Развитие представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дьяконова Наталия Васильевна

Для дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить гражданина своего отечества - личность гуманную, социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nolinsk.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Радуга» г. Нолинска Кировской области

Развитие представлений о малой родине у детей

старшего дошкольного возраста

Дьяконова Наталия Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

2016 г. 

                                              «Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

 К.М. Симонов

            Развитие современного общества предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие дошкольного образовательного учреждения как  образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.     Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными ценностями,  историей страны, родного края.

Для дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить гражданина своего отечества - личность гуманную, социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родном крае, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

          Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты  показали необходимость углублённой работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

           Совместно со старшим воспитателем провели диагностику уровня знаний детей о родном городе. Диагностика показала, что  у детей дошкольного возраста, недостаточно знаний о родном городе, его истории,  об особенностях традиций, знаменитых людях.

            Проведенное среди родителей анкетирование подтвердило потребность в ознакомлении детей и родителей с родным городом.

Выявилась проблема: недостаточно знаний у детей, педагогов и родителей  об истории  города Нолинска.

    Изучив результаты диагностики, определила цель, задачи, содержание, наметила пути реализации.

Цель. Совершенствование образовательного процесса по ознакомлению детей с родным городом.

Задачи:

  1. Расширить и систематизировать знания у детей и родителей о родном городе
  2. Формировать уважительное отношения к истории города в процессе знакомства с обычаями, традициями, зародившимися в нём.
  3. Формировать уважительное отношение к культурным ценностям города, осознание их неповторимости и индивидуальности.

4.  Воспитывать интерес и любовь к родному городу.

При организации своей работы я опиралась на теоретические и практические исследования отечественных педагогов: Н.А.Зеленовой, Л.Е.Осиповой, Е.И.Шаламовой которые считают, что базовым формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта  жизни в своем городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений приобщение к миру культуры.

Обратилась за помощью к сотрудникам музея «Истории и краеведения», библиотеки города Нолинска, старожилам.

         В основу моей работы  заложен тезис о «необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны», той маленькой частички огромной России – нашего  городка.

            При построении образовательного процесса по ознакомлению с родным городом учитывала следующие принципы.

Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

 Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.

 Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

 Принцип интегративности.  Сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем; в естественном включении краеведческого материала в основную программу;  а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями г.Нолинска .

           Для эффективной, систематической работы разработала  перспективное планирование на тему «Знакомство с малой родиной».  

           Проанализировав возможности предметно-развивающей образовательной среды дошкольного учреждения, мною были созданы:

  • нравственно-патриотический уголок,
  • дополнительные атрибуты к сюжетно-ролевым играм,
  • подобрана художественная литература (стихи, рассказы, пословицы и поговорки о городе Нолинске),
  • оформлены альбомы с фотографиями на темы «Родной край», «Люблю тебя Нолинск», «Профессии моих родителей», «Природа моего края», «Животные моего края»,
  • для ознакомления с традициями русской культуры создан мини-музей «Уголок русского быта»

   В непосредственно-образовательной деятельности на темы «Моя улица», «История родного города», «Красивые уголки моего города», «Промышленность города», «Домы бывают разные», «Путешествие по городу» знакомила детей с историей города, архитектурой прошлого и настоящего, с символикой и названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями. Важным её составляющим  являются игры на сближение и развитие коммуникативных качеств ребёнка, настрой на тему, использование наглядного материал: фотографий, рисунков, схем; рассказ воспитателя в доступной форме; активизация детей с помощью вопросов, открытие чего-то нового вместе с детьми. Темы определены общей целью - дать ребёнку представление об окружающем мире. История города, улицы, достопримечательности города, жители- всё является предметом изучения.

         Закрепление знаний с родным городом проходит через различные виды игр:

  • дидактические : «Мой город», Сложи герб», Парные картинки», «Достопримечательности родного города», «Я - фотограф», «Жилое-нежилое», «Кто, где живёт»;
  • сюжетно-ролевые: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Строим дом», «Защитники Отечества»;
  • подвижные «Мы по городу шагаем»и.т.д.;
  • народные игры: «Ляпы», «Идет козел дорогою, «Горшок» и.т.д.

