формами фольклора мы понимаем небольшие по объёму произведения устного народного творчества, в которых заключается совокупность приёмов и изобразительных средств. Некоторые формы фольклора отражены на слайде. К ним относятся: загадки, потешки, пословицы, скороговорки,заклички и другие.

Анализируя психолого-педагогическую, методическую литературу, хочется отметить, что фольклор признан в качестве одного из важных воспитательных средств в дошкольных образовательных учреждениях.  Н.Л.Белопольская, Л.П.Стрелкова, А.Д.Кошелева, раскрывают роль фольклора в эмоциональном воспитании. Влияние фольклора на эстетическое развитие ребёнка Е.В.Соловьёва, Н.С.Смирнова, М.В.Тихонова, О.А.Маркеева. В настоящее время одним из важных направлений является воспитание у дошкольников гражданственности и патриотизма, в процессе которого первостепенное значение имеет фольклор М.Д.Маханева, О.Л.Князева, Н.И.Карпухина, М.Ю.Новицкая, Л.АКондрыкинская.

И наряду с воспитательными ценностями, фольклор влияет также и на речевое развитие детей. Возможности и необходимость использования фольклора в процессе развития речи  детей доказаны в работах                                                                                   Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой,  А.П. Усовой. С  помощью фольклора можно развивать  лексическую сторону речи: обогащать, активизировать, уточнять словарь детей, за счёт сравнений, синонимов, фразеологизмов, метафор, олицетворения, многозначности слов - например: «Два братца - пошли в воду купаться». Вёдра называют братцами, похожими друг на друга. Нельзя набрать воды из реки, не окунув вёдра в воду; грамматическую: насыщать речь всеми частями речи, использовать в речи синонимы, антонимы, слова с  уменьшительно- ласкательными суффиксами,   учат образовывать  однокоренные слова за счёт использования  образов-  например: образ кота, причём это не просто кот, а « котенька», «коток», « котик», « котя»;  звуковую культуру слова: помогают чётко и  правильно произносить звуки и закрепить их    произношение в речи,  способствуют дифференцировке звуков и нахождению места звука    в слове,  развивают фонематический слух, речевое дыхание-например: пословицы для отработки звуков (с) и (ш): «Поспешишь - людей насмешишь», « По Сеньке и шапка».  «Проворонила ворона воронёнка», приёмы работы разнообразные (произнесение скороговорки с разной интонацией: вопросительной, восклицательной, с  чувством обиды,  постановка ударения на каждое слов по очереди); связную речь: помогают развивать импрессивную речь за счёт вопросов по содержанию, учат доказательству, подмечать детали, учат анализировать,  обобщать, делать выводы.                                                                      

Психологи и педагоги указывают на большие возможности использования фольклора в речевом развитии детей как  теоретически, так и практически, но содержание методики речевого развития детей средствами малых форм фольклора разработано недостаточно. Этим объясняется актуальность выбранной нами темы.                                            

          Решение данной проблемы составляет цель, объект и предмет исследования (Приложение 1)

          Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач (Приложение 1).

Прежде чем приступить к развитию и формированию правильной речи у детей, используя малые формы фольклора,  мы выявили уровень речевого развития детей с общим недоразвитием речи, уровень представлений о малых формах фольклора, использование малых форм фольклора из опыта работы педагогов.  

 Эксперимент проходил на базе МДОУ компенсирующего вида № 38 г. Усолья- Сибирского.                                                                                                                                          

Общее  количество испытуемых- 40 детей, из них 20 детей составили группу А и 20 группу Б.

С целью выявления уровня речевого развития детей мы использовали методику Л.М. Шипициной. Результаты обследования представлены в таблице 1.

 Из таблицы можно сделать вывод, что в группах  А и Б нет детей с высоким и низким уровнем,  уровень ниже среднего имеет одинаковое  количество детей 7(35%), средний уровень превышает на 15% в группе Б, но  только в группе А - 3 ребёнка(15 %) имеют речевое развитие  выше среднего уровня. В группах А и Б нет резких расхождений, речевое развитие  детей  находится примерно на одинаковом уровне.

