Методическая разработка для подготовительной группы "Наш дом -Земля"
методическая разработка на тему

Конспект познавательного занятия для подготовительной группы на тему "Наш дом -Земля" будет интересна как логопедам, так и воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

МДОУ «Судский детский сад «Теремок».

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе:

« Наш дом -Земля».

Подготовила учитель-логопед

 

 Демичева Е.С.

 

 

Цель:

- Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Расширять представления детей о планете Земля, формировать желание любить и беречь Землю;

 -  Дать представления , что на Земле много стран, где живут люди разных национальностей ;

 -Показать различие и сходство людей разных рас;

 -Закрепить имеющие знания у детей о том, где они живут: в каком поселке, на какой улице, в каком доме (знать адрес);

-Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь;

 - Познакомить с глобусом, с помощью которого, определить форму планеты; определить местонахождение России, столицы России ;  Учить показывать на глобусе океаны и материки.

Коррекционно-развивающие:

 - Активизировать словарь по теме;

 - Развивать у детей навыки словообразования;

- Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: пословицы, поговорки.

  -Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища;

Коррекционно-воспитательные:

  - Воспитывать патриотические чувства.

  - Воспитывать бережное отношение к планете, природе.

  - Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.

 

 

Словарь:

Планета Земля, суша, земляне, земной шар, пустыня, степь, национальность.

 Материалы к занятию:

Плакат «Население земли», глобус, иллюстрации: «Горы», «Степь», «Пустыня».

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулках, чтение книг, рассказов о планете Земля,  беседы    «Что такое Земля», «Наша страна, наш народ».

Рассматривание альбомов, иллюстраций,  о родном крае, экскурсии по родным местам.

Разучивание  пословиц и поговорок о Родине, объяснение их смысла.

Форма проведения: совместная деятельность.

Конспект занятия  или его фрагменты  могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями общеобразовательных и специализированных садов при изучении темы: « Планета Земля».

Ход :

- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю, которая произошла в одном городе:

«Был, говорят, где-то случай такой:

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса!

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

«Где эта улица? где этот дом? ».

Ищут водители: «Где наш гараж? »,

Мечутся жители: «Где наш этаж? ».

Всё перепуталось, всё заблудилось,

К счастью такое лишь в сказке случилось».

- Ребята, а может с вами такое случиться? Знаете ли вы, где живёте, где находится ваш дом?

- Что такое адрес?

- Это название улицы, номера дома, квартиры.

- Назовите свой адрес, (ответы детей) .

- А у нашего детского сада есть адрес? (ответы )

 - Можно ли найти человека, если назвать только улицу, на которой он живёт? Как вы думаете? Почему?

(ответы детей).

 Мы можем найти человека, если назовем только название улицы, конечно, если мы  живем в маленьком поселке или деревне, в большом городе мы не сможем найти адресата, потому что на улицах много домов и люди друг друга не знают.

Мы с вами живём в одном поселке, как называется  наш поселок?

 

-Поселок Суда.

 А как называется страна, где находится наш поселок?

-Наша страна называется Россия.

А если мы живем в России, значит мы кто?

- Мы  живём в России, мы – россияне.

- Россия – большая страна, её населяет много разных народов, большинство из них говорит на русском языке. Но в  огромном мире много других стран и людей других национальностей.

 Какие страны вы знаете?

(ответы детей) .

 Кто живет в Америке?

- в Америке живут американцы?

Кто живет в Италии?

В Италии живут итальянцы.

Кто живет в Японии?

В Японии живут японцы.

Молодцы, все верно.  Людей в мире очень много и все люди разные, но в тоже время похожи друг на друга. Чем похожи друг на друга люди на Земле?

- Умеют думать, говорить, бывают весёлые и грустные, добрые и строгие.

 Чем отличаются друг от друга?

- Большие и маленькие, высокие и низкие, худые и толстые.

 

 Ещё люди отличаются по цвету кожи, волос, они говорят на разных языках

  Посмотрите на цвет кожи – наша кожа, какого цвета?

-Наша кожа белого цвета

  Но  в мире есть люди с жёлтой кожей – японцы, корейцы, а есть с чёрной – негры.

