Использование народных традиций Масленицы в приобщении дошкольников к народной культуре.
статья по теме

Сергиенко Анна Николаевна

Знакомство дошкольников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям. В преддверие Масленицы хочу поговорить об этом национальном празднестве.

В детских учреждениях часто проводится Масленица, как весёлое развлечение с непременным вкусным атрибутом – блинами. И дети воспринимают её именно так.  А ведь у Масленицы есть  и более глубокий смысл, традиции. В этой связи важно предварительно провести  знакомство детей с традициями Масленицы, обычаями каждого её дня.  Занятия, построенные по принципу: «вопросы  и  ответы», удовлетворяют детскую потребность в познании, стимулируют логическое и образное мышление, решают ряд задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народных традиций Масленицы в приобщении дошкольников к народной культуре.

В наше время, когда активно возрождается церковная культура, христианские ценности, очень важна роль работы педагогов дошкольных учреждений. Именно в детском саду есть прекрасная возможность для приобщения детей к традиционной народной культуре и формирования основы для её воссоздания. Несложно изо дня в день знакомить дошкольников с разными её аспектами, руководствуясь народным  календарём. В каждой группе есть уголок ряжения, который может включать элементы русских народных костюмов – прекрасное подспорье для сюжетно-ролевых игр. В течение рабочего дня незаменимы аудиозаписи народных песен, мелодий, сказок, потешек,  считалок,  колыбельных. Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью важно делать акцент на произведениях русского декоративно-прикладного искусства, живописи, познакомить с национальной игрушкой. В уголке книг целесообразно выделить место для устного народного творчества и других жанров русской литературы. Для дошкольников любого возраста можно создать картотеку русских народных игр. В нашем саду оборудован миниатюрный музей-уголок народного быта «Русская изба», вызывающий неподдельный интерес у детей и взрослых. Такие уголки можно организовать и в группах.

Знакомство дошкольников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям. В преддверие Масленицы хочу поговорить об этом национальном празднестве.

В детских учреждениях часто проводится Масленица, как весёлое развлечение с непременным вкусным атрибутом – блинами. И дети воспринимают её именно так.  А ведь у Масленицы есть  и более глубокий смысл, традиции. В этой связи важно предварительно провести  знакомство детей с традициями Масленицы, обычаями каждого её дня.  Занятия, построенные по принципу: «вопросы  и  ответы», удовлетворяют детскую потребность в познании, стимулируют логическое и образное мышление, решают ряд задач:

- закрепление  знания символов  и  традиций  празднования « Широкой   Масленицы »;

- знакомство детей с народными пословицами и поговорками;

- повышение социальной активности;

- развитие внимания и наблюдательности;

- создание доброжелательной атмосферы;

- закрепление знания дней недели;

- развитие монологической речи, умения выражать свои мысли развёрнуто;

- развитие интонационной выразительности речи.

 В начале масляной недели очень наглядна будет демонстрация выразительного отрывка из к/ф «Сибирский цирюльник» о праздновании Масленицы.

Перечень возможных вопросов воспитателя детям:

Дети, как вы думаете, о чём этот отрывок из фильма?

Что такое Масленица? И что вы о ней знаете?

Как вы думаете, почему праздник назвали именно Масленица? (От какого слова?)

Воспитатель: Русская Масленица – весёлое народное гулянье на стыке зимы и весны. Само это празднество досталось нам в наследство от предков, которые также наряжали чучело, символизирующее зиму, а после праздника  сжигали его,  прощаясь  с  зимой. Устав от зимы, холода и снега, люди таким образом пытались привлечь милость ласкового солнышка и уговорить его получше греть.  промёрзшую русскую землю. С этой целью и готовили главное угощение масленицы. Какое оно, ребята? А как вы думаете, почему именно блины?

В: Наши предки верили, что вместе с масленичными блинами им передаётся тепло и могущество самого Солнца. Каждая хозяйка изо всех сил старалась обильно и вкусно угостить своих гостей. Интересно, что у каждой был свой собственный, «секретный» рецепт приготовления блинов, передававшийся им от своих бабушек.

 Ещё в русских деревнях было принято проводить разные действия, обряды, связанные с кругом: к примеру, люди ярко украшали колесо от телеги и носили его по улице на шесте, как солнце с лучиками. Затем объезжали несколько раз вокруг села на лошадях, и водили традиционные русские хороводы. Наши предки были уверены, что такие действия «умасливают» Солнце, то есть помогают задобрить его. Отсюда и проистекает название одного из самых весёлых и светлых праздников в славянской культуре.

В ожидании Масленицы люди сочиняли такие поговорки:

Масленица к нам придёт, блины да мёд нам принесёт!

Как на масленой неделе из печи блины летели!

А знаете ли вы, сколько дней празднуется Масленица?

Масленицу праздновали целую неделю, и  каждый  день  имеет  своё  название  и   свои   обычаи.

Понедельник – встреча. В этот день делали чучело Масленицы из соломы, наряжали его в старую женскую одежду и с песнями возили на санях по деревне. Затем устанавливали чучело на самой снежной горе, с которой начинались весёлые катания на санях и санках.

Вторник – заигрыш : начало народных гуляний и представлений, особенно с народным персонажем Петрушкой.  Молодёжь и детвора большими компаниями с удовольствием катались  на  санях и санках с ледяных гор.

Среда -  лакомка. В этот   день  в  каждой   семье   накрывали  столы   с   вкусной   едой.  Во   всех  домах гостей угощали блинами.

Дети, а вы знаете, с чем можно есть блины?

 (Можно устроить соревнование, поделив детей на 2 команды, побеждает та команда, чей участник называет вкусное дополнение к блинам последним).

