родительский клуб "Дошколенок"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

На сегодняшний день в магазинах продается огромное количество книг и тетрадей для подготовки ребенка к школе, детские сады одного города  работают по разным программам, поэтому закономерно, что  у родителей возникает много вопросов: что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, как его правильно  подготовить к школе. Несмотря на то, что способы подготовки ребенка к школе в каждой семье свои, все же родители хотят получить  квалифицированную консультацию, а также обменяться опытом о том, как справиться с различного рода возникающими проблемами.

Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними  взаимодействие просто необходимо. Таким образом, эта проблема потребовала от детского сада  разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры  родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_doshkolenok.docx190.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Радуга»

http://centerll.com/uploads/posts/2012-03/1331049081_31.jpg

Родительский клуб

«Дошколенок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» открылся в  2010 году на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности.  Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, договором с учредителем и уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга».

В детский сад  принимаются дети с 2 до 7 лет и к началу учебного года в Учреждении комплектуется 12 групп.

Для качественного осуществления образовательной деятельности и социализации ребенка в современном обществе в детском саду имеется: музыкальный и физкультурный залы; кабинет информатики для проведения занятий с использованием ноутбуков;  кабинет по изодеятельности, где ребенок развивает свой природный и творческий потенциал; бассейн, зимний сад, прогулочные веранды, площадка ПДД, 2 спортивные площадки, оснащенные спортивным оборудованием, а также огород, цветники, газоны, тропа здоровья, уголок леса.

Для проведения коррекционной работы с детьми работают учителя- логопеды, учителя – дефектологи, педагог – психолог, социальный педагог. Также данные специалисты проводят индивидуальное консультирование  родителей (законных представителей)  и педагогов.

Развивающая среда Учреждения создана с опорой на личностно- ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Игрушки и игровое оборудование в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет возможность использовать его в своих играх. Удовлетворяется двигательная активность каждого ребенка. В группах имеются многофункциональные атрибуты по всем видам игр и театрализованной деятельности.

Учреждение обеспечено аудио, видео средствами, музыкальной, видеоаппаратурой, компьютерами.

Детский сад  укомплектован педагогическими кадрами  в соответствии со штатным расписанием. Педагогическую деятельность осуществляют 38 педагогов, из которых 25 воспитателей, 4 учителя- логопеда, 1 учитель- дефектолог, 1 социальный педагог, 1 педагог- психолог, 2 педагога дополнительного образования, 2 инструктора по физическому воспитанию, 2 музыкальных руководителя.

63% преподавательского состава имеют высшее педагогическое образование;

37% - среднее специальное педагогическое образование;

12 педагогов- 34% имеют квалификационные категории.

Анализ социального и образовательного статуса родителей воспитанников показал следующие результаты:

  • Полная семья -88%
  • Неполная семья - 12%

Из них:

  • Многодетная - 30 семей
  • Опекаемая - 3 семьи

Образование родителей:

  • Высшее образование имеют - 47%
  • Среднее специальное образование имеют - 34%
  • Среднее образование  – 19%

Возраст родителей:

  • От 20 до 30 лет -42%
  •  От 30 до 40 лет -50%
  • От 40 до 50 лет - 7%
  • От 50 лет- 1%

Количество детей в семье

1 ребенок- 44%

2 ребенка- 37%

Многодетные- 19%

Материальное положении:

Обеспечены- 95%

Малоимущие- 5%

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических ... Высоким уровнем знаний обладает далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Ориентироваться необходимо, прежде всего, на общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи.

Проведённое нами анкетирование в 2014 году показало, что 98% опрошенных родителей нуждаются в консультации и помощи специалистов Учреждения, и в первую очередь логопеда и психолога.

