Семейная гостиная: «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Бондарук Елена Евгеньевна

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 комбинированного вида

Красносельского района

 

 

 

           Конспект

                 Семейная гостиная:

«Влияние семьи и детского сада

на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения»

 

 

 

 

 

Составила и провела

воспитатель

Бондарук Е.Е.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2016 г.

Содержание

 

1. Проблема…………………………………………………………….3

 

2. Участники проекта………………………………………………….3

3. Цели и задачи………………………………………………………..3

4. Предварительная работа…………………………………………….4

5. Рекомендации по проведению………………………………………4

6. I встреча: «Экологическое воспитание. Нужно ли оно

    для вашего ребёнка?»…………………………………………………5

7. II встреча: «Семейный отдых»……………………………………...7

8. III встреча: «Мы изменились»………………………………………8

9. Список использованной литературы………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема:

Предвидение Ф. Энгельса:

«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, в первую очередь, те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

Участники проекта:

родители;

дети 6-7 лет;

воспитатели группы;

музыкальный руководитель;

врач-педиатр.

Цели и задачи:

1. Познавательные: окружающая среда и здоровье ребёнка; состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, в городе, стране, мире; пути решения этих проблем; развитие ребёнка через знакомство с окружающим миром; методики ознакомления ребёнка с окружающим миром.

2. Ценностные: природа, как универсальная ценность для человека; значение природы в жизни человека; здоровье ребёнка и природа, окружающая среда; человек – часть природы; формирование разумных потребностей.

3. Нормативные: знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм  поведения в экстремальных ситуациях; выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач; экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция; знание психологических особенностей ребёнка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой.

4. Деятельностные: участие в природоохранных акциях своего микрорайона или на территории детского сада совместно с детьми (озеленение, уборка мусора, сооружение и размещение кормушек), участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах, выращивание растений, уход за животными, сбор природных коллекций во время отпуска, выполнение домашних заданий с детьми, совместное чтение литературы.

Предварительная работа:

Изучение проблемы:

анкетирование родителей, беседы, родительское собрание: «Экологическая ситуация в районе».

Составление плана работы:

1. Анкетирование.

2. Мини-консультации.

3. Беседы.

4. Оформление газеты.

5. Знакомства участников друг с другом.

6. Обмен опытом (родители, воспитатели).

7. Совместная деятельность детей и родителей.

8.  Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей.

Рекомендации по проведению:

«Хозяева»: родители готовы поделиться своими знаниями и опытом по этой проблеме, врач-педиатр, воспитатели, дети.

«Гости»: родители, которых волнует проблема.

Неформальное объединение позволяет снять напряжение, организовать активный процесс общения, предоставляет возможность для творческих проявлений участников взаимодействия как взрослых, так и детей.

I  встреча

 

Экологическое воспитание. Нужно ли оно для вашего ребёнка?

 

1)Круг знакомства.

Проводится игра «Знакомство», для более раскрепощённого общения.

 

2)Воспитатель читает предвидение Ф. Энгельса, задаёт вопросы и предлагает порассуждать.

а)  Сбылось ли предвидение Энгельса , сделанное более 100 лет назад?

б)Какими примерами можно подтвердить это предвидение?

 

3)Родители были посвящены в тему гостиной, поэтому некоторые из них подготовили материалы: «Человек – «царь» природы или её часть?», «Чернобыль – 1986 год!», «Сто великих катастроф мира».

Подготовленные родители читают свои доклады.

Обсуждение. Выводы.

 

4)Воспитатели знакомят родителей с комплексом взаимосвязанных задач в области экологического обучения:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Воспитатель объясняет каждую задачу и рассказывает о своей работе по решению этих задач.

 

5)Дети знакомят родителей с экологической зоной, которая находится в группе: показывают различные дидактические, настольные игры, рассказывают о том, как они ухаживают за растениями и животными природного уголка, показывают, какие опыты они проводили, составляли книжки-самоделки и т.д.

 

6)Творческие семейные работы.

Участвуют все участники встречи.

Разбиваются на команды.

Дети рисуют на тему: «Хочу, чтобы мир был такой», родители помогают и пишут пояснения к рисункам.

Потом все представляют свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II встреча

 

Семейный отдых.

 

1)Анкетирование по теме: «Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок».

 

2)Семейный альбом.

Родители делятся впечатлениями о своём отдыхе, показывают фотографии и рассказывают о том, какая, по их мнению, экологическая обстановка в этой местности.

 

3)Семейные традиции.

После рассказов родителей выясняется, что многие, из поколения в поколение, ездят в одно и тоже место отдыхать (деревни, сёла, где жили их предки). Они до сих пор пользуются утварью, которая служила ещё их прадедам. Они работают в садах и огородах, ухаживают за яблонями, которые посадили их деды.

 

4)Выступление воспитателей.

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека от природы. Быстрый рост городов привёл к тому, что многие дети не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребёнка на площадку с песком сомнительной чистоты. Причём часто невдалеке от дома находится сквер, парк и даже лесопарк – великолепные условия для общения ребёнка с природой, для его познавательного развития.

 

5)Выступление врача-педиатра «Летний отдых с ребёнком».

Рекомендации врача. Ответы на вопросы.

 

6)Выход на улицу.

Воспитатель читает: «Письмо липы».

Дети с родителями дома думали над тем, что подарить деревьям и со своими подарками пришли в нашу гостиную.

См. «Приложение к гостиной».

 

 

 

 

 

III встреча

 

Мы изменились.

 

1)Представление семейных альбомов: «Как мы теперь проводим выходной».

Рассказы родителей о том, что изменилось теперь в их отдыхе.

