Серия авторских конспектов по нравственному воспитанию дошкольников с ОВЗ.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Прокопьева Татьяна Николаевна

Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника с проблемами в развитии, через грамотное построение педагогического процесса в дошкольном учреждение на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции научно-методических материалов.

Учитывая особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие: формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро и д.р.); обогащение социального опыта; побуждение ребенка к положительным поступкам; воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям желание поступать в соответствии с ними; формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми и д.р.) формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей с ОВЗ 5-7 лет

«Культурный человек».

Воспитатель: Прокопьева Т.Н.

П рограммное содержание: раскрыть понятие «культурный человек», вызывать у детей желание использовать в своей речи вежливые слова. Снять напряжение при помощи игры.

Оборудование: репродукции художественных произведений с изображением различных поведенческих ситуаций, грамзапись, портрет Кота.

1. Приветствие

Игра «Паровозик»

-Дети, встают в круг. Каждый побудет в роли паровозика, а остальные дети в роли вагонов. «Паровозик» должен кого-нибудь изобразить (человека, животного, птицу), а  «Вагоны» - повторить за ним и отгадать, кого они изобразили.

2. Основная часть.

Беседа:

-Вы не раз слышали, как кто-то говорил: «Это - культурный человек!», или сожалел: «Как жаль, что этот человек некультурный».

-Как вы думаете, кого называют культурным?

- Ответы детей.

Давайте вместе сочиним небольшой рассказ об утре культурного человека. Я начну, а вы продолжите.

- Воскресный  день.  Мама готовит завтрак  на кухне. Пора вставать, вы уже проснулись,  но вставать не хочется.

-Доброе утро! - улыбается  мама.

Вы отвечаете, как?..

-Прошу к столу,  завтрак готов, - приглашает вас мама.

Вы встаёте с постели а дальше что происходит ?.. Ответы детей.

Воспитатель: Сначала заправляете постель, затем умываетесь (делаете гимнастику, принимаете душ и т.п.), одеваетесь, идёте к столу. А за столом уже сидят члены вашей семьи. Вы садитесь за стол и ...

- Что вы делаете дальше?

- Какие правила поведения за столом вам уже известны?

А дальше вы завтракаете, встаёте и идёте заниматься своими делами. Так?

- Нет.

- А как должен поступить культурный человек?

-Поблагодарить за заботу о себе, помочь убрать посуду, может даже вымыть её.

- Почему вы должны это сделать? Потому, что культурный человек это прежде всего хорошо воспитанный человек, уважающий труд других людей, благодарный за заботу и помощь.

-  Грязь в доме, подъезде, комнате, мусор на площадке, плохие слова на стенах, сломанные детские площадки, разбитые стёкла, испачканные лифты - всё это дело некультурных людей.

Они ничего не создают сами, более того, они портят и разрушают созданное другими людьми. Они не следят за чистотой не только в доме, Но и в своей одежде. Пятна на одежде, отсутствие пуговиц, непричёсанные волосы, грубые слова, как вы назовёте такого человека?

Проблемная ситуация:

Можем ли мы назвать культурным человека в следующей ситуации: Мальчик аккуратно одет, причесан, вежливо поздоровался, выйдя за дверь, пнул ногой котёнка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил бабушку, стоящую рядом, и не уступил ей место.

- Нет.

- Культурный - это прежде все го чуткий, добрый, вежливый, заботливый человек, который переживает за свои недостатки и старается их исправить.

- Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно культурным, воспитанным, и я пригласила его к вам в

гости. Прежде чем появиться перед вами, он попросил загадать вам песенку -загадку . Послушайте и скажите, герой какой сказки придёт к нам сегодня я и о каком главном качестве культурного человека он поёт в своей песенке.

Слушание песни «Если добрый ты», музыка Б.Савельева, слова М.Пляцковского.

«Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот – плохо», - поёт кот Леопольд. Какие слова кота Леопольда хорошо запомнились вам?

- Ребята, давайте жить дружно! - в каждой серии просит он мышей.

Показываю портрет кота Леопольда.

-Что вы можете сказать о Коте?

-Добрый, вежливый,  внимательный, терпеливый, аккуратный,

Скромный и т.д.

