«Роль сказки в воспитании патриотических чувств по средствам использования технологии «ЛЭПБУК»
консультация

Марина Игоревна Лутай

Роль сказки в воспитании

патриотических

чувств по  средствам

 использования технологии «ЛЭПБУК»

 

 

Актуальность темы

Быстрый темп современной жизни, информатизация общества все это откладывает отпечаток на современного человека. Сегодня, очень часто звучат слова: «падение нравственности», «деградация общества». В период нестабильности в обществе: социальной, экономической, экологической все чаще встает вопрос о необходимости возврата к лучшим традициям своего народа, обратиться к богатому культурному наследию своей страны.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

 

Дошкольный возраст -

является важным этапом формирования нравственных чувств и ценностного отношения к окружающему миру: к людям, к природе. Именно в этот период закладываются основы личности ребенка, и от педагогов и родителей зависит, каким вырастит наш маленький человек, будет ли он ощущать себя неотъемлемой частью Отечества, будет ли он патриотом своей родины? Быть патриотом – это ощущать глубокую привязанность к семье, к дому, родной природе, это уважительное отношение к другим людям, это-ответственность перед обществом.

 

 

 

Патриотизм – это

«Любовь к Отчизне». (Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского словаря языка)
«Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу». (Словарь современного русского литературного языка)

                      

 

 

 

Патриотическое воспитание на сегодняшний день является не только потребностей общества, но и государственной задачей.

 

Нормативно-правовая база.

1. Государственная программа  патриотическое  воспитание граждан Р.Ф. «2016-2020года» от 30.12.15г.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751)

3.  Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

 

 

 

Народные сказки

– это часть богатого культурного наследия граждан Российской  Федерации, познавая которые, ребенок  познает сердцем родной народ.

Приобщение детей к сказке,  значительно повышает эффективность воспитательной работы в формировании у детей нравственно-патриотических качеств.

 

Патриотическая идея сказки –

 в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления.

Так, знакомя детей со сказкой, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям: доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В своей работе по патриотическому воспитанию мы используем интерактивное пособие – 

 

 

Лэпбук « В гостях у сказки», которое является эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

  «Лэпбук» (lapbook) –

  в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).  Это сравнительно новое средство обучениядошкольников.

 

Дидактическое пособие «Лэпбук» отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде:

  • Полифункциональность – возможность разнообразного использования в разных видах деятельности.
  • Вариативность предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,  стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Доступность – свободный доступ всех детей к играм и материалам.
  • Безопасность – лэпбук совершенно безопасен в использовании.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей любого возраста

 

 

 

Практическая значимость данной методической разработки в том,

что Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

 

Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

 

Наполняемость Лэпбука «В гостях у сказки» разнообразно по содержанию и позволяет решать

задачи всех  пяти образовательных областей.

Социально коммуникативное развитие: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Данная задача отражается через такую форму работы как

Настольный театр  по сказке  «Теремок», где дети учатся коммуникативному общению, взаимопомощи.

 

 

 

 

Познавательное развитие: формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

В решении  задачи области познавательное развитие помогают игры:                                                         

«Пазлы»

  • «Собери сказку по порядку»
  • «Кто спрятался на картинке»
  • «Отгадай сказку»

Речевое развитие: включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Реализация задачи представлена через дидактические игры «Расскажи сказки по картинкам», «Мнемотаблицы»  «Помоги герою найти свою сказку», «В какую сказку попал Колобок? »

Художественно – эстетическое развитие: формирование элементарных представлений о видах искусства; художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Дидактические игры: « В гостях у веселого карандаша», «Мир волшебных точек»

 

Физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

«Картотека подвижных игр на основе сказок»

Содержание Лэпбука можно, по мере необходимости, пополнять и усложнять.

В результате использования данной методической разработки дети стали активнее взаимодействовать друг с другом и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Возрос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в изучении культурного наследия родного края. Изучаемый материал успешно используется детьми в свободной самостоятельной деятельности.

 

Так же Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями воспитанников.
               Родители обеспечивают поддержку:

  • Организационную  (экскурсии, походы, поездки)
  • техническую  (фото, видео, рисунки)
  • познавательно - информационную (сбор информации для лэпбука)
  • мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха).

 

Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание любви и уважения к своей семье, родному городу, краю и, как следствие, Отечеству посредством использования

интерактивного пособия лэпбук является                                   эффективным

средством формирования патриотических чувств дошкольников.

 

 

Стендовый доклад подготовила:

Лутай Марина Игоревна

воспитатель МАДОУ № 38

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по теме Роль сказки в развитии нравственных чувств дошкольников.

СКАЗКА – средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для  ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, что...

Технология «Лэпбук», как результат использования информационно- коммуникативных технологий для развития дошкольника

В данном материале говорится о том, что такое лэпбук, как его изготовить самостоятельно и использовать в работе с детьми....

Роль сказки в развитии патриотического чувства любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена вопросу формирования патриотических чувств дошкольников; раскрываются методы работы с детьми и семьями воспитанников....

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЭПБУКА «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ».

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности дете...

Лэпбук для родителей "Роль сказки в жизни детей"

Презентация разработана для родитей детей раннего возраста....

РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКА.

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В.А.СухомлинскийДошкольное детство –это небольшой отрезок в жизни человека. Ребенок познает окружающий мир и «впитывает» в с...

Доклад на тему : «Роль сказки и здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми».

В  работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является  логопедическая  сказка, она  является хоро...