План самообразования 2014-2015 год
методическая разработка на тему

Асташкина Наталья Викторовна

В данном материалле, мой план самообразования по теме«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста  средствами художественной литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie2014-2015.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

              МДОУ ЦРР «Детский сад «Колосок » п. Буранный.

        

      План самообразования Асташкиной Н.В.

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста  средствами художественной литературы»

                                 

                                                 

                                                      2014-2015 год.

                              Актуальность выбранной темы

      Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

     Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

  Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.

                                               Цель работы :  

  • развитие речи детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

                                               Задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

                       План работы по теме самообразования:

Этапы работы

Содержание работы

Сроки.

1 этап.

Изучение методической литературы.

  1.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников».Учебное пособие. 2-е издание. М.: Академия, 2008.

2.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.: Просвещение, 2004.

3.Гурович Л.М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002.

4.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004.

5.Федоренко Л.П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2007.

6.Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М.: Академия, 1981.

7.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. «Ребенок и книга» М., 1999.

8.Дунаев Н.О. «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка».Дошкольное воспитание. 2007, №6.

9.Езикеева В.А. «Рассматривание иллюстраций в книге» Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962.

10.Жигулев А. «Пословица в развитии речи дошкольника» Дошкольное воспитание, 1975, №7 – 10.

11.Запорожец А.В. «Психология восприятия сказки ребенком – дошкольником» Дошкольное воспитание. 1998, №9.

Сентябрь-май

 2 этап.

Внедрение в практику.

 Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Сентябрь-май

 Изготовить картотеку игр по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Октябрь

  Изготовить настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш», «Большие и маленькие» и т.д.

Ноябрь

 Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

 

Январь.

  Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Дидактические игры с применением картинок «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д.

Февраль.

  Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

Март

 Использование мнемотаблиц в ходе НОД  ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Апрель

 Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.  

Май

Работа с семьёй

 Консультация  «Учим ребёнка общаться»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Сентябрь.

Октябрь

Ноябрь

 Родительское собрание по теме «Роль семьи в речевом развитии ребенка среднего дошкольного возраста».

 Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи дошкольников. ( Семинар- практикум «Игры, в которые мы играем»)

 Рекомендации родителям «Поговори со мною мама!» (папка-передвижка)

февраль.

 Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребёнка 4-5 лет.

Март.

 Консультация для родителей «Как организовать домашний театр»

Апрель.

Работа с коллективом

Д/с.

 Открытый просмотр НОД «Знакомство детей с книжной графикой»

 Ноябрь

Сообщение на педагогическом совете «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Январь

Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования 2014-2015

На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....

план самообразования 2014-2015

На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....

Отчёт по самообразованию 2014-2015 гг.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через народные традиции...

План самообразования 2014-2015

План самообразования 2014-2015...

План самообразования 2014-2015 учебный год

План работы в старшей группе....

План самообразования 2014 - 2015 уч.год.

План самообразования 2014-2015...

Индивидуальный план работы по самообразованию. 2014-2015.

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Азбука общение »Старшая  общеразвивающая группа.  (Ф.И.О. педагога): Понягина Светлана  Владимировна. (специал...