Проект на тему: «Ребенок в мире театра. Теневой театр»
проект (старшая группа) на тему

Геращенко Ирина Ивановна

Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Обе роли (и зрителя, и актера) являются для развития ребенка весьма значительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pro_teatr.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

Старшая группа

Руководитель проекта: Геращенко Ирина Ивановна,

                                    воспитатель МБДОУ «Детский сад «Светлячок»

                                    г. Тулуна

Тема проекта:  «Ребенок в мире театра. Теневой театр»

Вид проекта:  Творческий

Цель проекта: Обогатить знаниями детей о театрах; сформировать навыки и умения при передаче содержания литературного текста изобразительно - выразительными средствами.

Задачи проекта:

  1. Систематизировать представления детей о театре как особом виде искусства, углублять знания о видах театра и театральных профессиях.
  2. Знакомить детей с театральным словарем.
  3. Содействовать развитию монологической и диалогической речи, умение согласовывать действия с сопровождающей их речью.
  4. Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, развивать навыки действий с предметами.
  5. Совершенствовать навыки групповой работы.
  6. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.
  7. Создание развивающей среды для театрализованной деятельности.
  8. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками, воспитывать уверенность в себе, в своих силах.

Участники проекта: Воспитатели и дети.

Продолжительность проекта: Долгосрочный.

Основные направления реализации проекта:

Беседы:

  1. «Что такое театр?» (разные виды театров, профессии в театре, и т.д.). «Что такое теневой театр? Чем он отличается от других театров? Чем интересен теневой театр?».
  2. «Монолог и диалог» (умение правильно вести диалогическую и монологическую речь, умение их отличать).
  3. Беседа об эмоциях людей.

Практическая деятельность:

  1. Отрабатывать навыки и умения вести диалог между героями произведений, и навыки действия с плоскими фигурами, с предметами.
  2. Изготовление с детьми атрибутов к теневому театру, (вырезание плоских фигур к разным сказкам, и фигур к свободному разыгрыванию сюжетов, придуманных самими детьми).
  3. Изготовление ширмы для теневого театра.

        

Предварительная работа:

  1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и информационного материала по теме «Театр. Виды театров».
  2. Прослушивание аудиозаписей со сказками, обсуждение и беседы по их содержанию; обсуждение характеров и повадок главных героев в сказках.
  3. Разучивание пальчиковой и артикуляционной гимнастик, с элементами театрализации.
  4. Проведение дидактических игр и упражнений с элементами театрализации.
  5. Посещение спектаклей профессиональной подготовки внутри учреждения и за его пределами.

Обеспечение проекта:

1. Аудио и видеозаписи сказок.

2. Специальная литература по театрам, подбор иллюстраций.

3. Изготовление набора плоских фигур для показа и разыгрывания сюжетов и сказок.

Предполагаемый результат:

  1. Знать и называть разные виды театров.
  2. Владеть театральным словарем.
  3. Уметь вести диалогическую и монологическую речь.
  4. Уметь действовать с плоскими фигурами и предметами.
  5. Обладать творческими индивидуальными особенностями в передаче образов, в обыгрывании сюжетов.
  6. Моделировать, планировать, изготавливать вместе с воспитателем атрибуты к теневому театру.
  7. Уметь придумывать новые интересные сюжеты, истории, рассказы, и уметь их самостоятельно разыграть.

Продукт проектной деятельности:

 Изготовление плоских фигур, атрибутов для разыгрывания теневого театра.

Презентация проекта:

Показ теневого театра по сказке «Теремок».

Пояснительная записка.

Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Обе роли (и зрителя, и актера) являются для развития ребенка весьма значительными.

Театрализованная деятельность стимулирует развитие психических функций дошкольника, является средством становления его личностного и социального опыта, его коммуникативных навыков и памяти, духовного и интеллектуального развития, стремления к познанию и творчеству, помогает ребенку преодолевать неуверенность, скованность. Это огромный пласт возможностей для формирования личности, способной к самоопределению и самореализации, неиссякаемый источник, дающий возможность как детям, так и взрослым проявить свои творческие способности.

Благодаря театрализованной деятельности дошкольники проигрывают множество ролей, проживают со своими героями множество жизней, учатся чувствовать, думать.

В театрализованной деятельности обогащаются представления дошкольников об эмпатии как сочувствии, сопереживании, содействии, эмоциях и чувствах людей.

В театрализованной игре происходит тесное, в основном парное взаимодействие детей друг с другом. Пары образуют дети, пользующиеся успехом в общении со сверстниками, и менее популярные дети. Такая организация деятельности учит дошкольников согласовывать свои действия, договариваться, что, безусловно, способствует установлению доброжелательных отношений в группе.

