Главные вкладки

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
    методическая разработка на тему

    Лупанова Галина Николаевна

    Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_kommunikativnyh_umeniy_pedagogov.docx23.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Г.Н. Лупанова, старший воспитатель

    МАДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 151

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

    Педагогическое совещание в форме деловой игры:

    «Педагогический пробег»

    Цель: уточнить знания педагогов по проблеме коммуникативных взаимодействий со взрослыми и детьми.

    Ведущий: знакомит с правилами, следит за регламентом, помогает «начальникам станции» в обобщении представленного группами материала, подводит результаты деловой игры.

    Организатор в группе: активно участвует и направляет дискуссию, следит за её ходом, фиксирует мнение группы по вопросу и представляет его «начальнику станции».

    Начальник станции: предлагает вопросы к дискуссии, обозначенные на путевом листе данной станции, следит за дискуссией, выделяет самых активных и по окончании дискуссии выдаёт карточку, фиксирует в специальном бланке единое мнение группы по результатам дискуссии. Во второй части  он выставляет баллы за работу (от 1 до 3), обобщает полученный материал, выделяя самые творческие мысли, суждения, предложения и знакомит с ними всех играющих.

    Правила игры: 

    1. На каждой станции группа работает 10 минут, из них 2 минуты на оформление единого мнения для начальника станции, нельзя оспаривать.
    2. Соблюдать правила дискуссии: слушать других, четко излагать свои мысли, вырабатывать компромиссное решение, активно участвовать в игре.

    Атрибуты к игре:

    • Значки с номерами групп
    • Табло для подсчёта и наглядного представления баллов, полученных каждой группой.
    • Бланки для каждого «начальника станции».

     

    Ход игры.

    Все играющие разбиваются на 3 группы. В каждой группе выбирается организатор. Он получает значок с изображением номера группы. Помещение, где проводится деловая игра, оформляется следующим образом: размещаются 3 стола в разных концах с условным названием «станций».

    1 станция «Что такое общение?»

    Вопрос: Что такое эффективное общение?

    Перечислите и охарактеризуйте формы общения взрослого и ребёнка.

    2 станция «Средства общения»

    Вопрос: В чём значение невербальных способов общения для развития коммуникативных взаимоотношений?

    Значение речи воспитателя в развитии коммуникативного взаимодействия взрослого и ребёнка.

    3 станция «Личность воспитателя в коммуникативном взаимодействии».

    Вопрос: Роль воспитателя в создании благоприятного микроклимата для развития коммуникативной деятельности.

    Как влияет содержание общения на отношения детей к взрослым?

    Ведущий объявляет правила игры.

    После того как группы побывают на трёх станциях и закончат пробег, объявляется перерыв 10 минут. В это время начальники станции вместе с ведущим выставляют баллы каждой группе.

    Ведущий даёт слово каждому начальнику станции, оглашает результаты. Подводятся итоги.

    Конкурс педагогического мастерства

    «Развитие коммуникативных умений педагога»

    Цель:

    1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
    2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способность, техника.
    3. Тренировка профессионально- педагогических особенностей: внимания, наблюдательности, воображения.

    Сценарий конкурса.

    1. Психологическая настройка на творческую работу.

    Цель: выполнение упражнений на умение управлять своим творческим самочувствием. Упражнение выполняется коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.

    Упражнение: «Удобное средство».

    Прослушать аудио запись музыкального фрагмента (Чайковский П.И. «Вальс цветов), свои мысли и чувства выразить в рисунке или написать короткий рассказ.

    2. Педагогический такт воспитателя.

    Задание: проанализировать ситуацию: «Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает:

    • Что ты собираешься рисовать и чем?
    • Как будешь рисовать? Как расположишь рисунок на листе бумаги?
    • Что нарисуешь сначала, а что потом?

         Напоминает, что после рисования нужно всё положить на место».

    Ответить на вопрос: Нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

    1. Педагогическая техника.

    Цель: научиться управлять своим эмоциональным состоянием.

    Упражнение 1.

    Имитационная игра. Войти в группу в образе заведующей, старшего воспитателя. Проследить, как меняется внутренний настрой.

    Упражнение 2.

    Микропреподавание. Управление собой в ситуации: «Дети, давайте поговорим о …». В ходе проведения микро преподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель.

    Развитие невербальных средств общения.

    Упражнение 1.

    Войди в круг. Все воспитатели стоят по кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.

    Упражнение 2.

    Продемонстрировать Ваш взгляд на ребёнка:

    • С укоризной
    • С настойчивым запретом
    • С безмерным удивлением
    • С гневом
    • С ожиданием дальнейших действий.

    Речь и коммуникативное поведение воспитателя.

    Упражнение 1.

    Произнести текст: «Однажды в студёную зимнюю пору …»

    • Шёпотом
    • С максимальной громкостью
    • Волнообразно
    • Как будто вы страшно замёрзли
    • Как будто у вас во рту горячая картошка
    • Как пятилетняя девочка.