Другой вариант соревнования «слова-признаки» и «слова-действия». Детей также делим на 2 команды. Первая команда отвечает на вопрос «Какие бывают блины?» (румяные, горячие, большие, маленькие, тонкие и т. д.), а вторая команда – на вопрос «Что можно с блинами делать?» (печь, стряпать, кушать, смазывать, макать, сворачивать, откусывать, отрывать кусочки, уплетать, наедаться и т. д.)

В: А какой день в Масленичной неделе следующий? Кто внимательный?

В первые три дня ещё можно было заниматься домашними делами, а с четверга  все работы нужно было прекратить, потому что начиналась Широкая Масленица. А как вы думаете, почему «широкая»?

Началась Широкая Масленица - значит празднование разворачивалось более широко. А назывался  этот переходный день перелом, а также – разгул, или - широкий четверг.

Важно подчеркнуть традицию приобщения людей всех возрастов к соучастию в всеобщем праздновании.

Именно в этот день затевали жаркие кулачные бои  со  строгими   правилами. (Традиция подчинения порядку):

 Правило 1: нельзя  бить  упавшего. Так  появилась  пословица  «Лежачего   не    бьют».

 Правило 2: нельзя вдвоём нападать на одного. Так появилась пословица «Третий - лишний».

Правило 3: нельзя бить по затылку.

За нарушение этих правил грозило наказание. Чтобы показать свою силу, молодцы бились «один на один» - есть и такая поговорка, или «с глазу на глаз». Первыми на середину круга выходили подростки. Можно было бить друг друга только до синяков, но не до крови. А уж затем все взрослые мужчины разделялись на две команды, вставали напротив друг друга, как две стены, и сходились в рукопашном бою. Это называлось – биться «стенка на стенку».

Важно обратить внимание детей на то, что участники кулачных боёв учились контролировать себя, а после поединка обязательно должны были «побрататься»: обняться и помириться!

После переломного четверга на первый план выходили традиции семейственности. Вообще многие обычаи Масленицы помогали членам семьи больше общаться, а молодым людям найти себе пару. Пары, поженившиеся в прошедшем году, в расписных санях ездили в гости к тем, кто был у них на свадьбе. Ну а самым главным событием для молодожёнов в пятницу было посещение тёщи – мамы жены. (Традиция почитания старших).

В субботу тоже проходили семейные посиделки. Только теперь гостей принимала молодая жена: приглашала к себе сестру мужа – её называют золовка – и своих подруг. Также продолжались гулянья, катания на санях и с ледяных гор, ещё строили снежные городки и играли в снежки.

А мы с вами вспомним русскую народную песню «Блины». В припеве надо будет подпевать как можно выразительнее, веселее, задорнее «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои! Каждый будет произносить по одному слову по очереди.

Звучит песня, кто помнит слова подпевайте!

Как на масляной неделе мы блиночков захотели!

Дети по очереди: Ой! Блины! Блины! Блины! Вы блиночки! Мои!  (2 раза).

Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица!

Дети по очереди: Ой! Блины! Блины! Блины! Вы блиночки! Мои! (2 раза).

А после субботы наступал какой день, помните?

В воскресенье были проводы Масленицы. Прощались и с ряженым чучелом. Его сжигали в большом масленичном костре. В костре сжигали также символ солнца – колесо, люди верили, что благодаря этому весеннее солнышко разгорится ярче и быстрей будет прогревать промёрзшую землю. Предавали огню и всё старое, ненужное, нашёптывали зимние горести, печали, чтобы они не мешали радоваться весне и солнцу. Традиционным было разбрасывание оставшегося пепла по полю, засеянному озимой пшеницей. Старое преобразовывалось в новое – будущий урожай, а значит и благополучие.

Вот так и проходила на Руси масленичная неделя. Во все времена люди стремились отпраздновать её как можно богаче, сытнее и веселее. Ведь считалось, что если в Масленицу было сытно, то и весь следующий год будет столь же   сытым. Существовало даже поверье, будто не веселиться во время широкой Масленицы – не к добру, это означало «жить в горьком горе и худо жизнь кончить». Прекращалось всё веселье с первыми звуками церковного благовеста. Как вы думаете, что это?

Слово «благовест» означает благая весть, то есть хорошая. Ведь раньше всё хорошее на Руси называлось – благо. Вечерний звон церковных колоколов предвещал: начинался особый вечер, когда все люди просили друг у друга прощения за причинённые неприятности и обиды.  Поэтому это воскресенье называлось ещё и прощёным днём или Прощёное воскресение. (Традиция коллективного сопереживания). А как вы думаете, для чего появился на Руси такой обычай? Чтобы люди встречали весну, когда происходит обновление природы, с обновлённым сердцем, чистой душой, свободной от всего плохого.

А кто знает, что значит пословица «Не всё коту масленица, будет и Великий пост»?

Это значит, что на смену веселью приходило время подумать о серьёзном: о своей судьбе, о смысле жизни, своём предназначении. Великий пост – время духовного и телесного воздержания, то есть ограничения, от шумного веселья, сытых праздников. И длился он целых 40 дней, до самой Пасхи.

Таким образом, приобщение к традициям проведения русских народных праздников с использованием фольклора  помогает детям почувствовать себя частью нашего великого  народа. Знание и уважение русских обычаев и традиций с самого раннего возраста способствует развитию любви к своему народу и Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

Консультация  "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

laquo;Народные традиции как средство приобщения дошкольников  к истокам национальной культуры»...

«Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».

    Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о кот...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе ...

Консультация для воспитателей «Народный праздник - как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям.»

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшест...