Образовательный проект «Малая Родина - Кубань» старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Муругова Анжелика Александровна

 

Направление деятельности проекта: приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности.

Вид, тип проекта: комплексный, длительный, творческий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_innovac.deyt-sti.docx25.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отчёт

об инновационной деятельности

Муругова Анжелика Александровна

музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 52

ст. Петровской Славянского района

Образовательный проект «Малая Родина - Кубань»

старший дошкольный возраст

Разработан мною совместно с воспитателем старшей группы, вместе реализовывали данный проект, защитила на методическом объединении музыкальных руководителей 7.12.2012г.

Возникновение проекта было обусловлено поиском эффективных путей организации детского коллектива и взаимодействия с семьями воспитанников.

Направление деятельности проекта: приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности.

Вид, тип проекта: комплексный, длительный, творческий.

Краткий план мероприятий проекта:

- знакомство детей с историей русского быта;

- проведение осенней ярмарки;

- проведение Книжкиной недели на основе кубанских народных сказок;

- знакомство с кубанским народным костюмом и его элементами;

 -знакомство с фольклорными формами;

 экскурсия в музей кубанского быта;

 развитие у детей креативности в процессе выполнения творческих заданий, развитие способности к целепологанию, мотивации своей деятельности.

 создание энциклопедии кубанского быта.

 организация интегрированной совместной деятельности, обеспечивающий синтез искусств: устного народного творчества, музыки и живописи;

 организация условий в группе для отражения полученных знаний, умений и навыков в проблеме, в самостоятельной и совместной деятельности;

 привлечение родителей к проекту, участие родителей в создании энциклопедии кубанских посиделок;

 итоговая непосредственно образовательная деятельность «Кубанские посиделки».

Данная тема:

- помогла объединить все ранее полученные детьми знания, эмоциональный опыт и навыки;

- способствовала формированию у детей устойчивого интереса к истокам кубанской культуры;

- стимулировала совершенствованию у детей навыка поддерживать беседу в группе на заданную тему, соблюдая правила речевого этикета;

- способствовала развитию мышления, внимания и памяти;

- способствовала обеспечению разностороннего социально-личностного развития, усвоению традиций и обычаев кубанского народа;

- позволила интегрировать деятельность воспитателей с музыкальным руководителем;

 -сделала более эффективной работу, направленную на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей,

- оказала влияние на формирование детского коллектива;

- способствовала введению родителей в образовательное пространство группы.

В связи с тем, что сейчас особое внимание уделяется вопросу этнокультурного воспитания, мы предложили детям погрузиться в историю русского быта.

Беседа на групповом сборе с детьми позволила определить их интересы и составить план проекта:

В ходе проекта мы с детьми и родителями прожили следующие темы:

- историческое прошлое Кубани,  

- ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края

- жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков

- различные виды  исторических промыслов и ремесел на Кубани национальная одежда  кубанского казака и  казачки

-кубанский фольклор: пословицы, поговорки, песни

-мой край – Кубань моя родная

 -кубанские  посиделки. В ходе работы эта тема детьми была выделена особо.

Оценить результативность работы в проекте мы смогли в ходе итогового занятия «Кубанские посиделки».

Цель: способствовать формированию у детей мотивации деятельности, способности к целепологанию в процессе совместной деятельности.

Задачи:

-Продолжать работу по формированию устойчивого интереса у детей к истокам русской культуры.

-Уточнить представления детей о традиционной форме отдыха русских людей в деревнях – посиделки, обратив внимание на особенность костюма, традиционные ремесла, народные игры и развлечения.

-Способствовать формированию у детей навыка поддерживать беседу в группе на заданную тему, соблюдая правила речевого этикета.

-Продолжать работу по формированию у детей устойчивости внимания, развитию ассоциативного и логического мышления.

-Продолжать работу по развитию у детей способности коллективной творческой деятельности в процессе постановки и разрешения проблемной ситуации.

Содержание:

« КУБАНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

Девочки парами под  народную кубанскую музыку входят в зал (воспитатель и дети одеты в кубанские костюмы).

Две девочки выходят вперед, читают стихотворение о Кубани.

1 дев. Кубань – земля такая,

 От края и до края

 Омытая морями,

 Укрытая лесами,

 Пшеничными полями,

 Глядится в небеса.

2 дев. Кубань – земля такая,

 От хлеба золотая

 Степная сторона.

 Гостей она встречает

 И песни запевает,

 И душу открывает

 Прозрачную до дна.

Ведущая.День добрый, честной народ! Позади трудовая осень: и сено скосили, и стога сметали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело – гуляй смело! И когда солнышко клонится к закату, приходят на толоку красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать да на других посмотреть, семечки пощелкать да добрым словом перемолвится.

