Проект "В мире театра"
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Орестенко Наталья Валериевна

 

Развитие коммуникативных способностей детей через театралтзованную деятельность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_teatra.docx111.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС № 3 «Ласточка»

ПРОЕКТ

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В мире театра»

Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 6 до 7 лет

«ПЧЕЛКИ»

Автор-срставитель

                                                                                                    Орестенко Н.В.

2016 г.

1 этап. Целеполагание.

Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.

Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Цель проекта: Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

  1. Определить уровень коммуникативных способностей детей;
  2. Разработать мероприятия по реализации проекта;
  3. Создать условия для развития театрализованной деятельности;
  4. Создать партнерские взаимоотношения с родителями;
  5. Определить эффективность проделанной работы.

Вид проекта. Творческий.

Продолжительность. Средней продолжительности.

Участники проекта. Дети, родители, воспитатели группы.

Ожидаемый результат.

  1. Повысился интерес детей к театру и театрализованным играм;
  2. Повысился уровень коммуникативных способностей детей;
  3. Установились дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
  4. Созданы условия  для  развития театрализованной деятельности;
  5. Созданы партнерские взаимоотношения с родителями.

2 этап. Подготовительный.

Задачи:

1. Выявить уровень коммуникативных способностей детей;

2. Создать условия для реализации проекта;

3. Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.

На данном этапе проводился мониторинг на выявление уровня коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности (Приложение 1). Были продиагностированы 14 детей.

Данные диагностики показали:

Высокий уровень – 0 детей;

Средний уровень – 4 детей (29%);

Низкий уровень – 10 детей (71%).

        Нами был пополнен уголок театрализации разными видами театров. Изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевой игры в театр.

        Для привлечения родителей к участию в проекте было проведено родительское собрание. До родителей была донесена важность использования театрализованных игр в воспитательно-образовательном процессе с целью развития коммуникативных способностей детей.

        Для мотивации детей, в группу была внесена кукла Петрушки, с помощью которой, дети в дальнейшем знакомились с театром, а также выполняли различные задания и упражнения.

3 этап. Основной. Реализация проекта.

Задачи:

  1. Познакомить детей с театром, театральными профессиями и правилами поведения в театре;
  2. Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
  3. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей;
  4. Развивать эмоциональность и выразительность речи у детей через театрализованную игру;
  5. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность;
  6. Привлечь родителей к изготовлению разных видов театра и дать сведения о способах их изготовления.

Реализация проекта проводилась по блокам (Приложение 2).

1 блок «Путешествие в мир театра».

В данном блоке проводились беседы по ознакомлению детей с театром, театральными профессиями, правилами поведения в театре.

Для закрепления полученных знаний проводились следующие формы работы: Чтение С. Маршак «В театре для детей», А. Барто «В театре»; Загадывание загадок о театральных профессиях; С/р игра «Театр»; Конструирование из строительного материала «Театр»;  Изготовление театральной афиши и билетов.

2 блок «Здравствуй сказка».

В данном блоке была проведена беседа по ознакомлению детей с разными видами кукольного театра. Чтение и пересказ сказки К. Чуковского «Телефон». Дети учились вести диалог в соответствии с содержанием сказки. Для закрепления знаний о сказке была проведена викторина.

        3 блок «Работа над выразительностью».

Проводились различные этюды, игры и упражнения на развитие мимики, жестов, распознавания и изображения различных эмоциональных состояний. Все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества детей, пробуждают стремление к творчеству.

        4 блок «Репетиционный. Работа над драматизацией».

В данном блоке проводилась предварительная работа к драматизации сказки К. Чуковского «Телефон», направленная на обыгрывание и показ сказки с помощью театра на магнитах и настольного кукольного театра. Предварительно было проведено распределение ролей между детьми, и непосредственно драматизация  сказки.

5 Работа с родителями проводилась на протяжении всего проекта и была распределена по блокам.