-А как можно охарактеризовать Кота по уровню его культуры?

-Он культурный.

-А какие мыши?

- Коварные, злые, хвастливые, хитрые.

- Когда мыши стараются из-за своей вредности придумать какую-нибудь  пакость Коту, он ругается, кричит, возмущается, ссорится с ними?

-Нет.

-А как он поступает?

-Тактично, доброжелательно, потому что он воспитанный, культурный Кот, терпеливо учит мышей доброте. Им становится стыдно.

Кот Леопольд прислал вам задание. Выполнив его, можно ответить, каким нужно стремиться стать, чтобы вас считали культурным человеком? Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком?

Слушание рассказа

Коля радовался весеннему солнцу, тёплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Можно скакать по площадке. Где бы взять прутик для игры? Коля огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью.

За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нём набухли, вот-вот появятся зелёные листочки. Коля подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось,

но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Коля недовольно махнул рукой на деревце и пошёл играть к ребятам.

Миша вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту? - подумал Миша. Он вернулся домой, взял, с  разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой.

Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о доброте  мальчика.

-Кто же из мальчиков культурный?

-Ответы детей.

Рассматривание иллюстраций.

-Посмотрите на рисунке и скажите, кого бы вы назвали культурным человеком и почему ?

-Ответы детей.

3. Заключительная часть.  Так кого же можно назвать культурным человеком?

Культурный человек - тот, кто не только создаёт произведения культуры, но и стремится сберечь то, что было создано до него. Он не ломает вещей, не засоряет речь бранными словами. Не мешает жить окружающим своим поведением, оказывает помощь всем, кто в ней нуждается. Скромен, аккуратен, внимателен и заботлив.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей с ОВЗ  4-5 лет.

«В мире вежливых слов»

Воспитатель: Прокопьева Т.Н.

Программное  содержание:  обучить детей уместному использованию  слов благодарности. Создавать благоприятный микроклимат в группе. Сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: фланелеграф, фигурки деревьев, дома, кукла Маша.

1. Приветствие

 Игра «Связывающая нить»

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что они хотят для себя, что могут пожелать другим.

Воспитатель:

-Дети, а теперь натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие, оказывается, вы дружные в своей группе.

2. Основная часть.

Воспитатель:

-Каждый день вы встречаете множество людей - на улице, в детском саду, в театре, во дворе и т.д. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас.

- Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми, и с незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нём подумают окружающие. Он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбляли, или грубо разговаривали.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» - эти слова вы должны всегда помнить.

Какие вежливые слова вы знаете?

-Будьте добры, пожалуйста, разрешите, простите, позвольте и т.д.

Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость -то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость ­ лучшее лекарство от злобы, грубости, безкультурия.

Инсценировка сказки 

(на фланелеграфе)

Маша. Ребята, помогите мне попасть домой!

Воспитатель:

- Маша! Ты обращаешься невежливо.

-Ребята, подскажите Маше, как нужно попросить.

(Маша должна сначала поздороваться. Затем сказать волшебное слово - «пожалуйста».

Маша повторяет свою просьбу вежливо.

Воспитатель:

-Пошла Маша по тропинке, которую вы ей указали, и встретила медвежонка.

- Маша. Уходи, медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.

Воспитатель:  

-А медвежонок стоит упрямо и не уходит . Как вы думаете, почему?

Дети помогают Маше.

-Медвежонок, здравствуй, дай мне пройти, пожалуйста.

-Позволь мне, пожалуйста, пройти.

Медвежонок:

- Проходи, пожалуйста, Маша.

Воспитатель:

-Маша пошла дальше по тропинке. А вокруг было столько красивых цветов, что она решила собрать букет и сбилась с тропинки.

Испугалась Маша, заплакала. Вдруг на верхушках деревьев она увидела белочек.

Маша:

- Попрошу-ка я их помочь моей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказались помочь? Вспомню -ка я слова, которые мне подсказали ребята.

 -Здравствуйте, белочки! Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому!

Белочка:

- Здравствуй, Маша. Мы живём рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.

Воспитатель:

- Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Маша шла за ними по траве и вы шла на тропинку . А вот и дом!

Маша:

- Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.

