Мастер-класс "Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми"
консультация на тему

Пархоменко Инесса Николаевна

Развитие коммуникативных умений  в работе с детьми дошкольного возраста является  приоритетной задачей саморазвития педагога. Поскольку воспитание и обучение детей не осуществляется без общения педагога с ребёнком. Насколько успешно будет педагог владеть коммуникативными умениями, настолько успешно будет организована эффективная деятельность педагога  в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми»

    Актуальность:  развитие коммуникативных умений  в работе с детьми дошкольного возраста является  приоритетной задачей саморазвития педагога. Поскольку воспитание и обучение детей не осуществляется без общения педагога с ребёнком. Насколько успешно будет педагог владеть коммуникативными умениями, настолько успешно будет организована эффективная деятельность педагога  в работе с детьми.

    Цель работы лаборатории: Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми.

     Задачи работы лаборатории:

  1. развивать коммуникативные умения;
  2. способствовать сплочению педагогического коллектива для решения творческих задач;
  3.  развивать  навыки вербального и невербального общения, понимания и выражения эмоций и чувств;
  4. развивать средства общения в работе с детьми с различным типом поведением.

Ход работы:

 1.  Организационный момент:

-озвучивание темы, цели и принципов построения работы лаборатории (слайд 1,2,3)

     2. Приветствие.

    3. Игра с мячом «Комплимент».

   Цель: Обучение  педагогов умению говорить комплименты.

    4. Работа в подгруппах «Что такое коммуникативные умения?»

   Цель: Развитие компетенции педагогов в понимании термина «Коммуникативные умения».

    5. Мини-лекция: «Коммуникативные умения. Их виды».

   Цель:  Знакомство педагогов с определением коммуникативных умений и их видами (слайд 4,5)

    6. Игра «Ручеек».

Цели:

  • провокация переживаний, связанных с оцениванием;
  • анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок;
  • найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте и помогающие преодолению барьера.

Материалы:

  • карточки с фразами и словами (карточки педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).

     Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздает карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.

     Психолог дает инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».

     Психолог проводит каждого по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.

     Проводится обсуждение:

- Что вы чувствовали во время упражнения? 

- Какие слова и фразы вызвали переживания? 

- Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова?

- Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?

       Далее психолог озвучивает 1-е правило построения вербальных коммуникативных умений (слайд 6).

      7. Упражнение «Спустить пар».

      Цели:

  • обратить внимание на нюансы восприятия замечаний;
  • найти и сформировать способы, удерживающие собеседника в контакте и помогающие преодолению барьеров.

      Психолог дает инструкцию: «Сядьте в один общий круг. Каждый может сделать партнеру замечание по поводу одежды, черт характера и прочего. При этом нужно обращаться к конкретному человеку со следующими словами: „Я желаю вам долгой и счастливой жизни, но мне бы хотелось, чтобы…“ Тот, к кому обращаются, просто внимательно выслушает все, что ему хотят сказать. До каждого дойдет очередь „спустить пар“».

        Когда круг завершится, психолог говорит: «А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе?»

         Следует обсудить внутреннее ощущение каждого участника при высказывании замечаний; сказать, приходилось ли подбирать слова, когда делали замечания; проанализировать, подбирают ли воспитатели в общении с воспитанниками слова, чтобы сделать замечание.

        Далее педагог озвучивает 2-е правило построения вербальных коммуникативных умений (слайд 6).

           8. Игра «Противостояние».

          Цель — показать участникам группы, что резкий и громкий голос, позиция «над партнером» по общению отпугивает
собеседника, мобилизует его сопротивление, вызывает негативные чувства.

           Педагоги распределяются по парам и решают, кто будет первым участником, а кто вторым. Они должны вступить в
воображаемый спор. Первый — «обвинитель »: он стоит рядом со вторым и постоянно повторяет: «Нет, это вы делаете не так (неправильно)!», при этом указывая на собеседника указательным пальцем. Второй садится на маленький стульчик и повторяет: «Это не я!» Оба участника должны пользоваться только этими фразами, произнося их по очереди (не важно, при этом кто начинает). Эти фразы нужно произносить сначала тихо, потом громко, затем гневно, обвиняя, угрожающе в сочетании с гневной позой. При выполнении этого упражнения необходимо поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда психолог скажет: «Стоп!», участники должны закончить выполнение упражнения, пожать друг другу руки и поблагодарить за участие. Затем участники меняются местами.

             После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы психолога:

      -«Какие чувства испытывает к вам ребенок, когда вы находитесь в роли обвинителя?»

      -  «Что хочется сделать?»

        Далее педагог озвучивает 3-е правило построения вербальных коммуникативных умений (слайд 6).

         9.Упражнение «Солнце».

         Цель - показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.

         Материалы:

  • детские рисунки на тему «Злой человек»,
  • 3—4 листа ватмана;
  • маркеры и краски (для каждого участника).

         Психолог предлагает педагогам разделиться на три группы. Первая группа воспитателей — со стажем работы
20—25 лет, вторая группа — со стажем 10—15 лет, третья группа — молодые специалисты.

            Каждая группа берет лист ватман с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения). Задача членов каждой подгруппы — дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать красками.) Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы: «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»

         Затем группы представляют свои работы. (Первыми приглашаются педагоги со стажем работы 20—25 лет.)
         Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

          Далее участники обсуждают, почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного
поведения. Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.

          9. Беседа «Невербальные коммуникативные умения».

                Цель: Знакомство педагогов с определением невербальных коммуникативных умений  (слайд 7).

         10. Мини-лекция « Принципы  построения коммуникации в работе с детьми с разным поведением» .

         Цель: Ознакомление педагогов с принципами построения коммуникации в работе с:

-гиперактивными детьми (слайд 8);

-агрессивными детьми (слайд 9);

-застенчивыми детьми (слайд 9).

          11. Рефлексия. Прощание

         Цель: Отреагирование проделанной работы, определение своего эмоционального самочувствия после работы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональные умения педагога в общении с детьми и их родителями».

18 марта в нашем саду прошёл семинар-практикум «Профессиональные умения педагога в общении с детьми и их родителями». Наш старший педагог Артемьева Ю.А. погрузила всех участников в тему субъект ...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы....

«Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях работы с детьми дошкольного возраста»

В консультации предоставлени общий материал о применении ИКТ в ДОО в работе с дошкольниками....

Семинар «Коммуникативные умения педагога»

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. ... Общение имеет огромное...

брошюра для педагогов "Коммуникативные танцы - игры в работе с детьми"

Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого....

«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»

Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»...