 Согласно социологическому исследованию семей наших воспитанников было выявлено, что более 50% родителей, имеющих детей 6-7 летнего возраста нуждаются в дополнительной информации о подготовке ребенка к школе.

http://www.koipkro.kostroma.ru/Sharya/pr-18/shkola/DocLib1/55625847.jpg

Актуальность программы

Сегодня не только изменилось отношение государства  к семье, другой стала и сама семья. И деятельность педагогического коллектива МАДОУ д/с «Радуга» не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии детского сада и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Таким образом, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из задач, стоящих перед нашим Учреждением, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

При проведении родительских собраний, индивидуальных бесед и консультаций воспитатели и специалисты Учреждения наблюдали за активностью родителей и включенностью их в воспитательный процесс. В ходе практикумов, тренингов фиксировалась заинтересованность родителей в получении педагогических знаний.

Чтобы в неформальной обстановке наладить эмоциональный контакт с родителями,  развивать у родителей наблюдательность в воспитании детей, организовать профессиональные консультации по интересующим темам, специалисты детского сада предложили всем родителям  заполнить анкету.

Цель проведения анкетирования: в процессе анализа анкет, которые были заполнены родителями на родительских собраниях в начале учебного года, и при подготовке к ним определялся уровень психолого - педагогических знаний родителей, а также наличие или отсутствие потребности в получении новых знаний.

В анкете родителям было предложено несколько форм работы с семьей, такие как: занятия для родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, организованные семейные досуги, организация семейного клуба для родителей.

В анкетировании приняли участие родители всех групп детского сада. Из них особую активность проявили родители старших и подготовительных групп.

На сегодняшний день в магазинах продается огромное количество книг и тетрадей для подготовки ребенка к школе, детские сады одного города  работают по разным программам, поэтому закономерно, что  у родителей возникает много вопросов: что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, как его правильно  подготовить к школе. Несмотря на то, что способы подготовки ребенка к школе в каждой семье свои, все же родители хотят получить  квалифицированную консультацию, а также обменяться опытом о том, как справиться с различного рода возникающими проблемами.

Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними  взаимодействие просто необходимо. Таким образом, эта проблема потребовала от детского сада  разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры  родителей.

 Поэтому в августе 2015 года  началась активная работа по созданию родительского клуба, который назвали «Дошколенок».  

Чтобы работа клуба была полезной и интересной постарались создать на встречах неформальную обстановку, привлекли специалистов, учителей начальных классов ближайшей школы, организовали просмотр видеоматериалов, запланировали обсуждение сложных ситуаций и  интерактивные игры с родителями, чаепитие .

http://cs9617.vkontakte.ru/u57119634/-14/x_a9aef7e7.jpg

Цель родительского клуба:

Повышение уровня психолого- педагогических знаний  родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Проведение родительского клуба предполагает решение следующих задач:

- повысить  уровень педагогической  грамотности родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста (6-7 лет).

-сформировать у родителей устойчивую системы взглядов на воспитание ребенка 6-7 лет;

- оказать психологическую поддержку родителям, переживающих трудности в отношениях с детьми 6-7 летнего возраста.

Работа клуба ведется в соответствии со следующими принципами:

  • Доступность;
  • Добровольное участие;
  • Гуманность;
  • Конфиденциальность;
  • Диалогизация взаимодействия;
  • Самодиагностика;
  • Субъект- субъективный подход.

Принцип доступности означает, что все родители детского сада могут принять участие в заседаниях Клуба.

Принцип добровольного участия означает, что все виды программной деятельности ориентированы на право выбора личности.

Принцип гуманности означает, что в работе Клуба должны проявляться к каждому участнику уважение, чуткость, справедливость, вежливость.

Принцип конфиденциальности означает, что сведения личного характера, участников Клуба не должны разглашаться, так как составляют профессиональную тайну.

Принцип диалогизации взаимодействия означает, что в Клубе соблюдается равноправное полноценное межличностное общение, основанное на уважении к чужому мнению.

Принцип самодиагностики предполагает самораскрытие участников Клуба, осознание и формирование ими собственных личностно значимых проблем.

Принцип субъект- субъективного подхода означает равноправие позиций специалистов детского сада и родителей Клуба.

