Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста
статья по теме

Борунова Вита Викторовна

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста»

Работу выполнила:

Борунова Вита Викторовна,

инструктор физической культуры

ГБОУ №675 прогимназии «Талант».

Санкт – Петербург   2012

Содержание

Введение

Глава 1

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Основные средства духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Глава 2

Организация работы в сфере духовно-нравственного развития воспитанников в ГБОУ №675 «Талант».

Литература

Введение

Народ без народности – тело без души

К.Д. Ушинский.

« Дети в семье  считались предметом общего поклонения, нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными…»  К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное» сиротство стало возможным для определенной категории современных родителей. Поэтому возрождение гуманных семейных отношений, лучших отечественных традиций воспитания детей предоставляется крайне актуальным.

 Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России разрушена идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н.М.Карамзин.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура.

Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира (Д.Б. Эльконин)

Условием стабильного и целостного существования семьи  как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.

Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.  

Проблема воспитания оптимистически настроенного , счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, дисбалансом, падением морального общественного тонуса. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие.

« Что ни день, то радость»– гласит русская пословица.

Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.

Этнос адоптирует ребенка к реальному миру. Колыбельные песни, народные сказки дают ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром.

У каждого человека образ Родины должен  формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции-  хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Глава 1

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей. Особенности нравственного воспитания дошкольников

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п.  Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Основные средства духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Основным средством духовно-нравственного воспитания дошкольника является общение:

Общение педагога с ребенком направлено на пробуждение и сохранение в нем  человеческого достоинства. Духовно-нравственные качества в детях может воспитывать только тот человек, который  сам развит духовно, который способен понять, как чувствует и учится ребенок, как происходит в нем духовно-нравственная работа, как «трудится» его душа. Для понимания ребенка педагог должен внимательно прислушиваться к речи детей и реагировать на такие реплики: «Ничего не умею. Я никогда не поймаю мяч! Никогда!», - кричит девочка. Задача педагога: создать ситуацию успеха, помочь девочке суметь, «поймать», решить, поверить в свои силы.

Организация общения детей друг с другом может носить целенаправленный деятельностный характер и обогащать их игры духовно-нравственным содержанием. В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, учитывать его мнение, договариваться, работать вместе дружно, делиться. Дошкольники учатся соучастию. Детям сложно согласовывать свои желания друг с другом, договориться о том, как и чем они будут играть. Поэтому, включать детей в совместную деятельность важно начинать в дошкольном возрасте.

Общение  педагога с родителями.

Каждый ребенок приходит с вопросами, которые чаще всего являются отражением проблем в семье, ее устоев колорита отношений. Задача педагога – не разрушать семейные устои, а обогащать их содержание духовными потребностями, в том числе потребностью разговаривать с детьми на этические темы, отвечать на вопросы детей о том, что «такое хорошо, и что такое плохо». Дошкольник живет впечатлениями, которые можно назвать судьбоносными для  всей его будущей жизни, поэтому так важно с ранних лет окружить его материнской заботой и отцовским вниманием.

В беседах со взрослыми на собраниях, консультациях  советовать постоянно обращать их  внимание на потребность детей в общении с родителями, убеждать их как можно больше времени проводить с детьми, наблюдать за их физическим и душевным становлением.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение  за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее  чуду.

Важным средством духовно-нравственного воспитания является приобщение детей к традициям народа. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой  воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим  миром.

У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная  основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство .

Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры  с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно).

Цикл дидактических  игр по родному краю помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. «Узоры родного города», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города, района), «Путешествие по городу(поселку)», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города (поселка)» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

При воспитании духовно-нравственных чувств рекомендуется проводить словесные игры. Например,  «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово) и др.

Основой духовной нравственности является доброта. Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Приведу высказывание о доброте выдающегося педагога современности Ш.А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищество, то – на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве  сохранена  именно общечеловечность – чувство доброты… добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств». Помогают в воспитании этого дефицитного качества личности сказки. Этот метод полезен с различных сторон. Дети любят слушать, любят придумывать,  сочинять, играть, подражая любимым героям, рисовать любимых героев, петь песни любимых героев и т.д.

Чтобы воспитать в детях доброту, важно донести до их сознания понимания единства Вселенной. Учить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.

Все мы знаем, какой тягостной для ребенка может быть педагогика. Но к счастью, это не обязательный ее признак. Существует сказочная педагогика.

Во-первых, использование  сказки как полезнейшего педагогического инструмента, во-вторых, волшебно-радостные свойства такого подхода к воспитанию, освобождающие от занудства и подавления. Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые  знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.          

Важно учить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок, чтобы повернуть сюжет сказки в нужное русло. И это помогает им не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств. Часто сказка учит отвечать злом на зло или быть равнодушным. Надо смелее проводить эксперименты в сказках, проповедуя гуманизм и добро, менять их содержание.

Основой духовно- нравственного воспитания так же является культура                                                                                                                                          

 общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для  удовлетворения  духовных потребностей и поиска высших  ценностей.                                                                                                                                  

Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она  и раскрывается.

Профессор И.М.Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и

обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них

есть не только красота и поэзия,  отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть. Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта.

Глава 2

Организация работы в сфере духовно-нравственного развития воспитанников в ГБОУ №675 «Талант».

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Перед нашим коллективом ставится цель: всестороннее развитие личности ребенка с учетом его физического, психического развития, его индивидуальных возможностей, интересов и способностей, нравственно – патриотическое воспитание в традициях русской культуры.

