«Использование малых форм фольклора в воспитании речевой культуры у детей дошкольного возраста.»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кизуб Ксения Викторовна

Фольклор – одно из действенных ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Коркинский муниципальный район

Консультация для педагогов

«Использование малых форм фольклора в воспитании речевой культуры у детей дошкольного возраста.»

Подготовила:

воспитатель

Кизуб К.В.

2019г

Фольклор – одно из действенных ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Произведения русского народного искусства через особую форму отношений к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействует на ребёнка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.      На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного народного творчества на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.     Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

    Народные потешки, песенки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной, так и в самостоятельно – партнёрской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:

 фонематический слух

 грамматический строй речи

 звуковую культуру речи

 обогащать словарь детей.

      А.П.Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. В конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых осознанных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.     Колыбельные песни, по мнению народа – спутник жизни. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним миром.   Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».    По мнению Е.Ф.Широковой, колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний).

Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.  

С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причём исполняются на мотив народных мелодий. Всё это позволяет ребёнку иначе почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образной речи, словесному творчеству детей.  Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её, - это подтверждается в исследованиях Ф.А.Сохина. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обощению, формирует умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей «поэтический взгляд на действительность».   Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми средствами решать сложные задачи развития речи детей. Д.Б.Эльконин в своих работах отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания слов и словосочетаний. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребёнка являются не смысл и  их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять применяя малые фольклорные формы. Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребёнка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлении. По мнению Ивановой, Курашовой, малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно-речевого развития ребёнка от 2 до 3 лет.       Гениальный творец и великий педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.       Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл.    Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка-водичка»), накормить («Травка-муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ребёнком под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.    Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующие его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.     Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик – мальчик, ел – пел, наша – Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчёркивает особенность каждого из них.     Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребёнка к овладению правильным звукопроизношением.

Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то дело слышится в песенках : «Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку…»; «Чики, чики, кички, берёзовые лычки! Летели две птички, собой невелички…»; «Чики, чики, чикалочки…».    Научившись различать вариативность забавных звукосочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, её выразительность, образность.    М.Горький писал: «Именно на игре словом ребёнок учится тонокостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «Духом языка».  Большиство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил , передавая из уст в уста , эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора.  Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминает их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.     Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошных песен – это золотой фонд, любовно сохранённый поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов ( от «водички, умывающей личико», до  весны – «земелюшки в венке или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размером ( от чётких, точных рифм – «Наша Маша…», «Ладушки…», «Огуречик…» - до белого стиха – «Берёза моя, берёзонька…», «Летел куличик…»); интонацией (от ласковой лирической – «Просыпайся , мой дружок, встань…», «Топни… ноженькой…» - до юмористической – «Раздень меня…»). Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Золотое яичко», «репка»), и сказки с захватывающим сюжетом («Кот, лиса и петух»).  Используя в своей речи пословицы и поговорки  дети  учатся  ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.   С.С.Буховостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста...

ДОКЛАД: Использование малых форм фольклора в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ        Все что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего на...

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....