Методическая разработка по подборке литературных произведений по формированию любви к малой Родине с детьми старшего дошкольного возраста 2015-16 уч. год
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Румянцева Наталья Алексеевна

Тематическая  подборка литературных произведений в целях развития регионального компонента в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_region_kompan_.docx106.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая  подборка литературных произведений в целях развития регионального компонента  по формированию любви к малой Родине.

           Блоки

Содержание   образовательной области «Восприятие художественной литературы»

 

Литературные жанры

литературные жанры (сказки, рассказы, стихи).

Фольклор – устное народное творчество: сказки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки

http://ruslania.com/pictures/big/9785881702106.jpghttp://litamarket.ru/files/u/9/15542.jpghttp://lifebioloqy.ucoz.ru/avatar/miheeva.jpg

Познавательные рассказы русских и современных писателей о животных, природе, детях, истории  родной страны, Выборгского края

Творчество писателей – природоведов. 

Писатели - природоведы

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

С. Сахарнов «В мире дельфина и осьминога», «Ноги на голове»

Г. Снегирев «Про пингвинов»

М. Москвина «Кроха»

Ю.Казаков «Жадный чик и кот Васька»

Н. Носов «Живая шляпа»

Писатели о детях

Михаил Зощенко

«Великие путешественники»

Б. Житков «Как я ловил человечков»

Носов «Фантазеры»

В. Драгунский «Друг детства»

Писатели о

Российской Армии, ВОВ, великих полководцах

Н. Григорьев «Прозрачный домик»

Б. Никольский «На аэродроме»

Б. Алмазов «Горбушка»

С. Алексеев: «Рассказы о Суворове»

Познавательные рассказы о Выборге

В.В. Кириллов, А.Ф. Малышевский «Старые стены, или о чем поведали камни Выборга»:

1. «Дом в, котором мы живем»

2. «Каменный город»

3. «Аллеи старого парка»

4. «Замок – крепость»

знакомство с творчеством и биографией писателей – природоведов;

развитие интереса к истории родной страны, познавательной литературе различной тематики;

развитие любознательности, добрых чувств, способности к сопереживанию;

связывать содержание рассказа с аналогичными случаями из собственного опыта;

умение делится  собственными впечатлениями во время диалога, понимать чувства героев и свои, рассказывать о них,понимание нравственного смысла  поступков героев, обобщенного  писателем  в пословицах;

способность к децентрации (умению воспроизводить смысл текста с другой точки зрения);

устанавливать причинно-следственные связи;

прогнозирование последующих событий (какое окончание рассказа)  или  при условии: что было бы, если….

отличие фантазии от лжи

умение подбирать  образные выражения в речи при пересказе рассказов;

расширение представлений о профессии взрослых;

приобщение к традиционным российским ценностям;

положительный образ советского солдата;

соотносить  поступки литературных героев с проявлением их характеров, прогнозированием их последствий;

расширение кругозора за счет литературных произведений, описывающих талант русских полководцев прошлых лет, исторических фактов достопримечательностей Выборгаhttps://mmedia.ozone.ru/multimedia/boots/c200/1011074122.jpg

Стихи русских  и современных поэтов о природе, России, карельском крае

 

Н. Рубцов «Про зайца»

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Вот север тучи нагоняя», «Гонимы вешними лучами», «Еще дуют холодные ветры», «Осень», «Уж небо осенью дышало»

А. Фет «Мама! Глянь - ка из окошка»

С. Черный «На коньках», «Волк»

И. Суриков «Детство»

Поэты

о родной стране

В. Боков «Цветет над тихой речкой яблоня»

С. Дрожжин «Привет»

А. Прокофьев «На широком просторе»

С. Михалков «Россия – священная наша держава»

В. Берестов «Читалочка»

Поэты

о Выборге.

 

Владимир  Соловьев: 

«Монрепо», 

«По дороге в Упсалу»

«Колдун-камень»

«Иматра»

«Сон на яву»

Валерий Брюсов:

«На гранитах»

Анна Ахматова:

«Огромная подводная ступень»

Осип Мандельштам: 

«О, красавица Сайма..»