Девочки отправляются в хату, где находится воспитатель,   приглашая девчат словами:

- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.

Веселья вам, да радости!

Давно вас жду, поджидаю,

Посиделки не начинаю.

У меня для каждой найдется и местечко, и доброе словечко.

Девчата кланяются и говорят:

- Мир вашему дому.

Девочки рассаживаются на лавки.

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

музрук. 1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Девчата, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

 Приглашаю вас на чай

С пряниками, сушками,

Пышными ватрушками.

И чаю попьем, и разговоры заведем.

Девочки пьют чай.

ДЕВОЧКИ: Мы знаем, тётя Маруся, что у тебя много работы. А что нам дашь делать, пока хлопцы не пришли?

 МАРУСЯ: Садитесь, девчата, ткать. И мне поможете, и сами покажете, на что способны.

девочки поют песню «Прялица»  и имитируют движения пряхи.

девочки  (вместе):Позолоченая  прялица,

 Мы прядём,  а нитка тянется.

 Мы прядём,  а нитка тянется.

 Нам работа эта нравится.

1 девочка: Сижу я и песенку тихо пою,

 И кружево тихо с любовью плету.

2 девочка: Плету покрывало, узоры вяжу,

 Всем людям свой труд

 От души отдаю!

Хозяюшка:  А что, прядут, да вяжут девчата на славу. А сумеют ли они быстро намотать ниточку в клубочек. Сейчас мы это увидим.

игра «Кто быстрее намотает клубок»

Хоз. Как только музыка начнет играть, надо ниточку в клубочек намотать.

По окончанию звучания музыки хозяюшка сравнивает клубки и объявляет победителя.

МАРУСЯ: Ну и умницы вы, девчата!  А вот и хлопцы сюда спешат! (Девочки садятся)

МАЛЬЧИКИ: Здравствуй, тётя Маруся! (поклон) Дай Бог тому, кто в этом дому!

МАРУСЯ: Спасибо на добром слове, хлопцы. Проходите, садитесь, да расскажите, где были, что видели.

МАЛЬЧИКИ: Мы лучше споём.

песню « казачата»

МАРУСЯ: Верно говорят в народе: есть хлеб – будет и песня.

МАЛЬЧИКИ: 1. Да, хлеб, соль и вода – молодецкая еда!

 2.Казаки умеют и хлеб растить, и родину защищать!

 3. Казацкому роду нет переводу!

МАРУСЯ: Что-то вы, казаки, себя похваливаете, а дело-то стоит.

МАЛЬЧИК: Умелые руки не знают скуки!

МАРУСЯ: А есть ли среди вас умельцы, которые могут хоть шашку, хоть подкову сковать?

КУЗНЕЦЫ: Конечно, есть! Мы с братом – потомственные кузнецы. Что там подкова - раз, два! – и готово! (Надевают фартуки.)

 «ВО КУЗНИЦЕ»

 ( постукивают в ритме песни по «наковальне»)

КУЗНЕЦЫ: Готово! (Отдают подкову Марусе)

МАРУСЯ: Посмотрите-ка! Хороша подкова-то! Вот мы с ней и поиграем.

В старину говорили: кто найдёт подкову, тому и счастье будет. Вставайте, ребята, в круг.

 игра «НАЙДИ ПОДКОВУ»

Хозяйка. Узнали, кому счастье выпало. Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка»

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

хозяйка. У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

хозяйка. Эй, девчонки – хохотушки

Затевайте - ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Девочка. Станем, девицы, рядком,

                Да частушки пропоем.

Мальчик. Да и мы, пожалуй, встанем,

                 От подружек не отстанем.

Хозяйка. Какие же посиделки без частушек и без семечек?!

           Семечки на подносе разносят по залу, угощают зрителей.

Частушки.

1. Родились мы на Кубани.

В благодатном крае.

Лучше мы земли не знаем,

Чем Кубань родная!

2. Ах, станица, ты станица,

Зеленая улица.

Кукуруза, рис, пшеница.

Все вами любуются.

3.А в станице-то Петровской

Девки лучше городских.

Круглолицы и скромны,

И умеют печь блины.

4. Приазовские девчушки

Тоже очень хороши.

Развеселые частушки

Все поют вам от души.

5. Городская полюбила

Из станицы казака.

А станичница отбила,

Дав ей палкой по бокам.

6. В Сочи я не полечу,

Мало лет еще мне.

Все равно медаль свою

Получу с лихвою.

Все: Вы похлопайте казачкам,

Огневым, красивым.