    1. «Счастье – когда тебя понимают».

    Упражнение 1.

    Проведение беседы с родителем или ребёнком. Воспитателям предлагаются карточки с педагогическими ситуациями, для решения которых необходима беседа либо с родителями, либо с ребёнком.

    Результаты конкурсов записываются в протокол, в конце подводятся итоги, вручаются поощрительные призы.

    Мини-сочинения педагогов на тему: «Культура речевого общения»

    Цель: дать возможность педагогам проанализировать свой уровень речевой культуры, определить роль речевого общения в воспитательно-образовательной работе с детьми.

    Вопросы:

    1. Достаточно ли внимания уделяете Вы в педагогическом коллективе вопросам речевого общения в процессе работы с детьми?
    2. Какие сложности испытываете в общении с детьми и их родителями?
    3. Как влияет уровень речевой культуры на педагогическую деятельность?
    4. Как Вы преодолеваете внутреннее раздражение к отдельным детям, родителям, сотрудникам?
    5. Считаете ли Вы, что благодаря Вашей культуре речевого общения Вы способны расположить к себе детей и взрослых? Приведите примеры.

    Педагогическое совещание

    «Психолого-педагогическое общение с детьми – основа развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

    Форма проведения: творческая гостиная.

    Ведущий: Самое лучшее на Земле – это добрые человеческие отношения. Общение с людьми – непременное условие существования человека.

    «Нелёгок труд заводов и полей,

    Но есть работа много тяжелей,

    Работа эта – быть среди людей».

    К мнению поэта В. Межирова можно добавить, что не только быть среди людей, но повседневно общаться с ними, причём в разное время дня с разными людьми: педагогами, родителями, детьми. Общаться по делу, с определённой целью и т.д.

    «… с языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя, словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом; без слов нет сознательной мысли», - так говорил Даль В. И.  В «Толковом словаре живого великорусского языка». Мы говорим друг с другом. Невидимая словесная нить существует между нами. И от того,  как мы ведём беседу, знаем ли мы, зачем сейчас говорим именно это, а не другое, эти нити или рвутся, или сильно натягиваются».

    1 часть.

    «Культура речевого общения»

    (мини – дискуссия).

    Вопросы:

    1. Достаточно ли внимания уделяете Вы в педагогическом коллективе вопросам речевого общения в процессе работы с детьми?
    2. Какие сложности испытываете в общении с детьми и их родителями?
    3. Как влияет уровень речевой культуры на педагогическую деятельность?
    4. Как Вы преодолеваете внутреннее раздражение к отдельным детям, родителям, сотрудникам?
    5. Считаете ли Вы, что благодаря Вашей культуре речевого общения Вы способны расположить к себе детей и взрослых? Приведите примеры.

    2 часть.

    «Психологический контакт в педагогическом общении».

    Что это такое?

    • Двусторонняя связь, соприкосновение
    • Взаимное уважение, доверительное отношение вступающих в общение.

    Задание: выбрать наиболее оптимальный вариант совместной деятельности двух педагогов. Придумать ситуацию, проиграть её.

    3 часть.

    «Познаём других и себя».

    Ведущий: в силу тысячекратного повторения в типично повторяющихся ситуациях речевой этикет воплотился в стереотип.

    Что такое речевой этикет? (Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям).

    Ведущий даёт информацию об эксперименте с крысами: «Одну группу крыс постоянно «поглаживали», другую нет. В итоге, та группа крыс, которую поглаживали, выросла в крупных, физически крепких животных, а самое главное не злобных. Другая же группа ничем не отличалась от обычных крыс».

    Применительна ли эта методика во взаимоотношениях людей, т.е. когда «здесь» и «сейчас» (точка встречи и момент встречи) «я» и «ты» обмениваемся «поглаживаниями»?

    Давайте проверим.

    Смоделировать в трёх группах воспитателей эпизоды из жизни педагогов, когда «в точке встречи» скрещиваются:

    • воспитатель – воспитатель
    • родители – воспитатель
    • дети – воспитатель

    и всем им нужно поглаживание…

    Разыгрываются сценки и обсуждается эффективность использования «волшебства речевого этикета» в процессе общения.

    4 часть.

    «Поделимся опытом работы».

    Цель: уметь слышать и слушать другого человека. Принимать его идеи, направления в работе, советовать, как совершенствовать её, сделать ещё более интересной.

    В заключении подводится итог работы.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы

    ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...

    Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"

    В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....

    Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

    Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

    «Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

    Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

    Педсовет. Профкомпетентность педагогов ДОУ в области освоения ФГОС посредством использования активных форм методической работы.

    Слайд 1. «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве». Парадокс Августина.Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в области освоения ...

    «Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

    «Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

    «Использование различных форм методической работы с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий»

    В докладе уделяется внимание различным формам методической рабоы с педагогами в ДОУ с целью повышения их педмастерства,  и как следствие качества образования в  ДОО....