ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
методическая разработка на тему

Лупанова Галина Николаевна

Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_umeniy_pedagogov.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Н. Лупанова, старший воспитатель

МАДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 151

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Педагогическое совещание в форме деловой игры:

«Педагогический пробег»

Цель: уточнить знания педагогов по проблеме коммуникативных взаимодействий со взрослыми и детьми.

Ведущий: знакомит с правилами, следит за регламентом, помогает «начальникам станции» в обобщении представленного группами материала, подводит результаты деловой игры.

Организатор в группе: активно участвует и направляет дискуссию, следит за её ходом, фиксирует мнение группы по вопросу и представляет его «начальнику станции».

Начальник станции: предлагает вопросы к дискуссии, обозначенные на путевом листе данной станции, следит за дискуссией, выделяет самых активных и по окончании дискуссии выдаёт карточку, фиксирует в специальном бланке единое мнение группы по результатам дискуссии. Во второй части  он выставляет баллы за работу (от 1 до 3), обобщает полученный материал, выделяя самые творческие мысли, суждения, предложения и знакомит с ними всех играющих.

Правила игры: 

  1. На каждой станции группа работает 10 минут, из них 2 минуты на оформление единого мнения для начальника станции, нельзя оспаривать.
  2. Соблюдать правила дискуссии: слушать других, четко излагать свои мысли, вырабатывать компромиссное решение, активно участвовать в игре.

Атрибуты к игре:

  • Значки с номерами групп
  • Табло для подсчёта и наглядного представления баллов, полученных каждой группой.
  • Бланки для каждого «начальника станции».

 

Ход игры.

Все играющие разбиваются на 3 группы. В каждой группе выбирается организатор. Он получает значок с изображением номера группы. Помещение, где проводится деловая игра, оформляется следующим образом: размещаются 3 стола в разных концах с условным названием «станций».

1 станция «Что такое общение?»

Вопрос: Что такое эффективное общение?

Перечислите и охарактеризуйте формы общения взрослого и ребёнка.

2 станция «Средства общения»

Вопрос: В чём значение невербальных способов общения для развития коммуникативных взаимоотношений?

Значение речи воспитателя в развитии коммуникативного взаимодействия взрослого и ребёнка.

3 станция «Личность воспитателя в коммуникативном взаимодействии».

Вопрос: Роль воспитателя в создании благоприятного микроклимата для развития коммуникативной деятельности.

Как влияет содержание общения на отношения детей к взрослым?

Ведущий объявляет правила игры.

После того как группы побывают на трёх станциях и закончат пробег, объявляется перерыв 10 минут. В это время начальники станции вместе с ведущим выставляют баллы каждой группе.

Ведущий даёт слово каждому начальнику станции, оглашает результаты. Подводятся итоги.

Конкурс педагогического мастерства

«Развитие коммуникативных умений педагога»

Цель:

  1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
  2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способность, техника.
  3. Тренировка профессионально- педагогических особенностей: внимания, наблюдательности, воображения.

Сценарий конкурса.

1. Психологическая настройка на творческую работу.

Цель: выполнение упражнений на умение управлять своим творческим самочувствием. Упражнение выполняется коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.

Упражнение: «Удобное средство».

Прослушать аудио запись музыкального фрагмента (Чайковский П.И. «Вальс цветов), свои мысли и чувства выразить в рисунке или написать короткий рассказ.

2. Педагогический такт воспитателя.

Задание: проанализировать ситуацию: «Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает:

  • Что ты собираешься рисовать и чем?
  • Как будешь рисовать? Как расположишь рисунок на листе бумаги?
  • Что нарисуешь сначала, а что потом?

     Напоминает, что после рисования нужно всё положить на место».

Ответить на вопрос: Нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

  1. Педагогическая техника.

Цель: научиться управлять своим эмоциональным состоянием.

Упражнение 1.

Имитационная игра. Войти в группу в образе заведующей, старшего воспитателя. Проследить, как меняется внутренний настрой.

Упражнение 2.

Микропреподавание. Управление собой в ситуации: «Дети, давайте поговорим о …». В ходе проведения микро преподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель.

Развитие невербальных средств общения.

Упражнение 1.

Войди в круг. Все воспитатели стоят по кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.

Упражнение 2.

Продемонстрировать Ваш взгляд на ребёнка:

  • С укоризной
  • С настойчивым запретом
  • С безмерным удивлением
  • С гневом
  • С ожиданием дальнейших действий.

Речь и коммуникативное поведение воспитателя.

Упражнение 1.

Произнести текст: «Однажды в студёную зимнюю пору …»

  • Шёпотом
  • С максимальной громкостью
  • Волнообразно
  • Как будто вы страшно замёрзли
  • Как будто у вас во рту горячая картошка
  • Как пятилетняя девочка.

