Методическая разработка Тема «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребенка основ эколого-валеологического мировоззрения».
проект (старшая группа) на тему

Основополагающей мотивацией приобщения детей дошкольного возраста к валеологической культуре является здоровый образ жизни каждого члена общества и всей семьи в целом. В здоровой семье, как и  в здоровом обществе отсутствуют проблемы отцов и детей, младших и старших и т. д.  Дети, прошедшие в чреве матери в девять месяцев весь миллионный процесс эволюции, являют собой само совершенство и природа всеми своими силами старается сохранить до 7-8 летнего возраста огромный потенциал индивидуума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребенка основ эколого-валеологического мировоззрения».

ПРОБЛЕМА:

 Основополагающей мотивацией приобщения детей дошкольного возраста к валеологической культуре является здоровый образ жизни каждого члена общества и всей семьи в целом. В здоровой семье, как и  в здоровом обществе отсутствуют проблемы отцов и детей, младших и старших и т. д.  Дети, прошедшие в чреве матери в девять месяцев весь миллионный процесс эволюции, являют собой само совершенство и природа всеми своими силами старается сохранить до 7-8 летнего возраста огромный потенциал индивидуума.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Развивающая: развиваем у детей все познавательные психические процессы, помочь осмыслить систему мероприятий, способствующих оздоровлению человека.
  2. Воспитательная: система знаний о здоровье даёт детям уверенность в себе, бережное отношение и к своему здоровью. Развиваем ценностное отношение детей к своему здоровью.
  3. Образовательная: дать детям знания о строении своего тела, внутренних органах и систем, их взаимосвязь с природными факторами.
  4. Ценностные: природа как универсальная ценность для человека, значение природы в жизни человека, человек – часть природы, формирование разумных потребностей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  • Изучение проблемы: тестирование, анкетирование.
  • Консультации для родителей.
  • Совместная деятельность родителе, воспитателей, детей. Проведение викторины совместно с детьми.
  • Обмен опытом (родители, воспитатели).

Первая встреча.

Эколого-валеологическое развитие. Что это такое? Нужно ли оно вашим детям.

Рисунок 1

Факторы природы и их значение.

Вы уже знаете, что для закаливания организма мы используем факторы природы - это вода, солнце, воздух и земля.

а) Вода - водные процедуры (обтирание, полоскание горла, обливание, купание, “моржевание”). Температурное раздражение кожи водой оказывает тонизирующее и возбуждающее действие на нервную систему, кровообращение и дыхание.

б) Солнце - это мощный стимулирующий и закаливающий фактор. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в коже человека совершается ряд сложных процессов, в том числе образование витамина D. Солнечные лучи обладают бактерицидными свойствами, стимулируют деятельность нервной системы, повышают общий тонус, улучшают настроение и работоспособность. Но все это хорошо, если соблюдаются нормы и правила. (Кварцевание).

в) Самым доступным способом закаливания являются воздушные ванны, они доступны любому в любое время года. Воздушные ванны повышают обменные функции организма, укрепляют сосуды и нервы кожи, возбуждают работу нервной системы, улучшают работу сердца, повышают общий тонус организма.

г) Хождение босиком испокон веков использовалось для профилактики и лечения многих заболеваний. Современная наука подтверждают пользу босохождения. Установлено, что на стопе человека при хождении босиком включается в работу 72 тысячи нервных окончаний, которые связаны с различными органами и системами организма.

При хождении босиком идет физическое воздействие на эти системы, осуществляется их массаж и, следовательно, стимуляция органов и систем.

В такт шагам ритмично меняется температура стопы, это стимулирует кровообращение, тренируется иммунная система, повышается способность организма противостоять воздействию на него холода. Постепенность - необходимое условие (хождение по ковру и полу, хождение по росе от ранней весны до поздней осени, хождение босиком по снегу).

д) Рациональная одежда - один из факторов, влияющих на закаливание. Правильно, по погоде одетый ребенок, никогда не подвергнется перегреву или переохлаждению.

Вторая встреча.

Экологическая акция ”Берегиня”.

Цель: Формировать у детей и взрослых экологическую культуру и мировоззрение.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Результат: У взрослых и детей возрастёт ответственность за использование воды.