Все это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника.

Удивительные куклы – плоские, вырезанные из картона или кожи, красиво раскрашенные – «играют» в  кукольном театре теней. Театр имеет ярко выраженную экспериментальную направленность. Создает пародийные, лирические спектакли, в том числе спектакли-игры для самых маленьких.

Давным-давно в жарких странах Азии и Ближнего Востока придумали диковину, которая удивила и старых, и малых, и людей своих, и гостей заморских. Кто видел эту диковину, тот восхищался да ахал. Речь идет о теневом театре, где спектакли играют не куклы, а их тени.    

  В теневом театре могут играть вырезанные силуэты или живые люди. Сценическое действие осуществляется благодаря подсветке, размещенной за куклами или актерами.

Побывать на спектакле теневого театра – значит увидеть незабываемое зрелище и пережить загадочные ощущения. Это почти одно и то же, как если бы хор рыб исполнил лирическую песню.

«…Театр уж полон: ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит…»

А.С.Пушкин

        В настоящее время театр делят на профессиональный и самодеятельный. Такое разделение обусловлено качественным подбором труппы. В профессиональном театре в создании спектакля участвуют актеры, имеющие специальную подготовку, театр является их постоянным местом работы. В любительском или самодеятельном театре для всех участников труппы работа над ролью и сценическим воплощением идеи автора является формой проведения досуга.  

        Особенностью театрального искусства является его синтетический характер. В работе над созданием художественного образа принимает участие большой коллектив творческих работников: автор, режиссер, актеры, художники-декораторы, композитор, костюмеры, бутафоры, осветители и др.

        Несомненно, одной из ведущих фигур в театре является актер. Искусство актера – это искусство перевоплощения. Перевоплощение должно быть как внешним, так и внутренним. Внешнему перевоплощению помогают жесты, интонация, мимика, грим. Внутреннее перевоплощение требует проникновения в духовный мир героя, осознания черт его характера, нравственных установок и т.п.  И то и другое перевоплощение, как правило, происходит одновременно. Умение соединять эти две стороны и характеризуют актерское мастерство.

        Необходимо отметить еще одну особенность театра. Искусство театра сиюминутно и кратковременно. Актер не может играть одну и ту же роль каждый раз одинаково. Образ создается, пока идет спектакль, и повторить это мгновение невозможно, если только оно не зафиксировано на кино- или видеопленку.

Особую окраску и эмоциональную насыщенность придает спектаклю музыка. Понятно, что в музыкальных театрах музыка является основным средством сценической выразительности. В театрах других видов она выступает как  дополнительное средство в создании художественного образа.

Однако ни один спектакль не может состояться, если не будет зрителя. Люди в зале смеются, плачут, аплодируют, становятся соучастниками сценического действия.

Детская аудитория более непосредственная, нежели взрослая. Очень часто малыши начинают подсказывать герою, как ему поступить в той или иной ситуации, помогают выполнить задания и др. Не стоит их останавливать, если эмоциональная реакция естественна и к месту. В это время происходит развитие умения сочувствовать, сопереживать, соучаствовать в сценическом действии.      

Приобщение детей к театральному искусству можно научиться довольно рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: во-первых, детская игра и игра требует перевоплощения; во-вторых, любая роль имеет эмоционально-личностное значение; в-третьих, реализация сценического или детского игрового замысла требует овладения изобразительной техникой. Эти факторы позволяют утверждать, что с появлением простейших игровых действий, предметов-заместителей и прочего складываются благоприятные условия, позволяющие начать знакомство ребенка с искусством театра.

Уже с ребенком 2 – 2,5 лет можно отправиться на спектакль. Конечно, пьеса должна быть детской, а театр – театром юного зрителя, кукольный или театром зверей. Спектакли для детей идут от 30 – 40 минут до 1.5 часов. Естественно, малышу трудно спокойно сидеть, да еще воспринимать происходящее на сцене на протяжении часа. Целесообразно выбрать такой спектакль, где действуют знакомые ребенку персонажи (звери, птицы и т.д.).

Первое посещение театра может быть непродолжительным – одно действие. Чаще всего первое знакомство с театром происходит в 4 – 6 лет.

Домашний театр издавна считался популярной формой семейного досуга. Работа над ролью учит ребенка самостоятельно мыслить, развивает речь, обогащая ее образными выражениями, формирует коммуникативные навыки. Искусство перевоплощения заставляет кропотливо работать над интонационной выразительностью речи, характером движений, мимикой.