  1. «Счастье – когда тебя понимают».

Упражнение 1.

Проведение беседы с родителем или ребёнком. Воспитателям предлагаются карточки с педагогическими ситуациями, для решения которых необходима беседа либо с родителями, либо с ребёнком.

Результаты конкурсов записываются в протокол, в конце подводятся итоги, вручаются поощрительные призы.

Мини-сочинения педагогов на тему: «Культура речевого общения»

Цель: дать возможность педагогам проанализировать свой уровень речевой культуры, определить роль речевого общения в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Вопросы:

  1. Достаточно ли внимания уделяете Вы в педагогическом коллективе вопросам речевого общения в процессе работы с детьми?
  2. Какие сложности испытываете в общении с детьми и их родителями?
  3. Как влияет уровень речевой культуры на педагогическую деятельность?
  4. Как Вы преодолеваете внутреннее раздражение к отдельным детям, родителям, сотрудникам?
  5. Считаете ли Вы, что благодаря Вашей культуре речевого общения Вы способны расположить к себе детей и взрослых? Приведите примеры.

Педагогическое совещание

«Психолого-педагогическое общение с детьми – основа развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

Форма проведения: творческая гостиная.

Ведущий: Самое лучшее на Земле – это добрые человеческие отношения. Общение с людьми – непременное условие существования человека.

«Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей,

Работа эта – быть среди людей».

К мнению поэта В. Межирова можно добавить, что не только быть среди людей, но повседневно общаться с ними, причём в разное время дня с разными людьми: педагогами, родителями, детьми. Общаться по делу, с определённой целью и т.д.

«… с языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя, словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом; без слов нет сознательной мысли», - так говорил Даль В. И.  В «Толковом словаре живого великорусского языка». Мы говорим друг с другом. Невидимая словесная нить существует между нами. И от того,  как мы ведём беседу, знаем ли мы, зачем сейчас говорим именно это, а не другое, эти нити или рвутся, или сильно натягиваются».

1 часть.

«Культура речевого общения»

(мини – дискуссия).

Вопросы:

  1. Достаточно ли внимания уделяете Вы в педагогическом коллективе вопросам речевого общения в процессе работы с детьми?
  2. Какие сложности испытываете в общении с детьми и их родителями?
  3. Как влияет уровень речевой культуры на педагогическую деятельность?
  4. Как Вы преодолеваете внутреннее раздражение к отдельным детям, родителям, сотрудникам?
  5. Считаете ли Вы, что благодаря Вашей культуре речевого общения Вы способны расположить к себе детей и взрослых? Приведите примеры.

2 часть.

«Психологический контакт в педагогическом общении».

Что это такое?

  • Двусторонняя связь, соприкосновение
  • Взаимное уважение, доверительное отношение вступающих в общение.

Задание: выбрать наиболее оптимальный вариант совместной деятельности двух педагогов. Придумать ситуацию, проиграть её.

3 часть.

«Познаём других и себя».

Ведущий: в силу тысячекратного повторения в типично повторяющихся ситуациях речевой этикет воплотился в стереотип.

Что такое речевой этикет? (Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям).

Ведущий даёт информацию об эксперименте с крысами: «Одну группу крыс постоянно «поглаживали», другую нет. В итоге, та группа крыс, которую поглаживали, выросла в крупных, физически крепких животных, а самое главное не злобных. Другая же группа ничем не отличалась от обычных крыс».

Применительна ли эта методика во взаимоотношениях людей, т.е. когда «здесь» и «сейчас» (точка встречи и момент встречи) «я» и «ты» обмениваемся «поглаживаниями»?

Давайте проверим.

Смоделировать в трёх группах воспитателей эпизоды из жизни педагогов, когда «в точке встречи» скрещиваются:

  • воспитатель – воспитатель
  • родители – воспитатель
  • дети – воспитатель

и всем им нужно поглаживание…

Разыгрываются сценки и обсуждается эффективность использования «волшебства речевого этикета» в процессе общения.

4 часть.

«Поделимся опытом работы».

Цель: уметь слышать и слушать другого человека. Принимать его идеи, направления в работе, советовать, как совершенствовать её, сделать ещё более интересной.

В заключении подводится итог работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...

Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"

В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....

Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

Педсовет. Профкомпетентность педагогов ДОУ в области освоения ФГОС посредством использования активных форм методической работы.

Слайд 1. «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве». Парадокс Августина.Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в области освоения ...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

«Использование различных форм методической работы с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий»

В докладе уделяется внимание различным формам методической рабоы с педагогами в ДОУ с целью повышения их педмастерства,  и как следствие качества образования в  ДОО....