Мероприятия:

  • Беседа “Вода – это жизнь”
  • Рисование “Портрет воды”
  • Рисование плакатов “Берегите воду” и развешивание плакатов в микрорайоне детского сада.
  • Игры:
  • “Кто живёт в воде”.
  • “Мы живём в воде”.
  • “Мы капельки”.
  • “Вода не вода” и др.
  • Экологические сказки:
  • Н. Рыжовой “Жила была речка”, “Как люди речку обидели”
  • М. Пластова “Как Кап Иванович Речку спасал” и др.
  • Закрепить правила поведения в быту и на воде:
  • мыть руки перед едой;
  • не есть грязные овощи и фрукты;
  • не пить сырую воду;
  • не пить воду из неизвестных источников.

(делать акцент не на запрет, а на осознание детьми правил)

  • Обсуждение: что необходимо сделать для того, чтобы экономно и разумно использовать воду
  • Ширмы для родителей:
  • “Вода – это жизнь”
  • “Давайте беречь воду”
  • Целевая прогулка к озеру (если это возможно территориально)

Третья встреча.

Викторина "Лабиринт"

Программное содержание:

1. Закреплять элементарные валеологические знания детей о внешних органах человека.
2. Развивать основы валеологического мышления, т.е. умения использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья.
3. Воспитывать нравственность, гуманность, желание помочь в трудную минуту.

Материал:

Карта–схема "Лабиринт", 2 сундучка; носовой платок, зубная щётка, расческа, мочалка, зеркало, зубная паста, мыло, книга, ручка; дидактическая игра "Фоторобот" ( набор карточек с изображением различных форм носа, глаз /добрые, злые, весёлые и т.п./, губ /радость. грусть, злость, страх и т.п./, различные виды причёсок); карточки со словами–головоломками, схема последовательности мытья рук (разрезанная и целая), фломастеры, медали для награждения (по числу детей).

Активизация словаря:

унылый, нерадостный, задорный, недовольный, счастливый.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну "Любочистию". Вы знаете, что это за страна? (Ответы детей). А ВЫ, уважаемые взрослые знакомы с этой страной?  В этой стране живут очень весёлые, добрые человечки, которые больше всего на свете любят чистоту. Правит этой страной прекрасная королева Розалинда. но недавно над всей страной нависла смертельная опасность. Злой волшебник Кар–Кариес вместе со своим войском напал на Любочистию. Хитростью и коварством пробрался Кар–Кариес во дворец, выкрал прекрасную Розалинду, и заточил её в высокой башне. Затем злой волшебник перекрыл всю воду в городе, оставив лишь один колодец на главной площади. Но вода в нём капала так медленно, что жителям Любочистии едва хватало её, чтобы утолить жажду. Коварный Кар–Кариес превратил все умывальные принадлежности в камни, а полотенца просто растворил в воздухе. Жители Любочистии впали в уныние и ждут того, кто бы им помог. Хотите вы, ребята, помочь жителям Любочистии? Тогда в путь! Чтобы попасть в Любочистию, надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебный пароль: "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!"

(Дети закрывают глаза, берутся за руки и произносят слова пароля).

Воспитатель. Вот, мы и на месте. (Дети подходят к мольберту, на котором укреплена карта–схема "Лабиринт"). Посмотрите, какой огромный лабиринт нам необходимо пройти, чтобы добраться до прекрасной Розалинды. Вы боитесь? Сумеете? Тогда повторяйте за мной:

Мы ловкие? – Да!
Умелые? – Да!
Врага одолеть
Мы сумеем всегда!

Итак, мы входим в лабиринт, идём по мрачному, тёмному коридору. (Во время рассказа воспитатель водит указкой по схеме, показывая путь). Стоп! На нашем пути стражники! Стражники пропускают лишь того, кто ответит на их вопросы. Готовы?

(Воспитатель читает вопросы).

1 вопрос – Орган нашего тела, который принимает звуковые сигналы? (Ухо)

2 вопрос – От какого овоща плачут наши глаза? (Лук)

3 вопрос – Что лечит врач–стоматолог? (Зубы)

Воспитатель. Молодцы! Стражники отступили – путь свободен! Идём дальше. Перед нами мрачная комната. В ней два сундука. Один наполнен различными предметами, другой – пустой. Необходимо разложить предметы в оба сундука. В один сундук – предметы, которыми нельзя делиться с другими людьми, во второй – предметы, которыми можно делиться. Подойдите к столу. У меня тоже есть такие сундучки.