Воспитатель:

-  Ребята, почему Маша решила, что эти слова - волшебные?

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

- Чему мы научили Машу?

- какие вежливые слова запомнили вы?

 -Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи.  Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей с ОВЗ 4-5 лет

«Учимся отзывчивости»

Воспитатель: Прокопьева Т.Н.

Программное содержание: закреплять понятие, что значит «культурный человек», формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных поведенческих  ситуаций, грамзапись.

1. Приветствие

Игра «Ласковое имя».

-Вспомните, как вас ласково зовут дома, вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он попадёт, должен назвать одно или несколько ласковых своих имён. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить

мяч тому, кто вам в первый раз бросил и назвать его ласковое имя.

2. Основная часть.

 Появление  Феи.

Воспитатель:

-Дети, кто к нам пришёл? (Фея)

-Давайте спросим, как её зовут?

-Кто ты, красивая незнакомка? Странно, она не отвечает нам. Она чем-то расстроена, посмотрите на её печально е лицо. Наверное, её кто-то обидел.

-Как же нам узнать? (Фея руками и мимикой показывает, как злой волшебник её заколдовал, и теперь она не может разговаривать.)

-Нам совсем не понятно. Дети, покажите, что вы гостеприимны. Давайте сначала предложим ей отдохнуть с дороги, пригласим к столу, нальём чаю, покажем фее группу. Но сделать это надо так, чтобы ей было всё понятно, без слов.

(Дети с помощью мимики и жестов общаются с Феей.)

Воспитатель:

-Дети, посмотрите, всё-таки опять наша гостья печальная. Давайте её развеселим: изобразим животных, попытаемся рассказать стихи без слов («Наша Таня громко плачет», «Бычок»).

-Посмотрите, незнакомка улыбнулась.

ФЕЯ:

-Здравствуйте, дети! Я Фея - хозяйка Страны Вежливости. Злой волшебник заколдовал и я перестала разговаривать. А вы мне помогли справиться со злыми  чарами.  Оказывается, и без слов можно понимать друг друга. Трудно было вам разговаривать со мной? Что в разговоре вам помогало?

-Движения рук, лица, тела.

-Правильно, дети, очень многое можно сказать при помощи движений рук, лица, тела. А теперь попробуйте отгадать то" что я хочу вам сказать.

ФЕЯ:

-здоровается за руку с ребёнком;

-подносит к губам палец (знак молчания)

-грозит пальцем;

-аплодирует, сидя на стуле;

-печально машет рукой.

- Молодцы, вы всё отгадали. Вот, оказывается, как бывает, я не произнесла ни слова, а вы меня всё равно поняли.

-Дети, а вы как думаете, с кем можно и удобно так разговаривать?

-С человеком, у которого сильно болит зуб, с глухим человеком, с человеком, который находится на большом расстоянии.

-А вам когда-нибудь приходилось с кем-либо так разговаривать?

-Хотите так поговорить друг с другом?

Упражнение «Через стекло»

-Представьте, что между вами толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показывать, а другой отгадывать то, что вы увидите.

«Я хочу пить», «Я хочу кушать», «Мне жарко», «Пошли гулять»".

Воспитатель:

-Дети, давайте, и мы сделаем приятное нашей гостье. Преподнесём ей подарки. Но этот подарок нужно изобразить при помощи выражения своего лица и движений своего тела.

Дети выполняют.

3. Заключительная часть.

 ФЕЯ:

 -Спасибо вам за ваши подарки. Если хотите, я к вам буду прилетать и рассказывать о нашей стране Вежливости. Мне очень хочется, чтобы вы всегда был и добрыми, внимательными друг к другу и к вашим близким.

- Дети, мне тоже очень хочется, чтобы вы всегда были добры, отзывчивы, помогали друг другу и дружили .



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 6-7 лет.

«Что такое Дружба».

Воспитатель: Прокопьева Т.Н.

Цель: способствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность.
Задачи:
• Учить детей видеть, понимать, оценивать поступки героев, мотивировать и обосновывать свои суждения.
• Расширять знания детей о дружбе. Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом. Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
• Воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу, общаться в коллективе.

1. Приветствие


Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся 
И друг другу улыбнемся.

II. Основная часть

Слышится звук сирены!
Воспитатель: 
Ребята, что этот знак означает? (С кем-то случилась беда, просят о помощи). Стук в дверь, пришло письмо.
Письмо: 
Мы жители сказочной страны. С нами случилась беда. Поселился в нашей стране злой волшебник, который не любит дружных детей и заколдовал нас. Мы перестали вместе дружно играть, помогать друг другу. Помогите нам вернуть дружбу.
Воспитатель: 
Ребята, вам жалко жителей сказочной страны? (Да)
– А что будим делать? (Пойдем спасать)
– Вы хотите помочь им стать вновь добрыми и дружными? А трудностей не испугаетесь? (Нет) Тогда слушайте дальше.
Злой волшебник хранит свое заклинание в волшебном цветке, собрав его, мы сможем узнать волшебное слово, после чего смогут исчезнуть колдовские чары вместе с волшебником. Смотрите, а вот и волшебный цветок, а лепесточки мы должны собрать.
Но как мы попадем в сказочную страну? (Дети высказывают свои мнения.)
Воспитатель: 
Можно отправиться, на любом транспорте, но сказочная страна находиться на берегу моря, поэтому безопасней будет путешествовать на корабле.
Воспитатель: 
Вы хотели бы отправиться в сказочную страну на корабле? (Да). А вот и наш корабль (составляют стулья, в форме корабля). Ребята, оказывается корабль волшебный и сможет взять только самых дружных ребят.
Воспитатель: 
Вы дружные ребята?
Вот сейчас мы и проверим, какие вы дружные. Прежде чем зайти на корабль, вам необходимо предоставить капитану корабля билет. А билетами будут ваши портреты. Портрет вы выбираете не свой, а своего друга, с которым вы бы отправились вместе спасать своих новых друзей. Будьте внимательными по отношению друг к другу, на корабль должны быть приглашены все дети. (Дети с портретами рассаживаются на корабле.)
Воспитатель: 
Очень хорошо! Приглашены все дети! И мы смело отправляемся спасать жителей в сказочную страну.
Поднять якорь, мы отплываем. (Слышится шум моря).
Воспитатель: 
Ребята, вот, кажется, мы и приплыли. Опустить якорь! 
Беритесь за руки и выходите на берег. Смотрите, как вы думаете, что это? (Конверт с лепестком и заданием.)
После каждого выполненного задания мы сможем получить по одному лепесточку, и когда цветок будет готов, мы сожжем узнать и произнести волшебное заклинание. 
А вот, кажется, и первое испытание.
Рисунок «Дерево дружбы» Ребята, нарисуйте дерево, а на нем столько листочков, сколько у вас друзей. 
 Воспитатель
: Есть верная и мудрая пословица «Дерево сильно корнями, а человек друзьями». Судя по вашим рисункам, у вас получился целый лес дружбы. Я вам предлагаю превратиться в деревья.
Этюд «Деревья»

Каждый из вас разное дерево, с большими ветками. Закройте глаза и превратитесь в задуманное дерево.
Воспитатель: 
Мы с вами справились с первым испытанием и можем получить первый лепесток. Чтобы получить второй лепесток, необходимо выполнить следующее задание. 
Игра «Добрые слова» 
Воспитатель: вы действительно дружные ребята! Скажите, а что значит быть дружными? 
А что друзья могут делать вместе? (Играть, рисовать, гулять и т.д.)
Каждый из вас должен назвать вспомнить пословицы о доброте.
Музыкальная игра «Найди друга»
Воспитатель: Берите любую карточку, с героем из сказки, пока играет музыка, вы танцуете со своим героем, как только музыка перестала звучать, вы ищите его друга.(Мальвина - Буратино, Чебурашка- Крокодил Гена).
Воспитатель: 
Молодцы ребята, вы смогли помочь нашим героям найти друг друга. Поэтому мы получаем следующий лепесток. 
Здесь полный порядок и мы можем идти дальше.
И на нашем пути … загадка
Воспитатель: Чтобы получить следующий лепесток, надо отгадать загадку. 
Я прочитаю волшебное заклинание, а вы попробуйте узнать из какой сказки.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг… («Цветик-семицветик»)
Воспитатель
: Молодцы, отгадали загадку злого волшебника, а вот и цветик- семицветик его надо оживить. 
Вы сможете это сделать? (Да) 
А как ? (Дети высказывают свои мнения)
Давайте попробуем.
Как вы думаете, жителям сказочной страны было приятно услышать добрые пожелания от вас? (Да)
Тогда выходите и выбирайте по одному лепесточку. Когда я буду произносить волшебное заклинание, вы будете летать с ними и думать о добром пожелании для сказочных героев, а как только я произнесу фразу … быть по моему вели, вы остановитесь и произнесете свое пожелание.
Игра «Цветик-семицветик»
Воспитатель
: Молодцы, ребята! Мне очень приятно, что ваши пожелания связаны с заботой о других. Мы получаем еще один лепесток.
Воспитатель: 
Скажите, а как встречаются друзья, что говорят при встрече? 
Игра «Приветствие».
Дети встают в круг. Играет спокойная музыка, дети приветствуют друг друга разными способами: прикосновением указательных пальцев, ладонью, щекой, спинами, обнимаются.
Воспитатель
: Молодцы, ребята! Научили сказочных героев друг друга приветствовать. Поэтому мы получаем шестой лепесток.
Воспитатель: 
Ребята, нам осталось получить последний лепесток, чтобы расколдовать злые чары волшебника и оно будет очень сложным. Вы сможете справиться с последним заданием? Чтобы дружба между героями становилась более крепкой и настоящей давайте мы постараемся для них составить правило дружбы. Вы согласны со мной? (Да)
Игра правила дружбы.
Составляются совместно с детьми правила поведения, правила отношений в играх и т.д.
Воспитатель
: Вы замечательно справились с работой. Соблюдая эти правила, жители сказочной страны будут всегда добрыми, чуткими, вежливыми, друг к другу. А теперь нам нужно вернуться обратно в детский сад, чтобы выложить цветок и узнать волшебное заклинание. 
Поднять якорь! Мы возвращаемся. (Шум моря)
Упражнение на релаксацию
Возьмитесь за руки, закройте глаза. Почувствуйте, как тепло ваших рук переходит каждому из вас. Вам спокойно и хорошо вместе. Получите удовольствие от тишины, покоя вашего расслабленного тела. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Наше путешествие было чудесным. Вот мы и вернулись. 
Сбросить якорь!
Выходите на берег и давайте попробуем собрать волшебный цветок. (Дети выкладывают цветок, после этого звучит волшебная музыка)
Воспитатель: 
Присаживайтесь на стульчики. Интересно, какое слово хранит этот цветок? Может вы сами догадались, какое волшебное слово мы должны произнести, чтоб расколдовать наших героев?
Перевернув лепестки, получается - надпись ДРУЖБА.
Давайте вместе произнесем это слово. (Дети хором проговаривают это слово)
Воспитатель Ребята, какие вы молодцы! Вы не испугались трудностей и пришли на помощь, тем, кто нуждался в этом. И теперь каждый из вас может назвать себя настоящим другом. Берегите свою дружбу, цените ее, помогайте друг другу.
Стук в дверь. Пришло письмо от жителей сказочной страны и сладкие подарки для детей. 
Дорогие, ребята! Спасибо вам за помощь. Благодаря вам, в нашей стране царит мир, доброта и дружба.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Я предлагаю встать всем в круг, возьмитесь за руки. И повторяйте за мной
Я твой друг и ты мой друг
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди своей прижали
С этим лучиком в груди ты на мир ясней гляди.
На этом наше путешествие закончилась, и мы возвращаемся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение:« Внедрение авторской программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Как сохранить равственные ценности жизни? Возможно ли их сохранение?Есть ли культурный источник ,сохраняющий неизменными нравственные ценности жизни людей?...

Авторская концепция "Духовно- нравственное воспитание дошкольников как основа гармоничного развития личности"

Направление, по которому я работаю, а также коротко о некоторых моментах моей деятельности...

«Внедрение авторской программы «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников»

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества..»  В.А. Сухомлинский....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой, посредством авторских игр и пособий.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа является: Знакомство детей с основ...

Опыт работы авторского коллектива "Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста" на конкурс "Элита Российского образования"

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая опр...