Консультация для воспитателей - Виды диагностики
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сомова Ирина Вячеславовна

Виды диагностики для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_ped_diagnostiki.odt44.62 КБ

Предварительный просмотр:

                Сомова Ирина Вячеславовна. Консультация для педагогов.

                      КАКАИЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИМЕНЯЮТСЯ  В ДОУ.

Педагогическая диагностика: система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.

Виды педагогической диагностики для детей:

Основная первичная диагностика. Задача - выявления фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз развития). Основной метод - включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям.  Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. : основная первичная диагностика (сентябрь) Цель - выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка этому времени, а также проблемы развития Результат - определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год основная итоговая диагностика (май) оценивается степень решения сотрудникам детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

Основная итоговая диагностика (в конце учебного года) Оценивание результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач.

Промежуточная диагностика. Задача - оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития,  оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им основной общеобразовательной программы /Основной метод - метод включенного наблюдения, дополненный рядом других методов. Результат - По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития.

Оперативная диагностика. Проводится по мере необходимости в рамках конкретной образовательной работы с детьми, не требует сложного инструментария и помогает воспитателю в выборе верной тактики взаимодействия с детьми Задача - оценка качества решения текущих частных задач. Формы проведения - диагностическое занятие, несложная экспериментальная ситуация, беседа и др.

   Критерии качества (результативности) дошкольного образования. Целесообразно  проводить педагогическую диагностику  используя данные психологической (компетентным воспитателем при отсутствии психолога), физического и медицинского здоровья- она будет достоверной и объективной. В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка (т.е. его готовности к решению новых задач и действию в ситуации неопределенности) критерии: развитие

  • познавательной активности,
  • мышления,
  • коммуникативных способностей
  • символических способностей (воображения и игры)

Кроме этого показателями благополучия ребенка является его эмоциональное состояние, отражающееся в уровне  тревожности и инициативности, а также физическое здоровье. 

Познавательная активность – любознательность ребенка, его открытость новому, готовность познавать мир (причем не только отраженный в знаковых средствах, но и мир предметный, природный) – один из наиболее трудно измеримых и при этом важных критериев. 

 Предлагается использовать четыре вида показателей оценки качества дошкольного образования:

  • непосредственные показатели психического развития детей
  • показатели качества образовательных условий  
  • опосредованные показатели психического развития детей
  • показатели здоровья дошкольников.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Основной задачей мониторинга детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) является выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и проектирование индивидуальных маршрутов образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Индивидуальный образовательный маршрут состоит из нескольких этапов:

1. наблюдение – выявление ребенка или группы детей имеющих какие-либо трудности в освоении образовательных областей;

2. диагностический этап – совместно с педагогом-психологом выявляются причины трудностей, мешающих освоению образовательной программы;

3. этап конструирования – планируются методы поддержки, коррекции, содержание работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе с ними;

4. этап реализации – реализация происходит во всех видах деятельности, но учитывая, что игра – это основной вид, то есть предлагается использовать игровые задания.

  1. итоговая диагностика - дает результат завершения маршрута.

В  мониторинге можно использовать не цветовые оценки уровней развития детей, а балльный метод:

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания

3 балла - ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого

4 балла – ребенок самостоятельно выполняет задания, но с частичной помощью

5 баллов – все задания ребенок выполняет самостоятельно.

Для педагогов и специалистов:

  • Педагогическая - выявление профессиональной компетентности воспитателей, показателей результативности в работе , креативности, умения владеть детьми, толерантности, и др. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 

 Критерии. Профессиональная компетентность.  Результативный показатель. Воспитанность и воспитуемость. Уровень умственного и психологического развития детей. Обученность и обучаемость.

Результаты следует различать:

по времени фиксирования (итоговые, промежуточные - текущие,оперативные);

по факту преднамеренности (запланированные и стихийно полученные);

по отношению к целям (целесообразные и нет, т.е. соответствующие

поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично);

по зависимости от субъекта (непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные);

по степени значимости (значимые – различные степени социальной,

личностной, профессиональной значимости, и не значимые);

по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки).

Под педагогическими результатами понимаются личностные изменения, которые происходят под влиянием педагогической деятельности.

1. К результатам педагогического процесса можно отнести: образованность – это качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности.

Существует 4 уровня образованности: грамотность, функциональная грамотность, информированность и социальная компетентность. В соответствии с этим мы с вами составляем образовательные программы тоже разного уровня освоения: общекультурные, углубленные, профессионально ориентированные.

грамотность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных образовательных областях (в нашем случае – в направлениях деятельности) на уровне знаний правил и их применения;

функциональная грамотность – это уровень образованности, который характеризуется овладением элементарными средствами решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности, исходя из особенностей современного образа жизни и возможностей различных направленностей;

информированность – это уровень образованности, который характеризуется овладением теоретическими средствами решения задач образовательной деятельности.

Основными показателя информированности являются объем знаний и умение применять их в учебных ситуациях;социальная компетентность – это уровень образованности, который

характеризуется овладением теоретическими средствами решения задач в различных сферах жизни, умением реализовать свои принципы в различных видах деятельности.

В зависимости от цели и задач образовательных программ, возраста обучающихся, срока реализации программы можно выделить уровень пре образованности, который является главной педагогической целью и прописывается в программе.                            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

                Управление качеством образования – это важнейшее направлениедеятельности в целостной системе управления образовательнымучреждением. Качес...

Консультация для воспитателей «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

В настоящее время формирование организационной структуры управления ДОУ, как и повышение качества образования, является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем. Качество образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатовдеятельности ДОУ ФГОС дошкольного образования.Необходимо постоянное изучение и оценка развития каждого воспитанника ДОУ на основе инфор...

Консультация для воспитателей «Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация поможет воспитателям провести педагогическую диагности детей ....

Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"

Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"...

Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"

Конкультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"...