знакомство с творчеством и биографией русских поэтов;

поэтическая образность стихотворений  в разные времена года

заучивание стихов о детских зимних развлечениях

«происхождение слова Родина»

знакомство с гимном Российской Федерации

обобщение представлений о разнообразии современных книг по жанрам, видам, тематике, «Азбука – особый вид учебных книг»

познакомить с поэтическими образами неживой  и живой природы (рек, озер, каменных глыб, водоемов Финского залива)  Выборгского края

Юмористические стихи русских и современных поэтов, игровой фольклор

Ю. Владимиров «Ниночкины покупки»,

Стихи Д. Хармса

Б.В. Шергин «Рифмы»

Э. Успенский «Память»

умение внимательно слушать текст, запоминать его, замечать смысловые несоответствия

включаться в творческую игру – драматизацию;

проявление навыков словотворчества на основе метода «бинома фантазии» ( Дж.Родари),

интереса к народной словесной культуре, желание участвовать в играх со словами;

Русские народные, карельские, волшебные сказки современных и  зарубежных писателей.

Творчество писателей – сказочников.

Творчество

А.С. Пушкина

Сказки Г.Х. Андерсена

В. Катаев «Цветик - семицветик»

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

р.н.ск «Иван – царевич и серый волк».

р.н.ск. Финист – Ясный сокол

р.н.ск. «По щучьему веленью»

Абрамцева «Сказка о старой вазе»

китайская сказка «Подвиг Гао Ляна»

Р.Киплинг «Как было написано первое письмо»

Г.Х. Андерсен Оле Лукойе

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

   

Карельские сказки

В.В. Кириллов, А.Ф. Малышевский «Старые стены, или о чем поведали камни Выборга»:

1.«Земля, одетая в юбку из ельника и кофту из гранита»

 2.«История о малыше – черничинке, который не хотел стать вареньем»

3.«История о старом псе, которого звали Карром»

4. «Про лося Скутта и принцессу Гувстарр»

5. «Зимняя история»

знакомство с творчеством и биографией писателями – сказочниками;

знакомство со структурой, образным строем волшебных сказок, языковыми особенностями;

ориентация на ценность поступков, направленных на благо других людей;

умение рассуждать, вслушиваться в смысл сказок;

проигрывание эпизодов с использованием в диалогах образных выражений,

понятие «Докучные сказки»

сочинение волшебных сказок

развитие воображения, умения олицетворять предметы, растения, наделяя их различными мыслями и чувствами,

понятие «Легенда», представление о мире, жизни людей в разных частях света, их отношениях,

оценивание действий и поступков героев

участие в играх – драматизациях, играх со словами, литературных марафонах в коллективном пересказе с высказыванием своей точки зрения;

знакомство с метафорой, ее толкование

сочинение по аналогии собственных историй  на основе зачина и концовки, картинок- символов

развитие способности восстанавливать в памяти сказочный сюжет и прогнозировать его развитие;

сравнение характеров героев различных сказок;

придумывание и разыгрывание эпизодов в кукольном театре, в самостоятельной игровой деятельности

формирование понятий: русская былина, легенда, эпос, «Малая Родина», «неживая природа», «семья», «одежда»

(осенний урожай Выборгских лесов, лесные ягоды, семья, заготовки на зиму, здоровый образ жизни – правильное питание, муравьи – лесные насекомые)

(домашние и дикие животные)

(легенда, дикие животные, водные растения)

(семья, урожай, лес, зима, природа, Выборгский крендель, дружба)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...

Методическая разработка «Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по развитию социально-эмоциональной сферы»

Настоящие методические материалы предназначены для проведения непрерывной образовательной деятельности (НОД) по развитию социально-эмоциональной сферы  с группой детей старшего...

Роль сказки в развитии патриотического чувства любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена вопросу формирования патриотических чувств дошкольников; раскрываются методы работы с детьми и семьями воспитанников....

Методическая разработка по использованию дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста.

В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Эта гимнастика — единственная в мире, ...

Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

Академик Д.С. Лихачев указывал на то, что историческое краеведение в образовательном учреждении играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, занима...

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"...