  • Сбор иллюстраций по теме «Театр», «Театральные профессии».
  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Театр».
  • Консультация для родителей «Театр для всех».
  • Мастер-класс по изготовлению платочного театра.
  • Консультация для родителей «Играем в театр дома».
  • Изготовление буклета для родителей «Игры и упражнения для развития мимики, жестов».
  • Изготовление декораций к сказке «Телефон».
  • Изготовление масок к сказке К. Чуковского «Телефон».

4 этап. Презентация.

Показ спектакля К. Чуковского «Телефон».

5 этап. Заключительный.

Был проведен сравнительный мониторинг на выявление уровня коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности. Результаты показали:

Высокий уровень – 2 детей (14%);

Средний уровень – 8 детей (57%);

Низкий уровень – 4 детей (29%).

Приложение 1

Выявление коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности

Ф.И. ребенка

Вопросы диагностики

1

Проявление интереса к театрализованной деятельности

2

Имеет представления о театре и театральных профессиях может их охарактеризовать

3

Знание правил поведения в театре

4

Умение пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

5

Наличие знаний о различных эмоциональных состояниях героев и людей

6

Умение передавать особенности характера средствами выразительности: мимикой, жестами, интонацией

7

Умение согласовывать свои действия с действиями партнеров

8

Умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей спектакля

9

Умение вести диалоги

ИТОГ

Н.у.-1, не владеет самостоятельными навыками; с.у.-2, самостоятельно владеет, с небольшим сопровождением взрослого; в.у.-3, владеет самостоятельно, проявляет яркий интерес к деятельности.

Приложение 2

Блоки

Содержание работы

Работа с родителями

Путешествие в мир театра

 Беседа «Что такое театр?»

Цель: Расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.

 Чтение С. Маршак «В театре для детей»;  А. Барто «В театре».

 Загадывание загадок о театре и театральных профессиях.

 С/Р игра «Театр».

Цель: Закрепить правила поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роли: кассира, билетера, зрителя); воспитывать дружеские взаимоотношения.

 Конструирование из строительного материала «Театр».

Цель: побуждать детей строить здание театра, достигая цели в соответствии с задумкой.

 Изготовление театральной афиши и билетов.

Сбор иллюстраций по теме «Театр», «Театральные профессии».

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Театр».

Консультация для родителей «Театр для всех».

Здравствуй сказка

 Беседа «Как можно показать сказку?»

Цель: Дать представление о разных видах театров: пальчиковом, настольном, бибабо, фланелеграфный или магнитный театр, масочный театр. Расширить словарный запас детей. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера. Вызвать положительные эмоции у детей.

 Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».

Цель: Вызвать эмоциональный отклик на сказку юмористического содержания.

 Пересказ сказки К. Чуковского «Телефон» с использованием моделей.

Цель: побуждать детей вести диалог в соответствии с содержанием сказки, слушать собеседника не перебивая. Развивать связную диалогическую речь, воображение. 

 Игра «Телефон».

Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

 Викторина по сказке К. Чуковского «Телефон».

Цель: Закрепить знания детей о содержании сказки.

 Лепка героев сказки.

Мастер-класс по изготовлению ложечного театра.

Консультация для родителей «Играем в театр дома».

Работа над выразительностью, декорации.

 Упражнение «Наши эмоции».

Цель: Побуждать детей распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость», при этом подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице.

 Игра «Зеркало».

Цель: Развивать умение детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике.

 Этюд «Мимика и жесты».

Цель: Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, движений). Развивать воображение; умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку заданных движений.

 Мало П/И «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем».

Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

 Учимся говорить по-разному.

Цель: Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи. Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Развивать коммуникативные способности.

 Этюд «Маски».

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.

 Пантомимическая игра-загадка: «Узнай героя», «Расскажи сказку руками».

 Пластические этюды: «Первый снег, зайчик-трусишка», «Ветерок, голодный волк», «Облака, хитрая лиса»,  «Угадай, кто Я?».

Цель: Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость).

 – Этюд «Через стекло».

Цель: обучать детей общаться с помощью жестов, мимики.

– Игра «Тень».

Цель: развитие внимания к чувствам другого.

– Упражнение «Встали детки в кружок – закружились как снежок».

Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.

– Изготовление элементов для декораций.

Буклет для родителей «Игры и упражнения для развития мимики, жестов».

Изготовление декораций к сказке «Телефон».

Репетиционный.

Работа над драматизацией.

– Беседа «Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную диалогическую речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

Распределение ролей к сказке «Телефон». Работа над речью.

Цель: Побуждать детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Обыгрывание сказки «Телефон» с использованием плоскостного магнитного театра.

Цель: Знакомить детей с плоскостным театром на магнитах; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.

Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: Продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

Драматизация сказки «Телефон».

Цель: Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Изготовление масок к сказке К. Чуковского «Телефон».

Презентация

– Показ спектакля К. Чуковского «Телефон».

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой;  воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Приложение 3

Беседа «Что такое театр?»

Цель: Расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Оборудование: иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, атрибуты гримера.

Ход

(Воспитатель вносит в группу куклу Петрушку).

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостя Петрушка, он расскажет вам, что такое театр, вы хотите узнать? (Да).

Воспитатель от имени Петрушки: Знаете ли вы, что такое театр, что значит «театральное искусство», люди каких профессий работают в театре? (ответы детей).

Петрушка: Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли. Хотите отправиться на экскурсию по театру? (Выставляются иллюстрации разных зданий театров).

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат – театральная афиша, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля). Давайте зайдем в этот красивый дом. Куда мы с вами попали? Смотрите, мы видим небольшое окошечко, на котором написано «Театральная касса».

Ты к окошку подойди,        

Ему деньги протяни.

И окошечко в ответ

Отдает тебе билет.

Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер. Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.

Вам интересно узнать, о чем будет сегодняшний спектакль, какие актеры в нем будут играть? Тогда нам с вами просто необходимо приобрести у театрального служащего, капельдинера, театральную программку. Смотрите, в ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Также в программке может быть краткое описание действия спектакля.

Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Оглянитесь повнимательнее, нравится он вам? Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, так как огромен и сам зрительный зал. Когда начнется спектакль, эта люстра погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.

Давайте займем наши места в зрительном зале. Как это сделать? (Посмотреть, что указано в билете). Место, на котором следует сидеть, указано в театральном билете. Партер – первые, нижние ряды, амфитеатр – верхние, задние. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.

Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.

Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей). Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.

Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии).

• Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.

• Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.

(Воспитатель показывает детям для примера бутафорские вещи: муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы и др.).

• Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.

• Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется – костюмер.

• Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости.

• Выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене – режиссер.

• Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

• Человек, который следит за ходом спектакля, игрой актеров, и может в случае необходимости подсказать слова роли актерам – суфлер.

• Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.

Наш спектакль сегодня идет на сцене первый раз, поэтому сегодня премьера этого спектакля. Итак, первое действие (часть) спектакля началось. (Детям предлагается рассмотреть иллюстрации любого детского спектакля или посмотреть видео).

Не устали, нравится наш спектакль? Актеры играют замечательно! А как вы думаете, им надо отдохнуть, подготовиться к продолжению спектакля? (Ответы детей).

Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе. (Дети рассматривают фотографии артистов отрывки из спектаклей, в которых они играли).

Вот наш спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.

Петрушка: Много интересного мы узнали сегодня о театре. Но есть в нем особое место, которое называется таинственным словом «закулисье» - то, что находится за сценой. Сегодня нам разрешили с вами побывать и там. Здесь можно много найти интересного. Этого пространства зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Давайте познакомимся с помещениями «закулисного царства». (Воспитатель перечисляет эти помещения и объясняет их предназначение: мастерская декоратора и бутафора, костюмерная, гримуборная актеров).

Петрушка: давайте мы с вами зайдем в одно из этих помещений. Смотрите, столик! На нем зеркало, краски, пудра, грим, парики? Что это за помещение? (Ответы детей). Правильно, это гримуборная актеров.

Подведение итогов.

Воспитатель: Спасибо тебе Петрушка, за твой рассказ. Ребята, что нового вы узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т.д.