           Чувство к малой родине начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. На экскурсиях дети знакомятся и учатся  любить родную природу в разные времена года. На прогулках по улицам города мы знакомились с достопримечательностями, рассматривали здания, их этажность, архитектуру, говорили о назначении зданий города. Дети учились видеть прекрасное, гордиться своей малой родиной.

            Я старалась отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком наиболее доступные ему: природа и мир животных (детского сада, родного края); труд людей, традиции и.т.д.  Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, вызывающими интерес, т.к. дети  очень эмоциональны. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

          Окружающие предметы,  впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие им нравственные ценности, представления о доброте и правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственно -общественным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

           Большое значение имеет и приобщение к народным праздникам и традициям. В детском саду  проведены народные праздники:  «Екатерина - санница», «Рождество», «Масленица»», «Пасха».

         Для успешного достижения цели необходима согласованная совместная работа участников образовательного процесса: детей, воспитателей и родителей.  

Работа по ознакомлению детей с родным городом была бы не полной без участия других специалистов. С музыкальным руководителем  дети разучивают песни о родине, русские народные танцы, приобщаются к русской культуре. По художественному творчеству дети рисуют улицы родного города, старинные здания,  изучают архитектуру, знакомятся с русским костюмом. Совместно с инструктором по физической культуре проведены спортивные праздники «Богатыри спешат на помощь», «Нолинские силачи».

 Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности пример близких людей. Поэтому важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.

         «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко я использую при работе с детьми и их родителями.

Для родителей были проведены консультации, оформлены информационные стенды. Совместно с родителями были созданы фотоальбомы о родном городе. Мамы и папы принимают  вместе с детьми  активное участие в различных выставках, проводимых в детском саду. Прошёл КВН «Мой любимый город» с участием детей и родителей. Взрослые участвуют в различных видах трудовой деятельности. Дети совместно с родителя озеленяли участок, папы сделали сказочные постройки на участках.

           Дети побывали на предприятиях и учреждениях г.Нолинска, на которых работают их родители: «Пожарная часть», «Почта», «Обувная фабрика», фабрика «Вятский сувенир», где знакомились с профессиями и продукцией предприятий. Мы воспитываем у детей уважение к людям труда, учим гордиться тем, что сделано руками людей, живущих в родном городе.

          На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников ВОВ) мы прививаем  детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Мы сотрудничаем с работниками музеем истории и краеведения г.Нолинска.  Они организовали и провели для нас мероприятия на тему  «История родного края», «Животный мир родного края», «Старинные ремёсла», «История возникновения куклы».

Интересно прошла экскурсия к Никольскому собору. Дети узнали о истории архитектурного памятника и его возрождении в наше время в доступной для них форме.

Результаты диагностики в конце учебного года показали:

- расширились представления детей о родном городе;

- повысился интерес детей к жизни города;

- повысился уровень компетентности родителей по ознакомлению с родным городом.

Таким образом, работа по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития родного города, отбор наиболее эффективных методов, средств и форм  организации образовательного процесса, вовлечение в него родителей, связь с общественностью, все это позволяет  реализовывать основную задачу: воспитание гражданина своего отечества - социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую личность, уважающего  свою культуру, традиции, любящего свою Родину.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Малая Родина - Кубань» старший дошкольный возраст

Направление деятельности проекта: приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности.Вид, тип проекта: комплексный, длительный, тво...

Методы и приемы воспитания патриотических чувств к малой родине у детей дошкольного возраста

Методы и приемы воспитания  патриотических чувств к малой родине  у детей дошкольного возраста...

Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшейго дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой род...

Презентация Проект «Формирование представлений о малой родине у детей дошкольного возраста 6-7 лет»

Актуальность В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников. При реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развит...

«Формы работы по развитию представлений о малой Родине у дошкольников»

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё....

Презентация "«Формирование представлений о малой родине у дошкольников младшего возраста».

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.Ценностное отношени...