Роль сказки в развитии патриотического чувства любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста.
статья

Мотина Оксана Николаевна

Статья посвящена вопросу формирования патриотических чувств дошкольников; раскрываются методы работы с детьми и семьями воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 330

Роль сказки в развитии патриотического чувства любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста.

 

Мотина Оксана Николаевна, воспитатель

Таирова Галия Абдулбариевна, воспитатель

Фролова Екатерина Владимировна, воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада» – Д/С №150 «Брусничка»

г. Тольятти, Самарская область

 

Ключевые слова: сказки, сказания, Самарская Лука, патриотическое воспитание, познавательный интерес, дошкольники, окружающий мир, этнокультура, экологические ценности.

Аннотация: статья посвящена вопросу формирования патриотических чувств дошкольников; раскрываются методы работы с детьми и семьями воспитанников.

The role of a fairy tale in the development of a patriotic feeling of love for a small motherland in older preschool children.

 

Motina Oksana Nikolaevna, educator

Tairova Galiya Abdulbarievna, educator

Frolova Ekaterina Vladimirovna, educator

ANO DO "Planet of childhood" Lada "- D / S No. 150" Lingonberry "

Tolyatti, Samara region

 

Keywords: tales, tales, Samara Luke, patriotic education, cognitive interest, preschoolers, the world around, ethnic culture, environmental values.

Annotation: the article is devoted to the formation of patriotic feelings of preschoolers; disclosed methods of working with children and families of pupils.

 «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.

 Сказка может дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

 может помочь ребёнку узнать мир,

может одарить его воображение

и научить не воспринимать окружающее».

Д. Родари.

Формирование познавательного интереса является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Исследования целого ряда ученых, среди которых можно выделить Л.И. Беляеву, Т.А. Куликову, Н.В. Мельникову и др., подтвердили возможность осуществления этого процесса в детском саду на различном содержании педагогического процесса.  

Уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться патриотические чувства любви к малой родине.   Как утверждают педагоги (А.А. Анциферова, A.M. Виноградова, Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Р.Ш. Файзуллина), особенностью патриотических чувств детей является то, что они формируются на основе любви к родителям, семье, дому, родному городу, природе родного края. Авторы  отмечают, что эти чувства отличаются яркостью, эмоциональностью. По мере того, как дети знакомятся с окружающим миром, у них начинает формироваться представления о родном городе в котором живут, стране, исторических событий труде людей, природе родного края постепенно растет, наполняясь новым содержанием, чувство любви детей к родине [1].

Знания о родине дети получают в процессе занятий, экскурсий, наблюдений, чтения художественных произведений, бесед со взрослыми, просмотра телепередач и т.д. Занятия по ознакомлению с явлениями общественной жизни, как отмечается в исследованиях, являются ведущим средством патриотического воспитания детей. Они создают наиболее оптимальные условия для накопления впечатлений, формирования представлений, воспитания чувств детей.

Мы  считаем, что одним из первых средств формирования таких результатов патриотического воспитания является художественная литература, сказки и сказания.

Не секрет, что представления у детей о родном крае отрывочны и поверхностны. Эти проблемы могут быть восполнены чтением сказок и сказаний. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности родного края, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности.

Начиная свою работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному краю посредством сказок и сказаний Самарской Луки, мы, изучили природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Весь собранный материал мы разместили в литературной гостиной, что дает возможность самостоятельно   применять на практике. В группе оформили центр патриотического воспитания, в котором подобрали богатый материал: макет Самарской Луки, режиссерская игра «Национальный парк «Самарская Лука», летбук «Родные просторы», интерактивные игры «Я - путешественник», «Я - исследователь», художественная литература «Сказки Самарской Луки», «Жигулевские сказки», «Народная проза Самарской Луки», журналы «Ставроша» и мн.др. Материалы центра мобильны, используются воспитателями, родителями и детьми, как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

Для того чтобы проинформировать родителей о возможностях и необходимости формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному краю была организована работа, посвященная теме «Как пробудить интерес к родному краю у дошкольника». Мы размещали тексты сказок, сказаний, былин с иллюстрациями, фотографиями в уголке для родителей. Многие родители сами заинтересовались историей родного края, став нашими помощниками в обогащении центра интересными находками. Материал собранный совместно с детьми и их родителями, в поездках по родному краю, позволил создать в группе мини-музей «Как жили наши предки». 

