Методическая разработка по комплексу игр при детских капризах.
методическая разработка на тему

Светлана Валерьевна Мерзликина

 

Вы вдруг стали замечать, что ваш еще вчера спокойный и ласковый малыш вдруг стал капризным и нервным, остро реагирует на все происходящее вокруг. То и дело у него на глазах проявляются слезы, а обиды сменяют приступы безудержного смеха. Ребенок учиться управлять своими эмоциями, он начинает понимать, что эмоции должны быть адекватны определенной ситуации. У него  пока не очень хорошо получается управлять ими, но…. Пройдет немного времени, и беззаботный и импульсивный малыш станет более уравновешенным, спокойным, даже, может быть, немного замкнутым в себе.

      Сейчас попробуем более подробно определить особенности эмоционально – волевой сферы вашего ребенка. Для этого предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые позволят оценить поведение дошкольника и сделать выводы об уровне развития настойчивости, воли, эмоциональной уравновешенности и возбудимости.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по комплексу игр при детских капризах.

  Вы вдруг стали замечать, что ваш еще вчера спокойный и ласковый малыш вдруг стал капризным и нервным, остро реагирует на все происходящее вокруг. То и дело у него на глазах проявляются слезы, а обиды сменяют приступы безудержного смеха. Ребенок учиться управлять своими эмоциями, он начинает понимать, что эмоции должны быть адекватны определенной ситуации. У него  пока не очень хорошо получается управлять ими, но…. Пройдет немного времени, и беззаботный и импульсивный малыш станет более уравновешенным, спокойным, даже, может быть, немного замкнутым в себе.

      Сейчас попробуем более подробно определить особенности эмоционально – волевой сферы вашего ребенка. Для этого предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые позволят оценить поведение дошкольника и сделать выводы об уровне развития настойчивости, воли, эмоциональной уравновешенности и возбудимости.

Вопросы для родителей.

1. Часто ли в течение дня у ребенка бывают спады и подъемы настроения?

2. Можно ли назвать его характер живым и веселым?

3. Часто ли ребенку кажется, что он сделал что – то не так?

4. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?

5. Обидчив ли ваш ребенок?

6. Смущается ли ваш ребенок при разговоре с незнакомыми людьми?

7. Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?

8. Любит ли он мечтать?

9. Можно ли назвать его раздражительным?

10. Спокойно ли спит ребенок?

11.Доводит ли он до конца дело, игру?

12. Часто ли его терзает чувство вины?

13. Часто ли ребенок отвлекается во время игры или занятий?

14. Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?

15. Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?

16. Быстро ли ему надоедает разнообразная работа?

17. Часто ли ребенок дуется?

18. Можно ли назвать его нервным?

19. Беспокоят ли его боли без всякой причины?

20. Легко ли его задеть, покритиковать за что – нибудь?

21. Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий или тревожных мыслей?

22. Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?

23. Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются?

24. Часто ли он не успевает выполнить работу в срок?

25. Застенчив ли он в присутствии старших?

26. Отчаивается ли он при неудачах в игре и разрушает сделанное?

27. Часто ли ребенок вступает в конфликты, потасовки со сверстниками?

28. Склонен он вести себя так же со взрослыми?  

Седьмой год жизни ребенка – кризисный,  и он одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремиться привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватными способами. А мы взрослые не всегда выбираем правильную тактику поведения, мы начинаем ругать ребенка за его «кривляния» и « истерики», не вполне понимая, с чем они связаны. И что получается в результате? Такой искренний, такой открытый ребенок становится молчаливым и замкнутым, он все больше и больше отдаляется от родителей. А потом это противоречие углубляется, становится все шире и вытекает в подростковые конфликты.

     Нерадостная получается картина. «Что же делать?»

Надо уделить чуть больше внимания эмоциям ребенка. Попробуем разобраться с причинами их появления, а  также помочь ребенку познакомиться с различными эмоциями и с тем, как они проявляются.

     Не соответствующее ситуации эмоциональное реагирование может быть связано с тем, что ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции. А может быть и другая ситуация: ребенок становится нервным из-за того, что он видит вокруг. Если мама с папой постоянно ссорятся, а ребенок только и слышит: «Отстань!», «Не мешай!», он, естественно, все это переживает внутри себя, и эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях. Подумайте, в чем причина такой неуравновешенности. Может быть, нужно просто несколько изменить стиль отношений в вашей семье?

     

Рекомендации, касающихся того, как строить стиль своего поведения с вашим беспокойным ребенком:

- избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;

- своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;

- уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;

- помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

Таким образом, эмоциональное реагирование может быть связано с тем, что ребенок просто незнает, как проявить свои эмоции. Необходимо познакомить малыша с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.

Этюд на выражение удивления.

Удивление, возникает мгновенно и так же быстро проходит, уступая место другим эмоциям: интересу, страху, радости и т. д.

1. «Бабушка приехала.»

       Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето.

       Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» - подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз!

(Ребенку предлагается изобразить лицо Вани в тот момент, когда он увидел бабушку: брови подняты вверх.)

Этюд на выражение удовольствия и радость.

Радость – одна из основных положительных эмоций. Ее проявление очень легко заметить по улыбке. В процесс разыгрывания этюдов на выражение радости и удовольствия важно, чтобы чувство, возникающее у ребенка, было реальным, искренним. Может быть, этого будет трудно добиться, проигрывая предложенные сюжеты. Тогда вспомните и проиграйте вместе с ребенком ситуации, которые у него в жизни вызывали радость и удовольствие.