         Составили и провели методику, которая позволила выявить уровень представлений  детей о малых формах фольклора.

Вниманию детей были предложены сюжетные картинки, в ходе беседы возникала перед ребёнком проблемная ситуация, для решения которой необходимо назвать фольклорный жанр. Например (мама укачивает малыша или купает сына, дети ссорятся и т.д.)                                                                                                                                      

Цель 2 вида заданий: определить фольклорный жанр из предложенного материала на слух, назвать жанр (загадки, пословицы), рассказать загадки, пословицы.  

     Цель 3 вида заданий: сравнить два жанра, отличить один жанр от другого, назвать различия (загадка и потешка, пословица и поговорка, считалка и скороговорка).                                                                                                                

 По результатам выполнения заданий детьми, были выявлены  3 уровня сформированности представлений о малых формах фольклора:                                                                                            

Высокий уровень - дети самостоятельно определяют жанры, правильно  называют их, знают и рассказывают фольклорные произведения, умеют их различать, называют отличительные особенности, проявляют устойчивый интерес, эмоционально, с желанием используют фольклорные произведения в разных видах деятельности.                                                                                        

Средний уровень - дети смогли узнать жанры, знают названия, назначение, некоторые отличительные особенности одного из представленных жанров, но не смогли самостоятельно справиться с предложенными заданиями, им требовалась небольшая помощь взрослого (уточняющие, наводящие вопросы), проявляют интерес, но малоактивны, используют фольклорный материал только в речевых ситуациях по просьбе взрослого.                                                                                                                        

Низкий уровень - дети не смогли выполнить задания без  разных видов помощи взрослого (побуждающие, уточняющие, наводящие вопросы, повторение инструкции, дополнительный картинный материал, разбор образца), ответы неполные, фрагментарные, не имеют представлений о фольклорных жанрах, их названиях, не используют в речи произведения фольклора, не проявляют интерес, пассивны, неэмоциональны, отказывались от предложенных заданий.

По результатам выполнения заданий детьми, были выявлены  3 уровня сформированности представлений о малых формах фольклора.                                                                                                                    Количественные данные представлены в таблице 2.                                                                      

Анализируя результаты детей, можно сделать вывод, что большая часть детей показала низкий уровень  представлений  о малых формах фольклора.  Высокий и средний уровень составляют почти одинаковое количество детей(13-14). Для  детей очень сложными оказались такие формы фольклора, как пословицы, небылицы, заклички, приговорки.  Более доступными, знакомыми, оказались загадки и считалки. На вопросы: « Поют ли мамы колыбельные песни? Большинство детей(80%) ответили отрицательно, были ответы, что пели раньше, когда были маленькие, а на вопрос: « Какие слова мама произносит, когда купает тебя, трёт спинку?» Многие дети отвечали: « Мойся быстрей».

Также нами было проведено  анкетирование среди педагогов. Педагоги указали на важность использования фольклора в коррекционно-развивающем процессе. Воспитатели  говорили, что фольклор влияет на воспитательное значение. Учителя- логопеды отметили, что фольклорный материал можно успешно использовать для развития и коррекции речи. Практически все указали, что используют в работе, в основном  по автоматизации звуков в речи. Педагоги – психологи указали, что фольклор способствует развитию всех психических процессов. По их мнению, малые формы фольклора учат анализу и синтезу, эмоционально воздействуют на личность ребёнка, речь приобретает живость и образность.

70% педагогов,  указали на недостаточность методической литературы и на небольшой собственный опыт в этой области.

Основываясь на полученных результатах  нами был  проведён формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента - разработать и провести комплекс коррекционно - развивающих занятий, направленных на формирование и развитие речи старших дошкольников  на основе использования фольклора.                                                                                                                  

В эксперименте принимали участие 20 детей группы Б старшего дошкольного возраст (экспериментальная группа) МДОУ  компенсирующего вида№38 г. Усолья - Сибирского.  В основе нашей работы лежала модель Т.Пескишевой по  использованию малых форм фольклора в коррекционно- логопедической работе. ( Приложение 2).Представлены задачи, формы, методы работы.