Домашний театр помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяя реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал. В повседневной жизни у ребенка не всегда есть возможность и необходимость использовать все известные ему движения,  проявлять все многообразие чувств и стремиться ярко их проявлять. Театральное искусство способствует физической и эмоциональной зарядке.

Игра в театре развивает эмоциональную сферу ребенка, упражняет его в проявлении чувств. Эта сложная деятельность требует обязательного  участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Дети – замечательные актеры, лицедеи с сотнями масок. Они любят изображать артистов, певцов, танцоров или подражать им. Любят передразнивать друг друга и даже воспитателей. Любят выступать на публике – петь, читать стихи, танцевать. Став старше, уже побаиваются ее, стесняются. Чаще всего это происходит из-за нехватки сценического опыта. Не все дети способны включаться в театральную самодеятельность. Многих просто не допускают к такой деятельности, считая, что у них «нет данных». Это глубокое заблуждение. Все дети изначально талантливы, просто необходимо развивать их природные задатки. Задача педагога состоит не только в том, чтобы создать условия для развития и творческой самореализации ребенка в театрализованной деятельности, но и помочь преодолеть возникающие у него трудности.  В этом помогут так называемые артистические игры. Играя в эти игры, дети познают мир людей, учатся проявлять свои чувства, исполнять разные роли, приобщают к миру театра. У детей воспитывается культура просмотра представлений, они усваивают, что во время выступления или спектакля нельзя разговаривать, выходить без уважительной причины из зала, жевать, комментировать речь «актеров» и др.

Для постановки спектакля необходимо знать текст. Для дошкольника главное – не запомнить дословно текст реплики героя, а лишь передать общий смысл своими словами, самостоятельно выстраивая фразы. Это хорошая мотивация к развитию связной речи детей. Для передачи повадок, характера движений, голоса того или иного персонажа используются наблюдения с детьми за животными, явлениями природы, обращение на это при чтении художественной литературы, рассматривания иллюстраций, просмотра мультфильмов.

Театрализованная деятельность ребенка – это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля и подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию.

Удивительные куклы – плоские, вырезанные из картона или кожи, красиво раскрашенные – «играют» в  кукольном театре теней. Семейный театр кукол был создан в 1988 году. В 1994 году получил статус муниципального. Основатели театра, его руководители и главные исполнители всех ролей – художники, актеры, режиссеры И. Эпельбаум и М. Краснопольская.

Один из наиболее ярких кукольных театров России конца XX века. Театр имеет ярко выраженную экспериментальную направленность. Создает пародийные, лирические спектакли, в том числе спектакли-игры для самых маленьких.

Давным-давно в жарких странах Азии и Ближнего Востока придумали диковину, которая удивила и старых, и малых, и людей своих, и гостей заморских. Кто видел эту диковину, тот восхищался да ахал.

Речь идет о теневом театре, где спектакли играют не куклы, а их тени.

Одним из первых истоков этого удивительного театра стал индонезийский театр ваянг. Куклами там управляет один человек – его называют даланг.

Даланг делает два важных дела: под мелодии оркестра он рассказывает о том, что происходит в спектакле, и передвигает деревянные и кожаные фигурки. Они-то и отбрасывают на специальный экран цветные тени.

Такой кукольный театр в Индонезии и в старину, и сейчас называют ваянг-кулит (теневой театр кожаных плоскостных фигур).

В теневом театре могут играть вырезанные силуэты или живые люди. Сценическое действие осуществляется благодаря подсветке, размещенной за куклами или актерами.

Побывать на спектакле теневого театра – значит увидеть незабываемое зрелище и пережить загадочные ощущения. Это почти одно и то же, как если бы хор рыб исполнил лирическую песню.

Сценарий сказки  «Теремок»

     Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

 - Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

     Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

 - Терем-теремок! Кто в тереме живет?

 - Я, мышка-норушка. А ты кто?

 - А я лягушка-квакушка.

 - Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

     Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

 - Терем-теремок! Кто в тереме живет?

 - Я, мышка-норушка.

 - Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

 - А я зайчик-побегайчик.

 - Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок. Стали они втроем жить.

     Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

 - Терем-теремок! Кто в тереме живет?

 - Я, мышка-норушка.

 - Я, лягушка-квакушка.

 - Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

 - А я лисичка-сестричка.

 - Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

     Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

 - Терем-теремок! Кто в тереме живет?

 - Я, мышка-норушка.

 - Я, лягушка-квакушка.

 - Я, зайчик-побегайчик.

 - Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

 - А я волчок-серый бочок.

 - Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

     Вот они все в тереме живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

  - Терем-теремок! Кто в тереме живет?

 - Я, мышка-норушка.

