Воспитание патриотических чувств как средство саморегуляции у дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Полосухина Маргарита Владимировна

Воспитание патриотических чувств как средство саморегуляции у дошкольников.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный и непрерывный  процесс с целью обогащения их знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу.

Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patrioticheskih_chuvstv.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств как средство саморегуляции у дошкольников.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный и непрерывный  процесс с целью обогащения их знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу.

Дошкольное учреждения призваны сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к социальной действительности, начала патриотизма.

Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Психологи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) отмечают особенности психического развития личности ребенка данного возраста, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания.

Дошкольник мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

В патриотическом воспитании необходимо широко использовать ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, а так же в других видах деятельности

  коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

  познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

  восприятие художественной литературы и фольклора,

  самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

  конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

  изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

  музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

  двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Исходя из основного вида деятельности необходимо строить весь образовательно-учебный процесс учитывая психо-физиологические и индивидуальные особенности ребенка.

В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент.

Задачи патриотического воспитания дошкольников

1. Формирование у детей системы знаний (представлений и понятий) о своей Родине.

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события, происходящие в общественной жизни страны.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, накоплению опыта действенного отношения к окружающему, формированию потребности быть полезным другим людям.

Путь воспитания любви к Родине выстраивается в логике «от близкого к далекому»:

– любви к родителям, близким людям;

– любовь к родному дому;

– любовь к детскому саду;

– любовь к улице, на которой живешь;

– любовь к родному городу (селу);

– любовь к родной стране.

Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.

Двигательная сфера:

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:

•        произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

•        различать и сравнивать мышечные ощущения;

•        определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм);

•        менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.

Эмоциональная сфера:

Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

•        произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

•        различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);

•        одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

•        произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Сфера общения:

Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:

•        управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

•        сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);

•        отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

У детей больше, чем у взрослых, развита, интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.

Сфера поведения:

Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции:

•        определять конкретные цели своих поступков;

•        искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;

•        проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;

•        предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

•        брать на себя ответственность.

В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно в выборе поступка или действия состоит первый шаг на пути развития произвольного (согласно со своими желаниями, волей) управления поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников

В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами дизайн - деятельности.

Докольное детство- важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств,формируются первые представления детей об окружающем мире, обществес...

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников...

Консультация для воспитателей "Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"...

Консультация для педагогов: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»

Консультация для педагогов: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»...

Модель презентации собственного педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»

Модель презентации собственного педагогического опытапо теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родинеу дошкольников средствами музейной педагогики»...

«Роль сказки в воспитании патриотических чувств по средствам использования технологии «ЛЭПБУК»

Роль сказки в воспитании патриотическихчувств по  средствам использования технологии «ЛЭПБУК»   Актуальность темыБыстрый темп современной жизни, информатизация общества...