(Дети выполняют задание, воспитатель проверяет правильность выполнения).

Воспитатель. Хорошо! И с этим заданием вы справились! Дальше пойдём? Что это за шум? Слышите? Это шумит река. Перебраться на другую сторону можно по камушкам. Чтобы встать на камушек и не упасть с него, надо отгадать загадку. Будьте внимательны!

  1. На ночь два оконца сами закрываются,
    А с восходом солнца сами открываются. (Глаза)
  2. Полно корыто гусей–лебедей намыто. (Зубы)
  3. Два паруса на всю жизнь рядом плывут,
    А друг друга не видят. (Уши)
  4. Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)
  5. "Ношу их много лет, а счёту им не знаю". (Волосы)

(По мере отгадывания, воспитатель обводит каждый камушек, нарисованный пунктиром, красным фломастером).

Воспитатель. Ну вот, мы и перебрались через реку. Идём дальше. Что за смешные рожицы? Одна – весёлая, другая – грустная? Да, это игра "Фоторобот"! Вы должны из отдельных частей составить портрет унылого, весёлого, злого человека. Разделить на три группы. На столе разложены детали. Подходите и приступайте к работе.

(Дети выполняют задание, воспитатель проверяет правильность выполнения)

Ребята, а какими ещё словами можно назвать грустного, весёлого и злого человека?

(унылый, нерадостный, задорный, смеющийся, счастливый, недовольный, недобрый)

Воспитатель. Молодцы! Ещё одно препятствие позади! Кто это? Опять стражники? Приготовьтесь к новым вопросам. Готовы?

1 вопрос – Что дороже денег? (Здоровье)

2 вопрос – У птиц – перья, у человека – ……..? (Волосы)

3 вопрос – Что лечит врач – дерматолог? (Заболевания кожи)

4 вопрос – Мы знаем, что яблоко – фрукт, в организме человека тоже есть яблоко, но оно ……… (Глазное)

Вы правильно ответили на вопросы – стражники пропускают вас! Идём дальше. А это что за таинственные письмена? Правильно, это головоломка. Буквы и слоги перепутались. Ваша задача – расставить буквы и слоги по местам. Подойдите к столу, возьмите фломастеры и на карточках, рядом с перепутанным словом напишите правильный вариант.

(Дети выполняют задание)

КИРУ (руки) ЦЕДРЕС (сердце) ВОГАЛО (голова)

ЛОСЫВО (волосы) БЫЗУ (зубы) ЗЯКЫ (язык)

Воспитатель. Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Мы ловкие? – Да!
Умелые? – Да!
Врага одолеть
Мы сумеем всегда!

Ну вот мы и добрались до мрачного замка Кар–Кариеса. Здесь в высокой башне томится прекрасная Розалинда. Но мы не сможем войти в башню без ключа. Чтобы добыть ключ, необходимо выполнить последнее задание.

У меня в руках схема последовательности мытья рук. Вернее, схема, разделённая на части. Каждый из вас подойдёт ко мне и возьмёт одну часть. Ваша задача – восстановить схему в нужной последовательности.

(Дети подходят к воспитателю, берут части и становятся в шеренгу. в такой последовательности, в какой необходимо мыть руки. Воспитатель показывает схему целиком, и дети проверяют правильность выполнения).

Воспитатель. Ура! Ребята, мы освободили прекрасную Розалинду. Коварный Кар–Кариес будет побеждён, и в Любочистии станет также красиво и чисто, как было раньше. Ну а нам пора домой. Возьмём друг друга за руки, закроем глаза, и … мы снова дома.

Вот и закончилось наше удивительное путешествие в страну Любочистию. И мне осталось лишь выполнить просьбу прекрасной Розалинды:

За смекалку и находчивость наградить каждого из вас высшей наградой Любочистии – орденом Мойдодыра!

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

“МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ”

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашей безопасности и нашем здоровье.

Ребенок 1.

Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.

Ребенок 2.

К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем.

Ведущий.