Знакомя детей с художественной литературой, мы стараемся помочь  им сопереживать литературным героям, объясняем  смысл трудных, непонятных слов, прививаем любовь к сказке, к художественному слову. Дети, вместе с героям  сказок и сказаний борются и побеждают, сочувствуют и радуются, грустят и переживают. Также сказки  и сказания, помогают нам научить детей думать, рассуждать, высказывать своем мнение, развивать творческие способности, обогащать словарный запас детей новыми словами и понятиями. Художественное слово помогает раскрыть лучшие качества, присущие нашим предкам, позволяет  более глубже раскрыть образ Родины.

Организуя взаимодействие ребенка со сказкой или сказаниями, мы учитывали, что дети дошкольного возраста, испытывают положительное эмоциональное переживание от общения с произведениями художественной литературы.

Наш детский сад работает по программе «Волжская земля – родина моя», авторы составители: О.В. Каспарова, В.Н. Гандина, О.В. Щеповских.      

Материал данной программы помогает нам приобщать детей к региональным этнокультурным и экологическим ценностям города и края[2].

Так же мы работаем по книге «Народная проза Самарской Луки» - сборник Ю.К. Рощевского [3]. Книга представляет собой сборник сказаний, сказок, мифов, новелл, потешек, докучек, загадок.  Особенно интересными для детей оказались темы: «Мифы о происхождении Самарской Луки», «Предания о разбойниках» и «Сказки-былички».

Формируя у детей интерес к родному краю посредством сказок и сказаний Самарской Луки было организовано чтение  сказок во второй половине дня и, по возможности, после прочтения мы проводились   краткие беседы. Более глубокий анализ, полученной из сказок и сказаний, информации происходил в конце недели в виде обобщающей беседы и последующей продуктивной деятельности (рисовали, лепили, конструировали и обыгрывали наиболее понравившиеся моменты сказок). Так же мы используем наглядный материал, соответствующий содержанию произведений в виде фотографий, карт, картин художников. Это обусловлено особенностями развития восприятия дошкольников: преобладание аудиального, визуального, кинестетического каналов восприятия информации. Сочетание слышимого, видимого, действенного (показ движений, проигрывание ситуаций по сюжету прочитанной сказки) позволяет более глубоко и осознанно "проживать" содержание художественного произведения.

Нами был разработан эффективный алгоритм для изучения  и раскрытия тем:  

  1. Слушание произведения (в сопровождении с демонстрацией наглядного материала).
  2. Беседа по прочитанному.
  3. Организация продуктивной деятельности по теме прочитанного произведения.
  4. Презентация продуктов детской деятельности.

Таким образом, нам удалось пробудить интерес детей к родному краю, именно сказки сочетая в себе информационную и эмоциональную насыщенность содержания, позволяют учесть особенности восприятия окружающего мира  дошкольниками и облегчить им процесс познания таких сложных категорий как «малая родина», «родной край», а также позволяет сформировать устойчивый и относительно глубокий интерес к дальнейшему познанию ближайшего окружения и ценностное отношение к нему[2].

 

Список литературы

  1. «Сказки и сказания как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному краю», О.Н.Мотина, конференция: Современный детский сад. https://www.adou.ru/conference_notes/96
  2. «Волжская земля – родина моя» методическое  пособие по краеведению для дошкольников 4-7 лет. Авторы – составители: О.Ю.Загайнова, О.В.Каспарова, Т.С.Федорова, Т.М.Филатова, Р.Е.Шнайдер. – Тольятти, 2007.
  3. Народная проза Самарской Луки: Сборник Ю.К. Рощевского. // Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.К. Рощевского. - Тольятти: Литературное агентство Вячеслава Смирнова, 2002.- 186с.

©  О.Н. Мотина, Г.А. Таирова, Е.В. Фролова, 2019 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал поможет раскрыть интерес ребёнка к малой Родине через нетрадиционное рисование. Мир будет счастлив только тогда , когда у каждого человека будет душа художникаИначе говоря кажд...

Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...

«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

«Формирование чувства принадлежности к  малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»...

Развитие представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста

Для дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить гражданина своего отечества - личность гуманную, социально...

Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...