Волшебные средства понимания. Семинар - практикум для педагогов
материал на тему

Николаева Ольга Анатольевна

Цель:

Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

 

Задачи:

1. Познакомить педагогов с азами психологии общения (вербального, невербального и паралингвистического)

2. Пробудить интерес участников к получению информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках» и дальнейшему использованию этих знаний в работе

3. Развитие умения понимать и принимать настроение других людей

4. Развитие умения контролировать собственные невербальные проявления для создания благоприятной ситуации общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volsheb.sredstva_ponimaniya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад комбинированного вида

№130 г. Липецка

Волшебные средства понимания

(семинар – практикум для педагогов)

подготовила

педагог-психолог

Николаева О.А.

Сентябрь, 2016

Цель:

Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с азами психологии общения (вербального, невербального и паралингвистического)

2. Пробудить интерес участников к получению информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках» и дальнейшему использованию этих знаний в работе

3. Развитие умения понимать и принимать настроение других людей

4. Развитие умения контролировать собственные невербальные проявления для создания благоприятной ситуации общения.

В процессе взаимодействия человека с человеком для понимания ими друг друга важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим.

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные, невербальные и паралингвистические средства общения.

Вербальное общение  осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, взгляды, пространственное расположение и т.д.). К паралингвистическим средствам относятся тембр, темп голоса, интонация, паузы и т.д.

Упражнение «Что я вижу на картине?»

Психолог показывает участникам репродукцию какой-либо картины, желательно пейзаж (или просит посмотреть за окно), и одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о картине (или о том, что увидели за окном), ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя на картину (или за окно)? Например: «Я чувствую дыхание приближающейся весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу.

После этого ведущий говорит о том, что у каждого участника было свое первое впечатление и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто-то начал со слов: «Я вижу», кто-то сказал: «Я слышу», а кто-то «Я чувствую».

Ведущий отмечает, что важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.

Мини-лекция

В нейролингвистическом программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип — «дискреты». «Дискреты» — это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся и речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех, и других, и третьих. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определить ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения и установления взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.

Психолог раздает педагогам памятки «Поведение людей с различным типом восприятия» и «Активный словарь «визуала», «аудиала», «кинестетика» (Приложение 1, 2).

Упражнение «У попа была собака»

Группа делится на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает карточку с названием одной из ведущих систем восприятия. Если подгрупп четыре, то какая-либо карточка повторяется дважды. Затем ведущий просит участников всех подгрупп пересказать своими словами докучную сказку «У попа была собака» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке. Участники могут использовать «Активный словарь "визуала", "аудиала", "кинестетика"».

На подготовку сказки уходит примерно от 5 до 20 минут, после этого представители каждой подгруппы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.

Упражнение «Невербальные средства общения»

Каждый участник группы получает карточку со списком различных невербальных проявлений: жесты, позы, мимика (см. Приложение3). Психолог просит участников решить, какие из этих средств способствуют созданию доброжелательной атмосферы в общении, какие препятствуют, а какие являются нейтральными. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей карточке. Можно применять единые условные обозначения, которые даны на карточке.

После этого проводится общая групповая дискуссия о целесообразности использования перечисленных в карточке паттернов в общении. Как правило, в этом упражнении группа редко приходит к единому мнению по поводу некоторых невербальных средств общения. В таком случае участникам предлагается побыть в роли экспертов. Для этого один  педагог что-нибудь рассказывает остальным участникам, например, как готовить яичницу, и при этом демонстрирует тот жест, который вызвал спор. После чего рассказывают о своих ощущениях и решают вопрос об эффективности того или иного жеста. Таким образом группа приходит к единому мнению.

Данное упражнение часто вызывает много споров. Поэтому тренер может сделать акцент на том, что нельзя «читать» жесты других людей однозначно. Мы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы определять состояния других людей по их жестам, а для того, чтобы следить за своими невербальными проявлениями и достичь желаемой атмосферы в ходе беседы.

Упражнение «Передать одним словом»

 Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Упражнение - прощание «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. 