Клубная работа реализует пять функций:

  • прогностическую;
  • диагностическую;
  • просветительскую;
  • консультативную.

Прогностическая функция – это способы организации  дальнейшей работы специалистов и  родителей в Клубе, по вопросам подготовки ребенка- дошкольника  к первому классу.

Диагностическая функция направлена на углублённое понимание собственного ребёнка- дошкольника: его возрастные и психологические особенности.

Просветительская функция заключается в знакомстве с теоретическими основами психологии и педагогики, систематизации знаний о закономерностях развития ребёнка дошкольника, а также социально – психологическая готовность ребенка к школе.

Консультативная функция предполагает профессиональные консультации специалистов Учреждения:

    1. что значит готовность ребенка к школе;

2. укрепление уверенности родителей в своих собственных возможностях;

3.  установление тёплых отношений в семье;

4. обеспечение безопасной атмосферы в семье, касающейся детско-родительских отношений .

Формы работы: консультации (групповые, индивидуальные), литературные гостиные, спортивные досуги, круглый стол, семинар-практикум.

Методы работы :

  • анкетирование;
  • беседы-дискуссии;
  • индивидуальное консультирование;
  • психологические тренинги;
  • практические занятия;
  • информирование.

Анкетирование является наиболее удобным и быстрым способом оценки уровня полученных знаний . Предоставляет материал для анализа и дальнейшего планирования работы Клуба.

Беседы- дискуссии, практические занятия позволяют применить полученные знания на практике.

Индивидуальное консультирование- индивидуальная работа с участниками Клуба, позволяет разобраться в конкретной ситуации,  наметить пути решения.

Психологические тренинги обеспечивают решение и профилактику возникновения проблем участников Клуба.

Информирование помогает формированию психолого – педагогической культуры личности.

Во все формы проведения данной работы включены элементы инновационных технологий, успешно применяемые в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

  • арт-терапия;
  • сказкотерапия;
  • куклотерапия;
  • игротерапия;
  • библиотерапия.
  • цветотерапия

Материально- техническая база детского сада «Радуга», при проведении занятий родительского клуба:

  • методический кабинет;
  • музыкальный зал;
  • изостудия;
  • сенсорная комната;
  • физкультурный зал;
  • зимний сад;

Кадровое обеспечение:

Для реализации программы родительского клуба и решения поставленных задач необходимы следующие специалисты:

  • педагог - психолог,
  • социальный педагог;
  • учитель-логопед;
  • инструктор по физической культуре,
  • музыкальный руководитель,
  • учитель начальных классов,
  • медицинский работник.

Содержание  программы

Занятия в семейном клубе предусматривают теоретическую и практическую часть, общая продолжительность одного занятия составляет 45-60 минут. Каждое занятие посвящено одной теме.

Первая часть занятия носит теоретический характер, в которой родителям предлагается  беседа,  сообщение специалиста или учителя о возрастных особенностях детей данного возраста, раскрывается понятие социально- психологическая готовность ребенка к школе. В соответствии с планом работы более подробно раскрывается материал о мотивационной, умственной, волевой и коммуникативной готовности ребенка к обучению в школе. Чтобы выступление было интересным, а предлагаемая информация доступной, сообщение готовится в форме презентации, музыкального или спортивного номера, постановки сказки. В слайдах большая часть отводится схемам, таблицам, рисункам  и диаграммам, для лучшего усвоения предлагаемого теоретического материала.

Вторая часть занятия с родителями - практическая. В данном блоке специалисты учреждения предлагают родителям практические задания (дидактические игры, речевые минутки, зарядку для пальчиков, задания на развитие внимания, мышления, речи и т.д.), которые они потом могут применять с детьми дома. Каждому родителю специалисты выдают памятки, буклеты с рекомендациями по работе с детьми в домашних условиях, в соответствии с тематикой заседания.