Ну а также казакам

Мужественным, сильным!

Мы живём в станице, нам есть чем похвалиться.

Девчата кланяются и садятся на лавки.

Выходят парни:

- Эй, красны девицы,

Что сидите,

А плясать вы не хотите.

Девочка:

- Всю неделю не пилось,

Не пилось, не елось.

И сейчас нам  поплясать

Очень захотелось.

Девочка.Уж я топну ногой,

                Да притопну другой.

                Выходи ко мне, Ванюша,

                 Попляши-ка ты со мной!

Мальчик.Ставлю ногу на носок,

                 А потом на пятку.

                 Стану русскую плясать,

                 А потом вприсядку!

Кубанская пляска

(Входит казачок с мешком муки, кладёт его около стола, отряхивается.)

КАЗАК: Здравствуйте, люди добрые!

МАРУСЯ: А вот и мой сынок пришёл с мельницы.

КАЗАК: Эх, такая наша мука кубанская – белая, рассыпчатая! Вот если бы нашлась мастерица вкусненького чего – нибудь испечь. У меня для неё и подарочек найдётся.

ДЕВОЧКИ: Да мы тебе всего напечём!

 Испечём тебе мы плюшки,

 Хлеб, баранки и ватрушки,

 И с начинкой пирожок,

 А я – вкусный кренделёк.

 Да и я тебя просто так не отпущу,

 А вареничками угощу!

КАЗАК: Вот это девчата! Ладно уж, подожду. (Садится в центре большого стола.

 За маленьким столиком девочки «готовят угощение», ритмично постукивая кухонной посудой.)

песня "Жарь маты, капусточки"

ДЕВОЧКИ: ( ставят на стол по очереди блюда)

 Ешь, не стесняйся. Кушай, от души угощайся.

 Медку добавляй, молочком запивай, а можешь и квасом.

КАЗАК: Ну нельзя же всё сразу!

ДЕВОЧКА: Съешь ещё и вареничков!

КАЗАК: Да я уже по горло сыт! ( Показывает рукой.)

ДЕВОЧКА: Ну хоть чуточку, со сметанкой…

КАЗАК: Эх, ладно, так и быть! ( Ест, а девочки с интересом наблюдают и считают на пальцах)

ДЕВОЧКА: Ничего себе, сыт по горло! У тебя отсюда досюда ( показывает от подбородка до макушки) вошло 15 вареников!

ДЕВОЧКИ: ( хором) Ах!

КАЗАК: Ну и накормили! Какая теперь работа? Мне поспать охота. (Потягивается)

ДЕВОЧКИ: Ишь, какой хитрый! А пода-арочки обещал!

КАЗАК: Для всех подарочки найду! ( Надевает всем бусы.)

ДЕВОЧКИ: Ой, подарки хороши! Теперь с нами попляши!

КАЗАК: Что ж, позвать готов друзей. Выходите поскорей!

 « ПАРНЫЙ ТАНЕЦ»

МАРУСЯ: Спасибо, потешили вы нашу душу!

МАРУСЯ: Уж и солнце клонится к вечеру. Кончаются наши посиделки.

 Ведущая.Мы гордимся стариною,

                      Стала нам она родною.

                      Вечно радуют кого-то

                      Наших прадедов работы.

Ведущая. Завязка, Завязка-края дорогие,

                       Здесь казаки испокон века живут,

                       Они прославляют просторы родные,

                       Раздольные песни поют.

Все поют: Мы славно гуляли

                 На празднике нашем.

                 Нигде не видали

                 Мы праздника краше!

                 Так будьте здоровы,

                 Живите богато,

                 А мы уезжаем

                 До дому, до хаты!

Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите

               Самовар уже пыхтит,

               Мне на ушко говорит:

              «Пора к столу приглашать,

               Гостей чаем угощать!»

Дети: Любим чай мы с пирогами,

         С баранками да кренделями!

Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

Проект «Малая Родина — Кубань»

Проект «Малая Родина — Кубань»Проект «Малая родина Кубань»Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный проектВид проекта: ИнформационныйСрок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май)Участн...

Образовательный проект "Моя Родина - Кубань!"

Данный образовательный проект разработан для педагогов, которые считают важным реализацию нравственно - патриотического воспитания. Цель проекта: воспитание у дошкольников нравственно - патриотических...

Воспитательно-образовательный проект "Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием камешек Марблс"

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть...

Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшейго дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой род...

Сценарий образовательной деятельности «Россия – родина моя» Старший дошкольный возраст

Цель: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:Закрепить знания детей о государственных символах России.Обобщить элементарные представления о происхождении и функциональном ...