Для решения поставленной цели составлен план учебно-воспитательной работы, ориентированной на решение ряда задач:

  1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  2. Создание условий и предпосылок, обеспечивающих полноценное и разностороннее развитие детей: физического, интеллектуального, эстетического;
  3. Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное  воспитание дошкольников

Это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка с опорой на универсальные духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков, и осуществляется посредством  системы интегрированных занятий  и создании развивающей среды:

В нашем ГБОУ создан уголок, где собраны национальные предметы, впервые пробуждающие душу ребенка , воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, национальными. Это помогает детям понять, что они часть великого русского народа.

Широко используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, игры и т.д.) В русском народном творчестве как нигде сохранились особенные черты  русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их ценности и многообразии.

Важное место занимает ознакомление детей с народно-прикладной росписью. Она пленяя душу гармонией и ритмом, увлекает ребят национальным изобразительным искусством.

На протяжении всего года, воспитателями проводятся занятия и досуги, которые строятся на основе  дат этнокалендаря с изучением обрядов, традиций, фольклора.

Используются все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) при знакомстве детей с русским бытом и соответствующим ручным трудом, народно – прикладным искусством, народной игрушкой. Занятия проводятся в группе – воспитателем в соответствии с планом и предстоящими праздниками и педагогом дополнительного образования по изодеятельности 2 раза в неделю с более детальным изучением народных промыслов и истории их возникновения.

Так же педагогом дополнительного образования по изодеятельности 1 раз в неделю, проводятся занятия по музейной педагогике, которые включают в себя  занятия, экскурсии в музеи, посещение исторических мест нашего города и лекции в библиотеке.

В рамках дополнительного образования дети еженедельно посещают кружок керамики «Сказку сделаем из глины».

Музыкальные занятия проводятся музыкальным руководителем 2 раза в неделю. Здесь дети изучают народную песню, знакомятся с народными инструментами и учатся на них играть, слушают музыку русских композиторов, изучают  элементы русского танца.

В рамках дополнительного образования дети посещают кружок фольклора, где они знакомятся с  русским песенным фольклором: закличками, частушками, изучают народный танец, традиции  и др.

Всеми педагогами используются разнообразные виды народной игры (подвижная, с предметами, дидактическая), широко используются театрализованные игры. Игры проводятся на занятиях по физкультуре и используются в организации прогулок, праздниках и повседневной жизни детей.

Я, как инструктор по физической культуре, в свою  работу активно включаю малые формы фольклора.

Начиная с первой младшей группы, на занятиях использую различные народные игры потешки, сказки, забавы.

Для более успешного разностороннего развития детей мною разработаны разные типы занятий.

Образно-игровое : через воображаемый подражательный образ направить детей на выполнение поставленной задачи.

Сюжетно-игровое: научить детей ставить перед собой цель и выполнить ее преодолевая проблемные ситуации.

Предметно-образное: научить детей предавать предметам образ, чтобы разнообразить и обогатить деятельность с данным предметом.

По сказкам и литературным произведениям: через героя ввести ребенка в сказочный мир, где он в доступной форме усваивает необходимые ценности и жизненные  навыки.

Объединяющим моментом для всех занятий является русская народная песня, форма куплета которой (запев + припев) позволяет выполнять упражнения в рекомендованной для данного возраста дозировке и использование которой, в рамках проведения утренней гимнастики, позволяет ненавязчиво вводить ребенка в мир русской культуры.

Особое место в моей работе занимают русские игры и хороводы. Это идеальный материал для любого физкультурного праздника, т.к. они отражают праздничное настроение детей. Систематическое использование хороводных - игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для развития творческой инициативы самих детей.

     В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего, на безоговорочное и точное выполнение правил. Этому же способствуют ритмичность, напевность или скандирование считалок, предшествующих игре.

        Народные игры сближают детей друг с другом и взрослым, углубляют их социальный опыт, который так важен для развития личности, для формирования коммуникативных способностей.

Традиционным итогом работы всех специалистов с детьми  является праздник или досуг. Именно здесь дети и используют весь изученный и накопленный

 материал в захватывающей игровой форме с незабываемыми переживаниями и эмоциями. Именно здесь видна связь специалистов друг с другом и родителями и результативность проведенной работы. (Приложение 1, 2)

Народ – мудрый и добрый учитель и использование фольклора в воспитании детей дает возможность педагогу и родителям без назидательных, сухих нравоучений в приятной, доступной  для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку, прививать жизненные ценности.

Литература

1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры М., 1988

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2004

3. Батурина Г.И. , Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: Учебно-методическое пособие: М. Школьная Пресса, 2003

4. Григорьев В.М.  Народные игры и традиции в России. М. 1994.

5. Воспитываем граждан России. Ж. Ребенок в детском саду.2009, № 3.

6. Лунина Г.В. Воспитания детей на традициях русской культуры:  учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ., Элизе Трейдинг, 2004

7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть   культуры. М., 1983

8. Русское народное творчество и обрядные праздники в детском саду: конспекты занятий и сценариев праздников. Владимир 1995

9. Флорецкая Т.А. Духовно- нравственные основы семьи: психология, культура, традиции. Воспитание школьников 1997 №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

Использование малых форм фольклора татарского народа в речевом развитии детей

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

ДОКЛАД: Использование малых форм фольклора в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ        Все что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего на...

Презентация из опыта работы в рамках опорной площадки по теме: «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы в рамках опорной площадки по теме: «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...

«Использование малых форм фольклора в воспитании речевой культуры у детей дошкольного возраста.»

Фольклор – одно из действенных ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению...