СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
презентация на тему

Антонова  Светлана Евгеньевна

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.  ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.pptx746.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель: Антонова Светлана Евгеньевна МДОУ детский сад №26 п.Саперное 2017 год СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Слайд 2

С О Д Е Р Ж А Н И Е 1.Что такое экология 2.Экологическая культура поведения 3.Задачи экологического воспитания и образования детей 4.Формы работы по экологическому воспитанию и образованию 5.Занятия по экологии 6.Виды игр по экологическому воспитанию и образованию 7.Словесные методы экологического воспитания и образования 8.Классификация по принципам экологического воспитания и образования 9.Совместная деятельность ДОУ и родителей экологического образования

Слайд 3

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ - ЭКОЛОГИЯ? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой . Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание .

Слайд 4

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам : живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем. За последнее время были созданы программы двух типов : Комплексные направленные на всестороннее развитие детей «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха» Парциональные (экологические) обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития « Семицветик », «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог»

Слайд 5

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных; Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными; Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы; Воспитание самостоятельности через общение с природой; Воспитание эстетических чувств; Воспитание любви к природе, родине; Развитие воображения, мышления, внимания, речи. Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам: специально организованное обучение в форме занятий; совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.

Слайд 6

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ Проведение экологических праздников Наблюдения на прогулках Занятия Календари природы Работа с родителями Словесные методы: рассказы воспитателя, беседы Художественная литература Игровая деятельность Музыкальная деятельность Труд в уголке природы Организация исследовательской деятельности Экскурсии в природу Художественная деятельность

Слайд 7

ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ Занятия по экологии бывают: занятия-наблюдения за животными и растениями; занятия по классификации представлений о природе; занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными; занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы; занятия-исследования; занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе; комплексные занятия. На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе: решение проблемных ситуаций; элементарное экспериментирование; работа с моделями; моделирование; игры; наблюдение; постановка проблемных вопросов; участие детей в уходе за растениями; выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д .

Слайд 8

ВИДЫ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ В детском саду применяются следующие виды игр: Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных. Предметные игры ( с листьями, семенами, цветами ) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки». Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы и т. д. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний». Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни ( сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д. Игры-задания проводятся как итог наблюдений: сказки-кроссворды о животных; отгадай загадки и узнай героев; найди ошибки у художника, поэта; может так быть или нет и др.

Слайд 9

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 1.Чтение художественной литературы: В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность. Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др. Литература для чтения и рассказывания детям: Н. Акимушкин «Это все кошки»; Н. Акимушкин «Это все собаки»; В. Бианки «Рыбий дом»; В. Бианки «Наши птицы»;Г. Ганейзер «На лугу»; Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»; М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»; А. Михайлов «Вот так куколка!»; Н. Осипов «В воде и у воды»; Н. Павлова «Бабочки»; Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;М. М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Серова «Наши цветы»; Н. Сладков «Грачи прилетели»;Н. Сладков «От зари до зорьки»;Н. Сладков «Пестрые крылья»;Н. Сладков «Солнцеворот»Г. Скребицкий «Четыре художника»;К. Д. Ушинский «Четыре желания»; Г. Снегирев «Кто сажает лес»; В. Чаплина «В зоопарке»; Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др. Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.

Слайд 10

2.Рассказ воспитателя: Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна быть не более 10 – 15 мин.

Слайд 11

3.Беседа Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей. Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Слайд 12

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ПРИНЦИПАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПО РАЗНЫМ ПРИНЦИПАМ: 1.По характеру объектов, используемых в экспериментах и в наблюдениях: - с растениями; - с животными; - с объектами неживой природы; - объектом которых является человек. 2.По месту проведения опытов и наблюдений: - в групповой комнате; - на участке. 3. По количеству детей: - индивидуальные (1 – 4 ребенка); - групповые (5 - 10 детей); - коллективные (вся группа). 4. По причине их проведения: - случайные; - запланированные; - поставленные в ответ на вопрос ребенка. 5. По характеру включения в педагогический процесс: - эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические. 6. По продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут); - длительные (свыше 15 минут).

Слайд 13

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: - однократные; - многократные, или циклические. 8. По месту в цикле: - первичные; - повторные; - заключительные и итоговые. 9. По характеру мыслительных операций: - констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); - обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). 10. По характеру познавательной деятельности детей: - иллюстративные (детям все известно, и наблюдение, и эксперимент только подтверждают знакомые факты); - поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); - решение экспериментальных задач. 11. По способу применения: - демонстрационные; - фронтальные. Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами. Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Слайд 14

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей: - проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.; - выезды с детьми на природу; - участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности; - совместное озеленение территории детского сада; - тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет; С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье. наглядная информация.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников

Проект: «Юные защитники природы» Актуальность темы:Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс вза...

Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

Данный эксперимент раскрывает механизм поэтапного преобразования системы воспитания экологической культуры  дошкольников  в МБДОУ «Детский сад «Снежинка», содержащий систем...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Педагогический проект "Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников".

          Данный проект раскрывает механизм поэтапного преобразования системы экологического воспитания дошкольников  в МБДОУ «Детский сад «Снежинка&ra...