 - Я, лягушка-квакушка.

 - Я, зайчик-побегайчик.

 - Я, лисичка-сестричка.

 - Я, волчок-серый бочок. А ты кто?

 - А я медведь косолапый.

 - Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:

 - Я лучше у вас на крыше буду жить.

 - Да ты нас раздавишь!

 - Нет, не раздавлю.

 - Ну так полезай!

     Влез медведь на крышу и только уселся – крах! – раздавил теремок.  Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка,  волчок-серый бочок – все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Театральные термины:

Афиша – это объявление о спектакле, имеющее художественную форму. Она может быть оформлена фотографиями и рисунками.

Аншлаг – это объявление у кассы театра о том, что все билеты проданы.

Антракт (в переводе от двух французских слов, означают «между»и «действие»). Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декораций.

Аплодисменты – хлопанье в ладоши.

Бутафория – это предметы, которые используют в театральных постановках вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения, оружие. Бутафорские предметы изготавливают обычно из картона, папье-маше, дерева, холста, гипса.

Грим – (от французского «подкрашивать лицо») – искусство изменения внешности актера специальными жировыми красками, которые наносят на лицо, предварительно смазанное кремом, и легко снимаются.

Декорация – оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия. В создании декорационного оформления задействованы архитектура, скульптура, живопись, сценическое освещение.

Дирижер – он управляет музыкантами.

Занавес – за ним скрывается сцена.

Кулисы – боковая «одежда сцены», за ними стоят и ждут своего выхода действующие лица.

Кукловод – это тот, кто управляет куклами, говорит за нее.

Настольный театр – это макет, в котором сделаны в уменьшенном виде декорации будущего спектакля.

Оркестр – он находится в пространстве перед сценой, музыканты.

Партер – в переводе с французского означает «на земле», - это зрительный зал, ряды стульев и кресел.

Репетиция (от латинского «повторение») – подготовка, пробное исполнение отдельных сцен. Во время репетиций режиссер и актеры читают пьесу, обсуждают ее, обдумывают характеры действующих лиц. А на кануне ПРЕМЬЕРЫ – первого представления – проводится генеральная репетиция – окончательная проверка проделанной работы.

Режиссер – человек, управляющий артистами.

Суфлер – это работник театра, находящийся во время репетиций и спектакля в специальной будке у рампы, лицом к сцене, и подсказывающий актерам слова роли. Сегодня это очень редкая профессия, а в прошлые века, когда спектакли часто выпускались на скорую руку, порой с одной репетиции, «с читки», - суфлер был просто необходим.

Сцена – от греческого «skene» - палатка, шатер, театральные подмостки. Сначала это слово обозначало специальное помещение для переодевания актеров, а затем обрело другое значение – площадки, на которой происходит представление, как правило, приподнятой над уровнем зала. Сценой называют и часть действия, акта, например, «сцена первая». Кроме того, в широком смысле слова, сцена – это театр. Выражение «служить театру».

Спектакль – зрелище, которое представляют актеры, или, как их чаще называют – АРТИСТЫ.

Театральная программка  - это лист бумаги, сложенный в два, а иногда и в три раза. На титульном листе, в верхнем левом углу, как правило, располагается эмблема (логотип) театра. Под ней может быть указано время создания театра. В центре титульного листа обозначается имя автора, название и жанр спектакля. Развернув программку, увидим информацию о самой премьере, перечень действующих лиц и исполнителей.

Театральный билет – имеет информацию о расположении зрительных мест, времени начала спектакля и стоимости билета. Обратная сторона сообщает адрес театра, виды транспорта, которым можно добраться до него, и некоторые правила поведения зрителей.

Театр – это целый мир особых терминов, слов, которые в обыденной жизни мы не употребляем,  это дом, только он наряднее других, окон в нем меньше, чем дверей.

Уборная актера – это помещение, где актеры переодеваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

В основе художественно – эстетического воспитания лежит приобщение ребёнка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчества ...

Методическая разработка проекта на тему "Я в мире-Человек".

Данный проект разработан дл ястаршей группы. Проект был долгосрочный, детям и родителям было очень интересно в нем учавствовать....

Исследовательский проект по теме "Дошкольники в мире шахмат"

Актуальность проекта: шахматы - это вид сопрта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста. Предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, м...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Ребенок в мире профессий»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Ребенок в мире профессий»...

Конспект занятия по теме «Ребенок в мире социальных отношений» Для детей подготовительной группы «Урок вежливости».

Конспект занятия по теме«Ребенок в мире социальных отношений»Для детей подготовительной группы«Урок вежливости».                  ...