Беседа «Правила поведения в театре»

Цель: Познакомить детей с правилами поведения в театре. Способствовать укреплению дружеских отношений.

Ход

Петрушка:

- Был ли кто из вас в театре?

- Вы знаете, как нужно вести себя в театре?

- Что вы представляете себе, слыша слово «театр»? Тихое шуршание занавеса, открывающего таинственную глубину сцены? Угасающие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала?Не правда ли, похоже на праздник? Посещение театра и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни соседям, нужно соблюдать некоторые несложные правила. Послушайте историю о девочке, которая пришла в театр.

А. БАРТО « В ТЕАТРЕ».

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, двигать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

Фея крутится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу.

Может он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то …

Я в девятый раз ползу.

Удивляются ребята.

- Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхает –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала,

- Мне очень нравится балет,-

Ребятам я сказала.


Беседа по стихотворению.

- Ребята, увидела ли девочка спектакль?

- Правильно ли она поступила?

- Как надо было вести себя в данной ситуации?

Послушайте правила по поведению в театре:

- Если собрался в театр, оденься особенно опрятно, аккуратно, нарядно.

- В фойе шуметь, бегать, затевать игры нельзя.

- Нельзя опаздывать к началу программы.

- В зале надо занять свои места.

- По ряду нужно идти лицом к сидящему; извинится, если нечаянно заденешь кого-нибудь.

- Неприлично во время действия мешать зрителям: хлопать стульями, свистеть и топать.

- Не есть во время действия.

- Не делись громко своими впечатлениями, не мешай другим зрителям.

- В зрительном зале нельзя сорить, совершенно не допустимо грызть семечки.

- Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это не прилично.

Петрушка: Вот мы с вами повторили правила поведения в театре. Все их запомнили? Сейчас проверим. Я вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы должны будете выбрать правильный:

  1. Как нужно одеваться в театр?

а) повседневно;

б) празднично;

в) как на спортивное мероприятие.

2. За сколько времени нужно приходить в театр?

а) за полчаса;

б) за 5 минут;

в) когда начнётся спектакль.

3. Как правильно пройти на своё место?

а) лицом к сидящему;

б) спиной к сидящему.

4. Как вести себя во время спектакля?

а) кричать;

б) топать;

в) свистеть;

г) разговаривать.

5. На какое место надо садится в зале?

а) на любое;

б) указанное на билете;

где будет свободно.

6. Что можно взять с собой в театр?

а) поп-корн;

б) конфеты;

в) ничего;

г) семечки.

Беседа «Как можно показать сказку?»

Цель: Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, фланелеграфный или магнитный театр, масочный театр. Расширить словарный запас детей. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера. Вызвать положительные эмоции.

Ход

Дети в группе, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Петрушка. Он расскажет вам, какие бывают виды театра. Хотите послушать?

Петрушка: Мне нравиться играть в веселые игры, узнавать новое, читать книжки. Особенно я люблю сказки. Мне нравиться путешествовать по сказкам и встречаться со сказочными героями и во всем участвовать вместе с ними и выполнять интересные задания. Я хочу вас познакомить с тем, как можно рассказать сказки. Я все время буду рядом, если понадобиться моя помощь, помогу. И так, театры открываются сказки начинаются.

1. Фланелеграфный театр или театр на магнитах.

Фланелеграфный театр можно использовать для иллюстрации сказок, стихов, придуманных историй и просто для интересных игр.

Показ сказки «Лиса и журавль».

- Пригласила лиса, журавля в гости, наварила манной каши размазала по тарелке и угощает журавля. Журавль стук, стук носом по тарелке не может каша в рот не попадает. А лиса всю кашу слизала.

-Почему? спрашивает Петрушка (ответы детей).

2. Бибабо.

Кукольный театр – вид театрального представления, в которых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землей, в воде живут разные боги, злые и добрые духи. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг таких кукол плясали, возили на колесницах, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища все больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демона, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

Показ фрагмента сказки «Маша и медведь».

Петрушка: взвалил медведь короб и пошел в деревню, шел, шел, устал и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок

Маша: Вижу, вижу, не садись на пенек не ешь пирожок, неси к бабушке, неси к дедушке.

