«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему

 «Формирование чувства принадлежности к  малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_statya.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование чувства принадлежности к  малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Патриотизм (от греч. Patris – Отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

                                                                                                      К. Паустовский

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Чувство любви к малой Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь к малой Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, поселку, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:

         -формирование представлений о семье и человеке;

        -воспитание у ребёнка чувства любви и привязанности к детскому саду, улице, городу (посёлку);

        -расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях;

       -развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город, поселок;

       -воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;

     -вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

У каждого из нас есть  свой милый сердцу уголок земли, где когда-то были сделаны первые шаги,  увиден первый луч солнца … Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.

Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему городу, поселку, краю.

Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному городу (поселку) – проведение таких игр, как:

  • «Знатоки города (поселка)»,
  • «Пройдемся по улицам города (поселка)»,
  • «КВН» – «Мой любимый город (поселок)».

Пятилетние дети уже многое знают о своем родном городе или посёлке. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы, уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях.

Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, посёлка. Даже небольшое участие дошкольников в общественной жизни родного края  имеет огромное значение для воспитания чувства привязанности, любви к людям и к родным местам, интереса к делам взрослых.

Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, городу, поселку, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.

Действенные формы по решению поставленных задач:

  • беседы,
  • экскурсии,
  • игры.

Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.

Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников:

  • дидактические: «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
  • подвижные: «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Кто первый добежит до флажка»;
  • музыкальные: «Заря-заряница», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;
  • спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
  • сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».

Работу по ознакомлению детей с малой Родиной необходимо проводить в тесном сотрудничестве с семьями  воспитанников.

Задачи по взаимодействию с родителями:

  • вовлечение родителей в исследовательскую деятельность;
  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • создание  атмосферы общности интересов;
  • активизация и обогащение воспитательских умений у родителей.

Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в: создании развивающей среды, в организации праздников, в различных конкурсах, выставках родительского творчества: выставках семейных гербов, выставках творческих совместных с детьми работ, фотовыставок «Как мы отдыхаем». Вместе с детьми посещают выставки, проводят экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях, присутствуют на занятиях, помогают в исследовательских проектах.

Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Таким образом, в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинае...

Роль сказки в развитии патриотического чувства любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена вопросу формирования патриотических чувств дошкольников; раскрываются методы работы с детьми и семьями воспитанников....

Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

Академик Д.С. Лихачев указывал на то, что историческое краеведение в образовательном учреждении играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, занима...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

«Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Нет сомнения в том...


 

Комментарии

Акулова Анастасия Сергеевна

Патриотизм проблема современности, многие родители не знакомят своих детей с таким чувством. Интересно раскрыта тема. Какие игры Вы применяете для развития нравственности у дошкольников?

В своей работе я использую такие игры, как: "Добро и зло", целью которой является научить детей различать добрые и злые поступки, а так же воспитывать дружелюбие, взаимопомощь. "Наша страна"- целью данной игры является выявление знаний детей о нашей Родине. "Расскажи о своей семье" - показать значение семьи в жизни человека. Вызвать желание рассказывать и о своих членах семьи, любить их, гордиться ими.