Кто из вас, ребята, знает,
Что закалке помогает
И полезно нам всегда?

ВСЕ. Солнце, воздух и вода!!!

Ведущий. А сейчас мы с вами споем песню “Физкульт-ура”.

Песня “Физкульт-ура!”

Спортивная эстафета:

  1. Прыжки через “Кузнечик”, пролезание через тоннель, бег.
  2. Прыжки на хопе, пролезание через обруч.

За дверью слышится шум, плач.

Ведущий. Что за шум? Что случилось?

В зал входят АХ и ОХ. АХ тащит ОХа. Он упирается, не хочет идти.

АХ. Мой брат ОХ всего боится. Он боится выходить на улицу, т.к. там много незнакомых людей. Боится сидеть один дома, потому что ему кажется, что кругом опасности и т.п. Помогите моему брату понять, что действительно опасно, а чего не следует бояться.

Ведущий.

Истории, которые мы вам сейчас расскажем…
Истории, которые мы вам сейчас покажем…
Истории, которые сейчас произойдут…
Пусть вам наукой будут и радость принесут.

Сценки.

АХ. Спасибо, дети (обращается к Оху). Ну что, ты теперь понял, какие могут быть опасные ситуации?

Игра “Съедобное – несъедобное”

ОХ. Ох! А мне не все понятно. Хотя я теперь знаю, как надо вести себя, чтобы не заболеть. Но я еще пока боюсь оставаться один дома.

Ведущий. А наши дети могут тебе помочь. Пожалуйста, Руслан, расскажи.

На стене развешены плакаты серии “Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста” Р.Б. Стеркиной

Ребенок 1.

Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
“01” звони скорей.

Ребенок 2

Не пройдет пяти минут,
Как воришку заберут.
Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался,
Я тогда “02” набрал
И милицию позвал.

Ребенок 3

Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери “03” скорее,
И приедет к маме врач.

Ведущий.

Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо

ВСЕ. НЕТ!

Ведущий.

Вам предложат обезьянку,
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет –
Отвечайте твердо:

ВСЕ. НЕТ!

Ведущий.

Позовут лететь к Луне,
Покататься на слоне...
Есть на все простой ответ,
Ты ответить должен:

ВСЕ. НЕТ!

ОХ. Ох, ну ладно, уговорили, так и быть, я постараюсь. И если я еще что-нибудь буду бояться, то сразу приду к вам.

АХ. Спасибо вам, ребята. А сейчас давайте поиграем все вместе в веселую, музыкальную игру “Ходим кругом друг за другом”.

Игра “Ходим кругом друг за другом”

Ведущий. Молодцы! А сейчас давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и гостями. Все вместе скажем: “Физкульт –…”

ВСЕ: УРА! УРА! УРА!

Все вместе уходят в группу.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(нужное подчеркнуть)

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

  • совсем не болеет,
  • редко болеет,
  • часто болеет.

2. Причины болезни:

  • недостаточное физическое воспитание ребёнка в детском саду,
  • недостаточное физическое воспитание ребёнка в семье,
  • наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребёнка?

  • да,
  • нет,
  • частично.

4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

  • соблюдение режима,
  • полноценный сон,
  • достаточное пребывание на свежем воздухе,
  • здоровая гигиеническая среда,
  • благоприятная психологическая атмосфера,
  • физические занятия,
  • закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

  • облегчённая форма одежды на прогулке,
  • облегчённая одежда в группе,
  • обливание ног водой контрастной температуры,
  • хождение босиком,
  • прогулка в любую погоду,
  • полоскание горла водой комнатной температуры.

6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

  • да,
  • частично,
  • нет.

7. Нужна ли Вам помощь детского сада?

  • да,
  • частично,
  • нет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...

"Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка"

Представленный материал раскрывает содержание занятия по физической культуре во второй младшей группе....

“Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка”

Ученые утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, а та...

Семейная гостиная: «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения»

Государственное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22 комбинированного видаКрасносельского района              Конспект...

Консультация для родителей Тема: "Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"

Консультация для родителейКонсультация для родителей Тема: "Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"Дошкольный возраст – самый благодатный период дл...

Консультация для родителей Тема: "Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"

Дошкольный возраст – самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.Формирование правильных духовно-нравственных основ личности...