Медведь: Ишь какая глазастая все видит.

Маша: Все знают, конец сказки? Принес, медведь короб до Машиного дома? (Рассказы детей).

Петрушка: предлагает детям игру:

1,2- все хлопают

Маша в лес пошла - шаги на месте.

3,4,5 – все хлопают

Грибы, ягоды искать – эмитация сбора ягод, грибов.

Их в корзину собирала

И дорогу потеряла.

1,2,3 – все хлопают,

Ау, Маша, выходи – ладошки возле рта трубочкой.

3. Пальчиковый театр.

Петрушка: Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

Показ фрагмента сказки: «Репка».

Петрушка предлагает угадать сказки по картинкам.

4. Маски – Шапочки.

Петрушка: С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и перетерпели изменения формы и выразительных средств.

Дети сами выбирают маску или шапочку, называют героя и из какой он сказки. После, все герои танцуют.

Заключительная часть:

Воспитатель: Спасибо тебе Петрушка за интересный рассказ. (Дети прощаются с Петрушкой).

Воспитатель: Возьмитесь за руки, друзья, и глубоко вдохните воздух, и всем сейчас скажите громко:

«Клянусь театром дорожить,

Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным».

Викторина по сказке К.Чуковского «Телефон» (с ответами)

Сказка Корнея Чуковского «Телефон» включает в себя несколько необычных телефонных разговоров. Это не «испорченный телефон», это телефон, по которому можно высказать свои пожелания, уведомить о проблеме, попросить о помощи. Какие персонажи действуют в сказке? О чем они говорят? Эти и другие вопросы содержатся в викторине по сказке К.Чуковского «Телефон». На все вопросы викторины даны ответы.

1. В каком году К.И.Чуковским была написана сказка «Телефон»?
1916
1926 +
1929

2. Кто из персонажей сказки позвонил первым?
Верблюд
Слон +
Крокодил

3. Какой сладкий продукт попросил прислать слон?
Мармелад
Халву
Шоколад +

4. Какую обувь съела семья крокодила?
Калоши +
Сапоги
Валенки

5. Какие животные оказались самыми читающими в сказке?
Зайчатки
Газели
Мартышки +

6. Что делал медведь во время разговора по телефону?
Пел песни
Рассказывал сказки
Ревел +

7. У кого разболелись животы?
У газелей
У цапель +
У мартышек

8. О чем переживали газели?
Сломалась горка
Растаял каток
Сгорели карусели +

9. В какое время суток был звонок от кенгуру?
Поутру +
Пополудни
Ночью

10. Сколько ночей не спал владелец телефона?
Две
Три +
Четыре

11. Кто сообщил о том, что бегемоту требуется помощь?
Медведь
Крокодил
Носорог +

12. В какую водную среду провалился бегемот?
В пруд
В болото +
В озеро

Стихотворение С.Я. Маршака «В театре для детей».

Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу
Идет волна ребят.

Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.

Из длинного колодца
Невидимо для глаз
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.

И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка
Пискливым голоском
Заговорила рыбка
На берегу морском.

Все эту сказку знали
О рыбке золотой,
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,
И лампочки дрожат
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко...
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.

Шумит волна живая,
Бежит по всей Москве,
Где ветер, и трамваи,
И солнце в синеве.

Загадки о театре и театральных профессиях

Он спектаклем заправляет,

Назубок все сцены знает.

Учит он, как роль играть.

Как его, друзья, назвать? 

(Режиссёр)

В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …

(Сцена)

                 
Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно:
Чтоб прошло всё на «Ура!»,
Свет дают …

(Прожектора)
                       

Для хранения одежды посетителей,
Театралов или кинозрителей,
Чтобы было им удобно и не жарко –
Гардероб есть. Или проще
…                    

(Раздевалка)

Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит,
Все предметы представленья –
Это, знайте, …

(Реквизит) 

                     

Вот на сцене лес, вот – башня до небес.

И город, и деревня,

Ты угадал, наверно:

Чтоб слышались овации

Что нужно?  