  Мы с вами знаем, что все люди умеют говорить, но у каждого свой язык. Люди по-разному поют, танцуют. Это хорошо, что люди такие разны, так интереснее, так можно многое узнать друг о друге. Но всех нас объединят, что мы все люди и у нас один на всех огромный общий дом.  Как называется «дом» в котором живут все-все люди, самых разных стран?

- Наш общий «дом»- Планета Земля .

  Верно, все мы живем в одном общем доме, который называется Земля. А если мы живем на Земле, значит, как нас можно назвать?

-Мы земляне.

  Верно. У всех жителей планеты Земля, одна общая голубая крыша – это небо, под ногами общий пол – земля, по которой мы ходим. Один на всех источник света, который нам светит и согревает нас – это солнце. У нас даже общий водопровод – это тучи, из которых идёт дождь. У нас один на всех вентилятор – это ветер Но  дома, в которых мы живём,  у всех разные,  сделаны из разного материала ,но нам хорошо знакомые.

Если дом сделан из камня , значит он какой?

 Каменный

 Из  дерева?

Деревянный

Из кирпича?

Кирпичный.

Если у дома только 1 этаж, как его назвать по -другому?

Одноэтажный дом

Если много этажей?

Многоэтажный

 А если много-много этажей, то дом называют высотным.

И вот в разных уголках нашей планеты Земля в деревянных, кирпичных, каменных , многоэтажных и высотных домах живут люди, такие разные.

 

Физминутка «Земля – наш общий дом»

Вот Земля – наш общий дом ( Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

И мохнатые козлята,

Много есть соседей в нём:

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки,

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты.

- А хотите, я вам покажу нашу планету Земля?  Мы с вами отдохнём, я приглашаю вас в «Космическое путешествие» .

(Приглашаю детей сесть на ковре, рассматривание глобуса)

- Вот она наша планета Земля, на которой мы с вами живём. Планета Земля не просто большая, а  как еще можно назвать?

Громадная, великанская.

Правильно, а это уменьшенная модель планеты Земля, называется – глобус .

(спросить сначала детей, затем повторить индивидуально) .

 Давайте рассмотрим глобус со всех сторон .

Какой формы наша Земля, на что она похожа?

 

-Шар, мяч, яблоко.

  По другому нашу планету можно назвать – Земной шар. Можно сказать, мы живём на Земном шаре.

  Посмотрите, в какие цвета раскрашен глобус?

- Синий, голубой, жёлтый, коричневый, белый.

   Какой он красивый! Но сделан не для красоты, а для того, чтобы рассказать как можно понятнее и больше о планете Земля.

  Каким цветом вы закрашиваете море, когда рисуете свои картинки?

-Синим, голубым.

  Конечно, синим. Недаром в песнях, сказках говорится «синее море». Вот и на глобусе все моря, океаны, реки, озёра закрашены, синим и голубым цветом.

 Но если посмотреть внимательно на глобус, можно увидеть: в одном месте краска тёмно-синяя, а в другом – светлее, а в третьем – ещё светлее. Почему? Думаете случайно? Нет, конечно! (спросить детей) .

 Цвет обозначает глубину: тёмный – очень глубоко, более светлый – мельче.

Обратите внимание, как много воды на нашей планете!

Покажите водные пространства.

Покажите самые глубокие места, самые мелкие.

 А где живут люди? Не на воде же?

-Люди живут на суше.

  Глобус нам расскажет и об этом.

 Всё, что закрашено не голубым и синим цветом – это суша.

 На суше живут люди. Но цвет суши на глобусе тоже закрашен разными цветами, что же это означает?

 (спросить детей, а потом обобщить) .

 Ровные места на земле окрашены в зелёный цвет - это могут быть и леса и поля и луга. Невысокие возвышенности – в жёлтый цвет и светло-коричневый, а высокие горы – в коричневый.

Как вы думаете, чего больше на планете: воды или суши?

-На планете Земля больше воды.

 Планета Земля очень красивая и очень разная. На ней растут зелёные леса, но есть и пустыни – это такие места, где, куда ни посмотри, песок, на котором могут расти только колючие растения. Есть – степи, там нет деревьев, а вся земля покрыта травами.