 

2)Праздник: «Земля – наш дом родной».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Алиева Т.И., Антонова Т.В. и др. «Истоки»: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. – М.: «Карапуз», 2001.

2. Баландин Р.К., Маркин В.А. «Сто великих катастроф мира». – М.: Вече, 2000.

3. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн., «Асар», 1996.

               4. Николаева С.Н. «Юный эколог»: программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозайка-Синтез, 2

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида Красносельского района Семейная гостиная : «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения» Составила и провела воспитатель Бондарук Е.Е. Санкт-Петербург 2016 г.

Слайд 2

Семейная гостиная «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения» Встреча третья «Мы изменились» Встреча первая «Экологическое воспитание. Нужно ли оно для вашего ребёнка?» Встреча вторая «Семейный отдых»

Слайд 3

Встреча первая «Экологическое воспитание. Нужно ли оно для вашего ребёнка?»

Слайд 4

Очень люблю гулять Люблю походы Люблю убирать свою квартиру Провожу время на даче Люблю животных Люблю проводить различные опыты Я всегда экономлю воду Я – «царь природы» Много читаю Никогда не ломаю деревья Всегда хожу на субботники У меня дома аквариум Люблю отдыхать на море Очень интересуюсь экологической ситуацией Люблю собирать грибы и ягоды Участвую в очищении водоёмов Игра «Знакомство»

Слайд 5

Доклады родителей Темы: «Человек – царь природы или её часть» «Чернобыль – 1986 год» «Сто великих катастроф мира»

Слайд 6

Комплекс задач в области экологического воспитания: Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе). Развитие познавательного интереса к миру природы. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Слайд 7

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой). Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни. Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Слайд 8

Знакомство родителей с экологической зоной группы

Слайд 9

Творческие семейные работы «Хочу, чтобы мир был такой»

Слайд 10

Встреча вторая «Семейный отдых»

Слайд 11

Анкетирование родителей 1. Как часто вы гуляете с детьми? а) каждый день, б) по выходным дням, в) другие варианты (укажите какие). 2. Чаще всего вы гуляете: а) в парке (сквере), б) во дворе, в) в других местах (укажите каких). 3. Вспомните, есть ли недалеко от мест ваших прогулок: а) автомобильная дорога, б) гаражи, в) автостоянки (автозаправочные станции), г) свалки, д) предприятия . «Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок» 4. Много ли зелени в таких местах: а) много деревьев, кустарников, б) есть отдельные деревья, кустарники, в) растения практически отсутствуют. 5. Назовите растения, которые вы видели в местах прогулок с детьми. Знаете ли вы, как они влияют на состояние воздуха? 6. Слышен ли какой-нибудь шум на этой территории? а) отсутствует, б) слабый, в) бывает изредка, г) сильный, д) постоянный, 7. Как вы сами оцениваете состояние воздуха в местах ваших прогулок с детьми: а) чистый, б) загрязнённый.

Слайд 12

Семейный альбом (родители делятся впечатлениями о семейном отдыхе)

Слайд 13

Вывод: В основном родители гуляют с детьми на площадках в черте города.

Слайд 14

Семейные традиции «Каждый год мы отдыхаем в деревне Тверской области у прабабушки». «Мы пьём воду только из колодца». « А у нас сохранилась старая телега, которой мы до сих пор пользуемся». «Каждый год мы приезжаем к дедушке копать картошку».

Слайд 15

Выступление воспитателя на тему «Отчуждение человека от природы»

Слайд 16

Выступление врача-педиатра на тему «Летний отдых ребёнка»

Слайд 17

«Письмо липы» Я, большая старая липа, очень рада вашему приходу. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети и родители берутся за руки вокруг ствола). Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). Кто из нас сильнее? Есть у меня ещё силушка! Теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Ответы детей.) А для чего мне ещё мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу») Если вы правильно ответили, полейте меня, мне очень хочется пить (дети выполняют просьбу липы). Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками и скажите, какая она – шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Тёплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют эти просьбы.) А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки – это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (выслушиваем предположения детей). А почему шевелятся мои листочки? Кто из вас помнит, что такое ветер? И последний вопрос: как вы думаете, почему ко мне так любят прилетать пчёлы? (Они переносят пыльцу с цветка на цветок, а запах цветков привлекает пчёл). Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я подарю вам свои листочки (Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздаёт их детям. Живые листья рвать нельзя!) Ваша Липа.

Слайд 18

Вручение подарков липе

Слайд 19

Встреча третья «Мы изменились»

Слайд 20

Представление семейных альбомов «Как мы теперь проводим выходные»

Слайд 21

Праздник «Земля - наш дом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».

     Семейное воспитание общее название  процессов  воздействия на детей   со стороны  родителей и  других членов семьи   с целью  до...

Методическая разработка Тема «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребенка основ эколого-валеологического мировоззрения».

Основополагающей мотивацией приобщения детей дошкольного возраста к валеологической культуре является здоровый образ жизни каждого члена общества и всей семьи в целом. В здоровой семье, как и  в ...

"Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья"

Физическое воспитание - один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образова...

"ОПЫТ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ».

Формирование у дошкольников основ экологической и духовно-нравственной культуры методом проектной деятельности....

Статья "Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья

Основная цель программы развития ДОУ состоит в  создании благоприятных условий по полноценному проживанию ребенком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннему...

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребёнка к школьному обучению

Изучение особенностей взаимодействия детского сада и семьи в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе....

«Семейная гостиная–эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи»

Семейная гостиная под названием «Играем вместе». Это перспективная форма работы, где рассматриваются актуальные вопросы по организации игровой деятельности, постепенно формируется активная...