На основе этой модели мы разработали  формирующий   эксперимент. Для решения основных речевых задач, которые указаны на слайде, мы создали:

 -предметно-развивающую среду (альбомы-передвижки, кассеты, диски, книги, костюмы, атрибуты, образные игрушки, иллюстрации и т.д.),                                  

 -языковую среду (использование фольклора в повседневной жизни, обращение к жизненному опыту детей, совместное обсуждение понравившихся героев, постановка проблемных вопросов и заданий, формировали  навыки инсценировки, развития мимики, пластики, выразительности движений, заучивали фольклорные произведения, развивали общую и мелкую моторику.

Решение этих задач осуществляли на логопедических занятиях. Представили программу коррекционно-логопедических занятий с использованием малых форм фольклора  ( слайд).

Большое значение в  общем комплексе коррекционно-логопедических занятий имеет развитие связной речи. На занятии по теме: « Составление описательного рассказа о коте», мы  обучали детей сравнивать части игрушки с предметными эталонами. В качестве эталонов использовали специально подобранный материал: горошины, бусины, кусочки меха, фасолины, листочки, вату и т.п. Дети прикладывали предметы к частям объекта и подбирали сравнения: « Глаза блестящие, как пуговки», « Носик чёрный, как уголёк», « Хвостик белый и пушистый, как вата». Таким образом, слово-сравнение имело в нашей работе реальное представление. В процессе такого активного рассматривания игрушки шло активное накопление слов-сравнений. 

Логопедическая работа с использованием малых форм фольклора влилась в процесс обучения и воспитания. Организовали работу взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы.                                                                                                                                                

Кроме логопедических занятий были проведены фольклорные развлечения, концерты  а также комплекс игр  и игровых упражнений по формированию речи детей.

Использование фольклорного материала с целью речевого развития детей, осуществляли в разных видах деятельности:                                                                                                    - учебно-речевой (на занятиях, на логопедических часах);                                                                       - игровой (в дидактических играх, сюжетно-ролевых, подвижных на прогулках);

- художественно-речевой (при ознакомлении с художественной литературой);                                        

 - бытовой;

- досуговой.                                                                                                                              

После проведённой формирующей части эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, на котором проследили динамику изменения уровня речевого развития и уровня представлений о фольклоре у детей.

          Как изменились показатели уровня речевого развития детей в контрольной и экспериментальной группах мы представили на диаграмме 3.

           Из диаграмм видно, что речевое развитие детей в группах улучшилось. Можно сделать вывод, что высокий уровень детей в контрольной и экспериментальной группах стал составлять 15%, уровень выше среднего увеличился на 15%, а в группе А остался без изменения, средний уровень детей также превысил в группе Б на 5%, а детей с уровнем ниже среднего заметно уменьшилось в группе Б на 20%.                                                                      

Как изменились показатели уровня представлений детей о малых формах фольклора мы представили в таблице 3.

Таким образом, из таблицы видно, что после формирующего эксперимента уровень представлений детей группы Б стал отличаться. У дошкольников экспериментальной группы значительно повысился уровень и по показателям они обогнали  группу А .

Анализ результатов исследования экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности коррекционно-развивающих занятий по использованию фольклора.

Экспериментальная группа улучшила свои результаты. У детей повысился  интерес к устному народному творчеству, они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно- ролевых играх - потешки, самостоятельно играют в народные игры-забавы с помощью считалок.

В завершении хочется отметить, что проблема по использованию малых форм фольклора остаётся актуальной, т.к. она остаётся недостаточно изученной в  области логопедии, требует более тщательных исследований и разработок путей коррекции, поскольку воспитание правильной речи является важной составной частью психофизического развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста...

ДОКЛАД: Использование малых форм фольклора в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ        Все что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего на...

Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста

Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста...

«Использование малых форм фольклора в воспитании речевой культуры у детей дошкольного возраста.»

Фольклор – одно из действенных ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению...

"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...

Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

В статьн рассказывается о приобщении младших дошкольников к устному народному творчеству как первой ступеньке в осовоении родного языка....