(Декорации)    

                     

Чтоб смотрелось представленье  интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…

(Декорации)    

                     

Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…      

(Аплодисменты)
                   

Он работает, играя

(Есть профессия такая).

Он на сцене с давних пор.

Та профессия …

(Актёр)            

                    

Если роль забыл актёр

И без слов руками машет,

Кто на выручку придёт

И слова ему подскажет? 

(Суфлёр)

                   

И актрисе, и актёру,
(Будь обычный он, иль мим)
Очень внешность изменяет
Макияж искусный –

(Грим)

                   
В оформлении лица –
Парики, раскраска,
И шиньоны, и накладки,
И наклейки, маски –
Это всё для грима нужно,
Нужно всё, без спору.

Художнику - …

(Гримёру)

                   

Что такое «Контрамарка»? –
Даст словарь на то ответ:
Знай, она – талон бесплатный.
Или попросту –…

(Билет)

                  

Если кто-то дал вам в дар
Чудо-контрамарку,
Это значит – одарил
Вас таким подарком.
С ней бесплатным предстоит
Вход и посещенье
Иль театра, иль кино -
Ждите представленья!
Тут подвоха вовсе нет -
Дан вам в дар входной...

(Билет)
                   

Если длинный вдруг спектакль –
Есть
антракт в нём непременно.
Это краткий перерывчик,
Словно в школе…

(Перемена) 
                   

Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она - ...

(Балерина)

                   

Вдохновения заложник,

У мольберта наш ...

(Художник)

                   

Натянутый холст, краски, треножник -

Пишет с натуры картину ...

(Художник)

                   

С книгой кто в руке - читатель,

Книги пишет кто - ...                               

(Писатель)

                   

Детских песенок куплеты

Сочиняют нам ...                                       

(Поэты)

                   

Кто любитель представлений,
Просмотрел их тьму, немало,
Кто театра почитатель –
Тот  зовётся…

(Театралом)

                   

Театральный он работник –
Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем -
Это, верно, …
(Режиссёр)

                   

Артисты там работают,

А малыши им хлопают.

Спектакль в цирке – на арене,

В театре кукол где?

 (на сцене) 

                   

На рояле, пианино

Вальс исполнит ...

(Не балерина, а пианистка)

                   

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент!

Тонкой палочкой помашет,

Как играть, оркестру скажет.

(Дирижёр)                     

                   

Струны гитары, терпенье, талант

Плюс вдохновенье равно ...

(Музыкант)

     

Игра «Телефон»

Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушки на загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

                                     

Консультация для родителей

«Театр и родители»

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Мы предлагаю родителям  в домашних условиям устроить детям театр. Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.

Куколки на пальчик.

Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше – раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю – корону, деду – бороду и усы, а бабке – платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец – отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр на столе.

Именно на нем и разыгрываются представления. Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту. Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно – взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся ребенку, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!

Конусные куклы.

Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, - вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки.

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка, сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок – результат будет стоить того. Для ваших детей  это будет настоящий праздник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральный досуг в рамках проекта "Знакомство с миром театра"

Тема: «Жили у бабуси два веселых гуся...».Цель:продолжать знакомить детей с настольным театром, самостоятельно участвовать в театрализованной деятельности, сопровождать свои действия с бумажными фигур...

Театральная страничка для родителей "В мире театра"

Презентация этапов работы по театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.. Папка для родителей в рамках проектной деятельности....

Методическая разработка "В мире театра"

Методическая разработка "В мире театра"...

"В мире театра"

Проектная деятельность...

Проект на тему: «Ребенок в мире театра. Теневой театр»

Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и ...

Конспект по художественному труду "В мире театра" (в рамках проекта "Час творчества"как реализация интереса ребенка в выборе деятельности)

В мире театраЦель: Формирование умения самостоятельно создавать театральных кукол.Задачи:• продолжить совершенствовать умение работать с клеем; изготавливать театральную куклу подбирая подходящие по ц...

Педагогический проект "Жизнь в мире театра"

Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей... " (Б. М. Теплов)...