- А есть ещё участки земли, окрашенные в белый цвет, как вы думаете, что это?

 (спросить у детей) .

  В этих местах Земли только лёд и снег, нет растений, вечная мерзлота, царство льда и снега.

  Вот какая интересная планета Земля.  Да, Земля — наш общий дом и переселиться куда-нибудь, как это бывает в мультиках и сказках, невозможно. Поэтому надо держать свою Землю в порядке, любить ее и беречь.

Ребята, что тревожит вас, когда люди плохо хозяйничают и не заботятся о нашем общем доме — планета Земля?

 - Люди загрязняют воздух. Курят сигареты, сжигают листву осенью. Загрязняют воздух машины с выхлопными газами, труба с дымом. Уничтожают животных, вырубают леса. Загрязняют водоемы, не экономят воду.

  Что же мы с вами можем сделать, чтобы воздух на планете был чистый, водоемы были чистыми? Что нужно делать, чтобы сохранить леса, луга, животных, птиц?

(Ответы детей)

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

  Молодцы, итак, мы теперь знаем, что нужно делать, чтобы не погибла Земля, и обязательно будем беречь животных, экономить воду, газ. И все это нужно делать

для того, чтобы всем хорошо жилось на Земле, для того, чтобы и вы сами не болели, а жили спокойно и счастливо!

 А есть ли на глобусе страна, где мы живём?

Хотите узнать, где она находится – наша Россия?

(показ воспитателя)

 Как называется главный город России, наша столица?

- Москва

(показ, города на глобусе )

На глобусе видно, что в нашей стране много суши, есть ровные места, горы. Много рек, озёр, океанов.

 (вывод делать совместно с детьми) .

  Вот она какая, большая и красивая наша Россия. Россия – это наша Родина.

 А что означает слово – Родина?

- Место, где человек родился, где он живёт, где ему всё знакомо и дорого. Здесь живут наши родители, есть наш дом, д/с.

   Есть на планете Земля много разных стран, но Родина у человека одна, как у каждого из вас – мама.

О Родине есть много пословиц, вы знаете пословицы о Родине?

«Родина любимая, что мать родимая»,

«Человек без Родины, что соловей без песни».

 Итог.

  Мы, земляне, жители разных стран, должны беречь и любить общий дом. Давайте поставим глобус у нас в группе, а вы в свободное время ещё раз рассмотрите, что есть на нашей планете. И еще я хочу ,чтобы вы запомнили эти слова.

Пусть Земля родная наша год от года будет краше.

Мы не гости на планете, помните об этом, дети.

Научитесь мир беречь!

Счастья всем! До новых встреч!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария развлечения "С праздником, Земля!"

По формированию начальных основ экологической культуры в своей работе я использую разные приёмы и методы. Так я хочу поделиться своей методической разработкой сценария ко Дню Земли....

Методическая разработка для подготовительной группы "Знакомство детей с Санкт-Петербургом"

Данный материал поможет педагогам в формировании представлений об истории города Санкт-Петербурга; воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, родному городу; развивать познавательные интерес...

методическая разработка в подготовительной группе по математике «Заюшкина избушка»

методическая разработка по математике на основе сказочного сюжета....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «День Земли»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЙЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА   «День Земли»...

Методическая разработка по познавательному развитию " Олимпийцы земли Самарской"

Методическая разработка по познавательному развитию "Олимпийцы земли Самарской"...

Методическая разработка открытого мероприятия – развлечения «Украсим землю цветами»

Представленная методическая разработка предназначена для оказания помощи педагогам дошкольных учреждений в выработке решений, основанных на достижении положительного педагогического опыта в проведении...

Методическая разработка «Путешествие-викторина по Югорской земле с Буровичком Югоркой» (по сказке «Буровичок Югорка» Ольги Лебедевой). Для детей подготовительной к школе группе

Одним из средств патриотического воспитания дошкольников является детская художественная литература, в особенности – сказки. Чтение приучает детей думать, искать и находить ответы на разные вопр...