Педагог- психолог, учитель –логопед, инструктор по физической культуре  так же могут показать часть занятия с детьми, которое было снято на видеокамеру заранее. Во время показа специалист комментирует  занятие, потом обсуждает представленный материал с родителями, отвечает на вопросы.

После проведенного занятия специалисты проводят индивидуальные консультации.

Для дальнейшего планирования работы клуба в конце каждого занятия родителям предлагается анонимно ответить на несколько вопросов:

- понравилась ли Вам организация данного заседания родительского клуба?

- была ли для Вас представленная информация полезна?

- о чем бы Вы хотели узнать, но стесняетесь спросить?

- Ваши пожелания, рекомендации, предложения.

В течение года запланировано 8 заседаний. При подготовке к заседаниям клуба учитываются пожелания родителей, новизна, актуальность, неординарность подачи материала.


Сроки и план реализации программы:

Программа родительского клуба рассчитана на 1 год.

Название

этапа

Задачи

Средства реализации

Ожидаемый результат

Подготовительный

Август  

1.Информирование родителей об открытии и задачах родительского клуба;

2.Согласование тем педагогического просвещения родителей с заместителем заведующего по методической работе и заместителем заведующего по воспитательной работе ;

3.Подготовка помещения для приема родителей;

4.Назначение ответственных за работу клуба.

1.Анкетирование родителей.

2.Участие специалистов в  родительских собраниях.

-Привлечение единомышленников для решения поставленных задач;

-Определение содержания и способов взаимодействия;

- Налаживание комфортной и доброжелательной атмосферы в рамках взаимодействия ДОУ – родитель.

Основной

Сентябрь   - апрель

Реализация содержательного аспекта программы

Содержание заседаний может варьировать в зависимости от пожеланий участников клуба

- Приобретение положительного опыта контактов родителей и ДОУ, положительных эмоций, исходящих от детского сада, преодоление отчуждения родителей от ДОУ;

-Повышение общего образовательного уровня родителей;

-Эмоциональное включение родителей в сферу взаимодействия и в образовательный процесс.

Заключительный

май

1.Соотнесение результатов с целями и задачами программы;

2. Определение социального эффекта данной программы.

Диагностика, социологический опрос.

Рефлексия.

Презентация деятельности клуба.

Информирование в СМИ.

-Адекватность результатов целям и задачам программы;

-Сформированность положительной мотивации у родителей по отношению к ДОУ;

-Пропаганда семейного благополучия

План

работы родительского клуба «Дошколенок»

№п/п

Период

 проведения

Тема

Ответственные

1, 2 заседание

Сентябрь

Октябрь

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе

Социальный педагог;

Учитель- логопед;

 Педагог- психолог

Учитель начальных классов

3,4 заседание

Ноябрь

Декабрь

Умственная или познавательная готовность ребенка к обучению в школе

Социальный педагог;

Учитель- логопед;

 Педагог- психолог

Инструктор по физической культуре

Учитель начальных классов

5,6 заседание

Январь

февраль

Волевая готовность ребенка к обучению в школе

Социальный педагог;

Учитель- логопед;

 Педагог- психолог

Музыкальный руководитель

Учитель начальных классов

7,8 заседание

Март

Апрель

Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе

Социальный педагог;

Учитель- логопед;

 Педагог- психолог

Педагог дополнительного образования

Учитель начальных классов

 Ожидаемые результаты

Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:

- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным      учреждением.

Для родителей:

- повышение уровня социально – педагогической и социально – психологической грамотности;

-сформированная  у родителей устойчивая система взглядов на воспитание ребенка 6-7 лет;

- рефлексия нравственных основ жизни;

- выявление и пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

- психологическая поддержка родителей, переживающих трудности в отношениях с детьми 6-7 летнего возраста.

Ожидаемые риски при реализации программы.

-малоактивная образовательная позиция родителей, которая не способствует и не располагает к сотрудничеству;

- инертность родителей;

- инертность части педагогов и их загруженность текущей работой.

                                                                                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"

Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...