2. « Неожиданный подарок».

       Тане очень хотелось иметь дома настоящую собаку. Но мама и папа не разрешали ей завести щенка. « Ты еще маленькая», - говорили они.

       Наступила весна. Сегодня у Тани день рождения, ей исполняется 6 лет. Утром девочка проснулась и увидела около своей кровати корзинку, закрытую тканью. Там кто – то шевелился. Таня подняла ткань и увидела маленького щенка. Девочка запрыгала от радости.

(Выразительные движения: подскоки, глаза прищурены, на лице улыбка).

Этюд на выражение страдания и печали.

Отрицательные эмоциональные реакции проявляются уже в первые дни жизни новорожденного. Ребенок сообщает о них окружающим криком, гримасой неудовольствия. Это своего рода защитная реакция организма. Многие родители считают, ребенок дошкольник не должен испытывать негативных эмоций – горя, страдания, печали – и всячески стараются оградить своего малыша от этих переживаний

3. «Я так устал».

      Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: « Я так устал, я очень устал……..»

(Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены).

Этюд на выражение отвращения и презрения.

Чувство отвращения у детей дошкольного возраста часто связано с приемом пищи. Чувствовать отвращения по отношению к самому себе ребенок может, начиная примерно с 5 лет. И виноваты в этом сами мы взрослые. Мы сами говорим ребенку: « Ты хуже всех!», « Опять ты это сделал!» и т. д. Этюды на выражение отвращения направлены на осознание этой эмоции и ее смягчение. Выражение и осознание презрения, а также его последствий ведет к изменению тактики взаимодействия дошкольника с другими детьми.

4. «Соленый чай».

       Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль.

       Внук захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него две ложки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

(Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен – ребенок выглядит так, словно он подавился.

. Этюд на выражения гнева

Гнев – одна из тех эмоций, которые очень трудно изобразить произвольно.

5. «Гневная гиена».

       Гиена стоит у одинокой пальмы. В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьяна обессилен от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто – нибудь подходит к пальме, желая помочь обезьянке.

Я страшная гиена,

Я гневная гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

                   М. Чистякова.

( Выразительные движения: усиленная жестикуляция.

Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.)

Этюд на выражение страха.

С одной стороны, страх – вполне естественное явление, он несет самозащитные и регулирующие функции. С другой стороны страх у ребенка может стать устойчивым и рассматриваться как проявления невроза.

Многие взрослые сами того не замечая, провоцируют детские страхи. Преодоление устойчивых детских страхов требует размышления над причинами и источниками их проявления. Только поняв чего боится ребенок и почему он этого боится, мы можем помочь ему справиться со своим страхом. Этюды на выражение страха способствуют повышению устойчивости к нему, а использование вместе с ними других методических приемов (рисование страхов, проигрывание и т. д.) может способствовать полному исчезновению устойчивых страхов.

6. «Рисуем страх»

       Предлагается нарисовать то чего боится ребенок. Требуется лист бумаги и цветные карандаши. Обратите внимание, какие цвета будет использовать ребенок. Скорее всего, это будут темные, холодные краски (черный, серый, синий, коричневый), символизирующие тревогу и отвержение травмирующего образа.

Этюд на выражение вины.

Вина – чувство, связанное с осуждением самого себя за неблаговидный с точки зрения морали и этики поступок. Этюды на выражения чувства вины способствуют формированию у ребенка представлений о моральных нормах и ценностях, способствуют снятию морального и физического напряжения. Они помогают развивать выразительные движения, познавать принятые в обществе правила поведения и соответственно на них реагировать.

7. « Чуня – хвастунишка»

       От хвастунишки – поросенка Чуни ушли его друзья – ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовет друзей:

Где вы, верные друзья?

Чуне помогите!

За бахвальство и за смех

Вы меня простите.

(Выразительные движения: первая – вторая строчки –поворачивать голову в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты в перед. Третья – четвертая – опущенная голова, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.

При использовании этих этюдов лучше использовать музыку, настроение которой приближается к изображению эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по комплексу игр для детей страдающих дефицитом внимания с гиперактивностью.

Методическая разработка специально для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Игры подходят и для занятий дома, и для занятий в детском саду....

Методическая разработка по комплексу игр с песком.

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки,...

Методическая разработка по комплексу оздоровительных мероприятий после сна.

Очень важно чтобы ребенок просыпался в бодром и хорошем расположении духа. Ведь от того, как он проснется, будет зависеть его настроение и то как он проведет свой день.(комплекс оздоровительных ...

Методическая разработка по комплексу пальчиковых игр с 3- 4 лет.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры  для детей способствуют:Укреплению положительной эмоциональной связи с родителем.Улуч...

Методическая разработка по комплексу упражнений на релаксацию детей дошкольного возраста

Взрослые не способны осознать объем информации, получаемой ребенком за день, и степень влияния такой нагрузки на организм. Деятельность вызывает сильный стресс, снять который самостоятельно ребе...

Методическая разработка по комплексу непосредственно образовательной деятельности на тему: «Творчество А. С. Пушкина».

Цель проекта: приобщить детей к русской классической литературе, на примере творчества А. С. Пушкина.Задачи проекта:- познакомить с творчеством А. С. Пушкина;- уточнить и закрепить знания детей о соде...