Приложение 1. Поведение людей с различным типом восприятия

Внешние проявления поведения

«Визуалы»

«Кинестетики»

«Аудиалы»

«Дискреты»

Слова

Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу

Прочный, теплый, спокойный, чувствую,схватывание, прикосновение, мягкий

Тон,громкий,находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих

Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы

Поза

Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты

Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены

Голова наклонена вбок

Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова

Телодвижения

Движения скованы, судорожны

Движения свободные, плавные

Движения то скованы, то свободны

Движения не гибкие

Дыхание

Высокое, грудное

Низкое, брюшное

В полном объеме

Ограниченное

Тембр, сила, темп голоса

Высокий, чистый, быстрый, громкий

Низкий, медленный, мягкий

Мелодичный, ритмичный, меняющийся

Монотонный, прерывистый, густой

Направление взгляда

Над окружающими

Под окружающими (снизу вверх)

Глаза опущены

Смотрит над толпой

Особенности взгляда

Посмотрит, чтобы услышать

Скорее прикоснется, нежели посмотрит

Чтобы услышать, не смотрит

Никакого зрительного контакта

Поведение в конфликте

Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным

Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным

Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела

Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым

Приложение 2. Активный словарь «визуала», «аудиала», «кинестетика»

Используемые слова, выражения

«Визуалы»

«Кинестетики»

«Аудиалы»

Существительные

Видение, горизонт, перспектива, иллюзия, экран

Тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес, нагрузка, удар, давление, прикосновение, движение, температура и т. д.

Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, эхо, музыка, ритм, мелодия, песня и т. д.

Прилагательные и причастия

Четкий, блестящий, яркий, ясный, цветной, пестрый, гигантский, большой, маленький, светящийся, открытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий и т. д.

Чувствительный, сентиментальный, ощутимый, раздраженный, душевный, невыносимый, спокойный, парализованный, крепкий, прочный, твердый, вялый, мягкий, холодный, ледяной, горячий и т. д.

Говорящий, глухой, немой, болтливый, шумный, молчаливый, мелодичный, неслыханный, громкий, тихий, благозвучный и т. д.

Глаголы

Видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, затемнять, описывать, фокусировать, различать, казаться, иллюстрировать и т. д.

Касаться, трогать, поражать, давить, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, шевелиться и т. д.

Слушать, говорить, молчать, рычать, чавкать, кричать, шуметь, усиливать, гармонировать, звонит, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать и т. д.

Словосочетания

Точка зрения, угол зрения, быть на виду и т. д.

Воспользоваться случаем, стоять на своем, чувствовать проблему и т. д.

Находит отзвук, звучит как, напрягать слух и т. д.

Выражения

Видеть в «розовых очках», «пролить свет», показать в истинном свете, на первый взгляд и т. д.

«Сдвигать камень», «развязать проблему», «вбивать клин», «наложить лапу», «резать подметки на ходу» и т. д.

Говоря другими словами, «задавать тон», «медведь на ухо наступил» и т. д.

Приложение 3. «Невербальные средства общения»

Перед вами список некоторых образцов проявления мимики и демонстрации поз, жестов, которые используют педагоги в процессе общения. Прочтите, пожалуйста, внимательно этот список и решите, полный ли он. Если нет — добавьте, пожалуйста, несколько своих примеров невербального общения.

Взгляд:

  1. Постоянная легкая улыбка на лице.
  2. Взгляд сверху вниз.
  3. Взгляд «глаза в глаза».
  4. Взгляд в сторону.

5«Бегающий» взгляд.

6.Пристальный взгляд в лицо собеседника.

7.Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника.

Поза, сидя за столом:

  1. Одна рука лежит на столе, другая — «подпирает» щеку.
  2. Руки лежат на столе, при этом пальцы легонько постукивают по поверхности стола.
  3. Руки на столе, жест «пирамида».
  4. Машинальное рисование.

Позы, сидя в кресле или на стуле:

  1. Легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику.
  2. Поза «нога на ногу».
  3. Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено.
  4. Корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой.

Позы, сидя или стоя:

  1. Руки скрещены на груди.
  2. Руки за спину.
  3. Педагог держит журнал, книгу или любой другой предмет перед собой двумя руками.

19.        Неоднократное использование жеста «указующий перст»

  1. Педагог постоянно поглядывает на часы.
  2. Постоянные вздохи.
  3. Застывшая поза.

А теперь оцените, пожалуйста, все жесты с точки зрения целесообразности их использования в общении «педагог—родитель» по следующим критериям:

«+» — жесты, позы и мимика, способствующие созданию доброжелательной атмосферы;

«—» — жесты, позы и мимика, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы;

«Н» нейтральные жесты, позы, мимика.

Литература:

Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»...

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения ст...

Семинар - практикум для педагогов: "Ребенок имеет право на понимание"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ.Задачи:- создать условия для развития эмоцио...

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ.        З...

Семинар-практикум для педагогов "Каждый ребенок имеет право на понимание и заботу"

подготовил:методист МАДОУ ЦРР д/с № 131Луничкина Е.В.Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.Задачи:Создать условия для развития эмоциональной...

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ.       Задачи:...

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»         Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов и родите...